Методическая разработка классного часа на тему: "Наши эмоции. Страх и тревога."
классный час (4 класс)
Методическая разработка классного часа на тему:
"Наши эмоции. Страх и тревога."
Цель:
- развивать способность, оценивать настроение и состояние человека по внешним признакам;
- снижение уровня тревожности у обучающихся.
Материал для занятия:
- Карточки, изображающие людей с различным выражением лица;
- Листы бумаги формата А4, листы ватмана для малых групп, клей, мягкий ластик, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски.
Ход занятия:
- Приветствие.
- Что такое эмоции. Проводится обсуждение, что такое эмоции, когда они возникают, для чего они нужны. (Эмоции – это особое психологическое состояние, которое отражается в форме приятных или неприятных переживаний человека.) Затем психолог показывает детям (раздает) карточки, изображающие людей с различными выражениями лиц. Дети угадывают что это за эмоции.
- Изобрази эмоции. Участникам предлагают вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия. Можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции. Важно, чтобы рисунки были абстрактными без каких-то конкретных образов, символов-штампов и т.д. Каждая эмоция рисуется в течение 2-3 минут. После рисования, дети могут показать свои рисунки и рассказать при каких обстоятельствах они испытывали данные эмоции (спрашивать только у желающих, если нет таких детей, то переходить к следующему упражнению).
- Моя тревога. Инструкции ведущего: «Нарисуйте свою тревогу на листе бумаги. Необязательно кому-либо показывать результат. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом».
- Рисуем Маски. После того как участники расправились со своими материализованными в рисунках тревожными состояниями, им предлагается следующая инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги тревогу в виде маски, используя листок формата А4, карандаши и фломастеры. Оторвите пальцами лишнюю бумагу –фон рисунка. Ножницами пользоваться нельзя». Возможна интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др. –такие элементы уже могут быть свидетельством проявления страха и агрессии, а не тревоги. Этап спонтанной игры-драматизации. Создается ситуация «публичного» проживания тревоги. Для совместного творчества участники объединяются в подгруппы по 3—5 человек. Инструкции ведущего: «Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями. Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте картину, используя любые материалы. Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый будет говорить от лица своей маски». Затем каждая группа выходит на импровизированную сцену. Остальные участники в это время –зрители. Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был тревожен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей. Заключительный этап –обсуждение. В процессе групповой рефлексии каждый участник описывает собственные впечатления и эмоции. Для помощи ведущий может задавать наводящие вопросы:
1. Что ты чувствовал, когда работал один, с группой, что чувствуешь сейчас?
2. Как работала группа?
3. Кому принадлежит идея сюжета, названия? Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет тревожно?
4. Какого цвета твои чувства, когда ты испытываешь тревогу?
5. Какого цвета твои чувства сейчас?
Одновременно обсуждаются индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «настройки». В завершение такого занятия важна рефлексия –она поможет выявить сильные и слабые стороны как ведущего, так и взаимодействия между участниками группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_moi_emotsii._kak_spravitya_s_gnevom.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа на тему:
«Мои эмоции. Как справиться с гневом»
Цель:
- развивать способность оценивать настроение и состояние человека по внешним признакам;
- показать, как пантомимика связана с настроением и состоянием человека;
- дать понять, что каждый человек имеет право испытывать гнев и обиду. Как с этим справиться. Снятие негативных эмоций.
Материал для занятия:
- Карточки, изображающие людей с различным выражением лица.
- Листки бумаги и карандаши.
- Карточки с названиями персонажей для игры «Театр».
Ход занятия:
- Приветствие.
- Что такое эмоции.
Проводится обсуждение, что такое эмоции, когда они возникают, для чего они нужны. (Эмоции – это особое психологическое состояние, которое отражается в форме приятных или неприятных переживаний человека.) Затем психолог показывает детям (раздает) карточки, изображающие людей с различными выражениями лиц. Детям предлагается повторить такое же выражение лица, как на показываемой картинке; рассказать, что изменилось в их лицах; ответить на вопрос, какое настроение у каждого из нарисованных персонажей.
- Покажи дневник маме.
Игра научит правильно угадывать чувства другого. Из числа участников выбираются «мама» «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил ученик.
- Театр.
Психолог сообщает, что внутреннее состояние можно выразить не только с помощью мимики, но также жестов и поз. Проводится игра «Театр». Участники делятся на две команды: «зрители» и «артисты». «Артисты» выходят к доске и по ходу повествования психолога изображают персонажей сказки:
«На лесной поляне росли красивые Цветы: веселые Ромашки, грустные Колокольчики, любопытные Анютины глазки, - строгие Дубы, старые Ели, молодые Березки и т.п. (учащиеся получают карточку с названием персонажа и показывают его качества при помощи позы и выражения лица. В зависимости от количества детей в классе определяется количество действующих лиц). Вдруг на полянку прибежал Испуганный Зайчик и спрятался под деревом. За ним крадется Хитрая Лиса. Остановившись на середине поляны, она стала озираться, принюхиваться и прислушиваться. Вот она увидела Зайчика и обрадовалась, а Заяц испугался еще больше.
Но тут появился большой Добродушный Медведь, который только что полакомился медом, был сыт и доволен. Лиса разозлилась и ушла восвояси. А Зайчик обрадовался и побежал к себе домой» (после окончания сказки «зрители» дают оценку «мастерству» «артистов»: обращается внимание на то, при помощи каких выразительных средств изображались характеры персонажей. Затем «зрители» и «артисты» меняются местами, и разыгрывается вторая сказка, аналогичная первой. На усмотрение психолога рассказчиком второй сказки может быть один из детей).
5. «Польза и вред эмоций» (беседа)
Какие у нас есть полезные эмоции?
А какие вредные?
Пример: страх. Вред страха – удерживает человека от того, что иногда необходимо сделать. Польза страха – позволяет человеку уберечься от лишнего риска.
6.Чтение рассказа «Гнев дружит с обидой».
Психолог сообщает детям, что гнев – самая отрицательная эмоция и предлагает детям прослушать рассказ про то, как можно справляться со своими негативными эмоциями:
«Жили два брата лисенка – старший и младший. Вот однажды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогли старушке нести из магазина сумки, и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники двойки. Обиделись на нее лисята, но по-разному. Старший лисенок старался не показывать виду, что обиделся, а младший – весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше дулся. А к вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители, вызвали доктора, который быстро разобрался, что дело в обиде и дал лисятам такой совет: если обиделся, не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает сама собой. Тогда рассказали лисята о своей обиде маме, а утром – учительнице. Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор запомнили правило: «Ты обиду не держи, а скорее расскажи». (проводится обсуждение рассказа, по желанию, дети рассказывают свои истории про обиду или гнев).
7. Мусорное ведро.
Дети пишут свое чувство, от которого хотели бы избавиться, на листке бумаги, а затем его сворачивают и выбрасывают в мусорное ведро. Мусорное ведро стоит посреди класса. Ведро выносят на помойку.
Педагог-психолог Соколова Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа " Слава Победы"
Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....
Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"
Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...
Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"
Классный час посвящен 50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...
Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.
Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов День знаний первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Разработка классного часа по теме: " Наши пернатые друзья"
Данная работа позволит развить логическое,творческое мышление.Расширить кругозор знаний о жзни пернатых.Поожет в экрологическом воспитании учащихся....
Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»
Цель: углублять представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...