Повышение толерантности воспитанников
материал

Медведева Ольга Владимировна

Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx24.99 КБ
Файл pedsovet.pptx896.88 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение толерантности воспитанников.

Цель:

Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников.

Задачи:

  • Актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия «толерантность»
  • Ознакомиться с методикой воспитания толерантности;
  • Получить практические рекомендации по воспитанию толерантности у школьников

Музыка «Одинокий пастух»

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета звучит так «Повышение толерантности воспитанников».

« В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие, все люди жили одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих.

Однажды собрались они вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.

Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки.

Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны»

Прослушав историю, возникает вопрос???

Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает… С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но  агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей.

Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствия. И самое страшное сегодня – разложение душевных свойств человека: отношения к труду, мышления, веры и т. д.  Всем ясно и понятно, что наше общество и страна тяжко больны. И хотя чаще всего мы слышим об экономических проблемах, первопричиной является болезнь духа.

Помимо этого бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что   есть добро, что - зло.  Поэтому нам, воспитателям, нужно научить детей  «отделять зерна от плевел», раскрыть суть духовных  ценностей российской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность.

Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия,

компромисса.        Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.

 

На территории Тульской области проживают люди разных национальностей, но больше всего 95% русское.

К сожалению, некоторые черты современного мира характеризуются жестокостью, насилием, разобщенностью, нетерпимостью. И действительно, многие происходящие вокруг нас социальные и политические события вызывают глубокое чувство тревоги. А как хочется верить, что обязательно придет помощь, если вдруг станет плохо на улице, что  идти в одиночестве вечером домой или открыть дверь незнакомцу – это безопасно. Но еще больше хотелось бы, чтобы наши дети, и наши внуки с самого раннего возраста не испытывали чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:

 В английском - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

 Во французском-"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".

В китайском- "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»

В арабском  "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим",.

В персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

В испанском – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения»

В русском – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо.

             16 ноября 1995 году была провозглашена и подписана Декларация принципов толерантности. С тех пор этот день отмечается как Международный день толерантности.

Коллеги, я попрошу вас разделиться на 2 группы. Вам нужно вписать в таблицу признаки толерантной и интолерантной  личности.

       Толерантный класс

   Интолерантный класс

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивание. Неумение слушать друг друга. Нетерпение

Стремление разобраться, расспрашивание

Игнорирование

Совет, предложение

Отстранение

Похвала, согласие

Обзывание

Подбадривание

Обвинение. Упреки

Благожелательность

Осуждение, критика

Утешение

Морализирование

Уважение

Угрозы

Эмпатия

Предостережение, предупреждение

Поддержка

Приказ, указание

 «Признаки толерантной  личности»

Толерантная личность: уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе,  чуткость, любознательность, снисходительность, доверие,  гуманизм.

«Признаки интолерантной  личности»

  Признаки интолерантной личности:  непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия.

       Деление людей на толерантных и интолерантных является условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание (ст. 4 Декларации принципов толерантности). В связи с этим огромная ответственность ложится на педагогов, задача которых состоит в систематическом и рациональном обучении воспитанников толерантности.

          С целью выяснения уровня сформированности толерантного сознания, в период подготовки к педсовету было  проведено  тестирование  среди воспитанников и воспитателей.

Таким образом, мы можем сказать,  что уровень сформированности толерантного сознания наших воспитанников не на высоком уровне,  а это значит,  нам есть над чем работать. Мы должны выработать четкие представления о том, как же воспитывать толерантность в наших детях.

Формирование толерантности в образовательном процессе следует осуществлять в три этапа:

 1этап- Организация работы в группе

предлагается проводить диспуты и дискуссии с четко заданными позициями участников; Используя приемы: «Эстафета», «Взаимопомощь», «Акцент на лучшее», «Ломка стереотипов», «Обращаться к правилам» и др.

Так, например, прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы воспитанники из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Воспитатель так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

  1. этап- Организация диалоговой рефлексии. На данном этапе мы используем деловые игры.

Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения воспитанника к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

  • Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
  • Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
  • Прием «Импровизация на свободную тему». Воспитанники выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
  • Прием «Встречные вопросы». Воспитанники, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

3 этап- формирования толерантных отношений в группах

Целесообразно использовать занятия-занятия с элементами  тренинга  для повышения сплоченности группы, ролевые игры для решения и профилактики межличностных конфликтов.

  • Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
  • Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
  • Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
  • Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
  • Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию

Выделяют большое количество методов воспитания толерантности: убеждения, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения.

Которые реализуются через различные формы  воспитания толерантности:

  1. Беседа
  2. Встречи с интересными людьми
  3. Вечера отдыха
  4. Экскурсии
  5. Путешествия, выход на природу
  6. Совместные творческие дела
  7. Дискуссии
  8. Игровые и конкурсные программы
  9. Классные часы
  10. Акции милосердия
  11. Игровые занятия- тренинги

Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания у юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена.

Я хочу закончить наш педсовет, с одного простого теста. Посмотрите, что у меня в руках? (купюра, достоинством, например 5000 рублей)

- Кто хочет получить купюру?

(ответы)

- Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю.

“Ну и кому из вас она нужна в таком виде? ”

Несмотря на все, что я проделала с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 5000 рублей. А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.

Вашему вниманию предлагаю посмотреть мультфильм «Ежик должен быть колючим».

Теперь прошу высказать свое мнение.

На рабочих столах, ноутбуков, предлагаю для работы следующие видеофильмы о  толерантности и доброте, а так же сборник тренинговых занятий.

Толерантная личность

Интолерантная  личность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педсовет «Повышение толерантности воспитанников »

Слайд 3

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Слайд 4

Национальность Тульской области

Слайд 5

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Что такое толерантность?

Слайд 6

16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности «Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

Слайд 7

Признаки толерантной личности . Желание что-либо делать вместе. Совет, предложение. Похвала, согласие. Уважение мнения других. Доброжелательность. Понимание и принятие. Чуткость, любознательность. Доверие, гуманизм. Стремление разобраться, расспрашивание. Утешение. Эмпатия. Равнодушие. Благожелательность .

Слайд 8

Признаки интолерантной личности Обвинение, Упреки. Немотивированная агрессия Отстранение. Угрозы. Приказ, Указание. Обзывание, Предупреждение. Непонимание. Эгоизм. Игнорирование. Цинизм. Нетерпимость. Выражение пренебрежения. Раздражительность. Равнодушие. Равнодушие.

Слайд 9

Результаты тестирования педагогов: А Б В 60% 40 % А – 1 – 45 баллов - высокая степень толерантности Б – 45 – 85 баллов – средняя степень толерантности В – 85 – 125 баллов – низкая степень толерантности Г - 125 – 135 баллов – полное неприятие окружающих Степень толерантности педагогов Г 0% 0%

Слайд 10

Результаты тестирования воспитанников : А Б В 7,7 % А – 1 – 45 баллов – высокая степен толерантности Б – 45 – 85 баллов – средняя степень толерантности В – 85 – 125 баллов - низкая степень толерантности Г - 125 – 135 баллов – полное неприятие окружающих Степень толерантности воспитанников Г 92,3% 0% 0%

Слайд 11

Во время творческого задания устанавливаются правила: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять , критиковать , опровергать мнение своих товарищей. 1 этап: Организация работы в группе Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. \ Акцент на лучшее Ломка стереотипов Воспитатель так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. П едагог так организует деятельность, чтобы в процессе организации взаимодействовали бы из разных групп Эстафета Взаимопомощь Обращаться к правилам

Слайд 12

Воспитанники, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению . 2 этап: Организация диалоговой рефлексии Воспитанники выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. \ Импровизация на свободную тему Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации. . Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от другого лица. Ролевая маска Прогнозирование развития ситуации Встречные вопросы

Слайд 13

Дети сочиняют пародию на известный фильм , используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию. 3этап: Формирование толерантных отношений в группах Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.). Воспитанники свободно импровизируют на обозначенную тему ( моделируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.). \ Добрые слова Творчество на заданную тему Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи. Детям предлагается завершить предлагаемую историю . Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения. Сочини конец истории Любимые книги товарища Киностудия

Слайд 14

Методы воспитания толерантности Методы убеждения требование самоубеждение коррекция поведения внушение стимулирование

Слайд 15

Формы воспитания толерантности Text in here Классные часы Беседа Text in here Дискуссии Экскурсии Итоговые занятия – тренинги Совместные творческие дела Акции милосердия Встречи с интересными людьми

Слайд 16

Толерантность - это дружба . Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это уважение. Толерантность - это доброта души. Толерантность - это терпение.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по повышению школьной успеваемости воспитанников детского дома "Шаг навстречу"

Организация работы по повышению школьной успеваемости  с педагогами школ, воспитателями и воспитанниками детского дома...

Тема самообразования: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников детского дома"

Тема моего самообразования направлена на изучение  метода экспериментирования и его включение  в образовательно-воспитательный процесс. Всем известно что дети любого возраста любят экспериме...

«Формирование толерантности в личности каждого воспитанника детского дома»

Программа направлена на формирование толерантности ребенка-сироты. Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов: ценностной дезориентацией подростковой среды; низк...

Формирование толерантности в личности каждого воспитанника школы-интерната.

Проблема культуры общения – одна из самых серьезных как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, в...