«Формирование толерантности в личности каждого воспитанника детского дома»
рабочая программа
Программа направлена на формирование толерантности ребенка-сироты.
Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов:
ценностной дезориентацией подростковой среды;
низким уровнем толерантности у подростков;
невежеством и страхом по отношению к людям другой расы, национальности, культуры, религии;
гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерием: личным, национальным или религиозным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
по формированию толерантности у воспитанников государственных организаций
для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Формирование толерантности в личности каждого воспитанника детского дома»
Емельяново, 2019
Пояснительная записка.
Программа направлена на формирование толерантности ребенка-сироты.
Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов:
- ценностной дезориентацией подростковой среды;
- низким уровнем толерантности у подростков;
- невежеством и страхом по отношению к людям другой расы, национальности, культуры, религии;
- гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерием: личным, национальным или религиозным.
Дети-сироты с отклонениями в развитии наиболее подвержены влиянию негативных факторов в социуме. Практика работы в школе-интернате свидетельствует о том, что воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья не обладают жизненным опытом общения с представителями других наций и религий. Воспитанники сиротских учреждений растут в полу изолированном мире, соприкасаясь с людьми иных культур только отдельными, порой нежелательными сторонами. В связи с этим подростки не способны строить здоровые отношения с людьми другой культуры на основе взаимоуважения и терпимости, у них проявляется склонность к подозрительности, агрессии, жестокости. Полное отсутствие знаний о традициях, обычаях, ментальности народов, проживающих на территории России, может привести к неправильной реакции и непродуманным поступкам подростков в межнациональных отношениях. Все эти проблемы не позволяют детям-сиротам эффективно социализироваться в поликультурном социуме.
Детский дом, являясь одним из институтов социализации детей-сирот, реализует важные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников:
- уважение и признание равенства наций, религий, культур;
- отказ от доминирования над другими людьми и насилия по отношению к ним;
- признание многообразия национальных культур и разных верований;
- готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;
- уважение позиции и признание ценностей других людей;
- усвоение норм толерантного поведения в обществе;
- коррекция и формирование основных общечеловеческих ценностей (труд, культура, семья, человек, Родина, долг и т.д.).
Отличительной чертой программы формирования толерантного поведения воспитанников является ее прикладная направленность, а именно стремление предупредить неадекватные формы поведения подростков в межнациональных отношениях.
При работе необходимо учитывать, что материал о быте, традициях, культуре, религии народов РФ должен отбираться с учетом доступности для детей и подростков разного возраста и уровня развития. Чем раньше у детей будут формироваться представления и понятия о толерантности, тем безболезненней будет проходить их адаптация в современном мире.
Особенностью познавательной деятельности воспитанников с низким уровнем развития является то, что мыслительные операции развиваются медленно и с трудом. Для мышления ребенка с особенностями развития характерны:
– конкретность (ребенок во власти единичных образов),
– ригидность (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую),
– некритичность (дети не могут самостоятельно оценить свою работу).
– сниженная активность мыслительных процессов,
– слабая регулирующая роль мышления.
Воспитанники обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия.
Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у умственно отсталых имеют специфические особенности:
– они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки;
– труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, запоминание замедленно, требуется много повторений.
Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения.
Воспроизведение – требует большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение у детей с особенностями развития носит бессистемный характер.
Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала (слабо развита опосредствованная смысловая память). У этих детей чаще, чем у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.
Программный материал предполагает использование разнообразных форм занятий, в том числе активных. Рекомендуемые формы работы: тематические беседы с элементами дискуссии, экскурсии, просмотр кинофильмов и спектаклей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разгадывание кроссвордов и сканвордов, тематические викторины и конкурсы, посещение национальных культурных центров и выставок, разучивание стихотворений, песен, инсценирование народных сказок и отрывков из литературных произведений авторов разной национальности.
Учитывая ограниченные возможности в развитии воспитанников, мотивация и интерес на занятиях поддерживается созданием творческой среды, личностно-ориентированными технологиями, применением наглядности, сменой видов деятельности, разнообразием форм и методов подачи материала, позитивным эмоциональным фоном. Именно в такой среде успешно проходит социализация ребенка-сироты.
Принципы работы:
- научность и доступность;
- системность и последовательность в изучении;
- коррекционная направленность;
- создание творческой среды;
- индивидуальный и дифференцированный подход.
Методические приемы, направленные на коррекцию познавательной деятельности:
Упражнения, направленные на внимание:
– дидактическая игра “Исключи лишнее” или “Найди отличия”,
– применение ИКТ.
Упражнения на коррекцию логического мышления:
– беседа;
– продолжение рассказа, включение пропущенного звена в таблице,
– игра на продолжение логического ряда “Снежный ком”,
– исправление ошибок в тексте (работа с индивидуальными карточками),
– составление рассказ по опорным словам,
– игра “Ассоциации”.
Упражнения на развитие памяти:
– детализация проведенного мероприятия (экскурсии, посещение выставок),
– оформление тематических газет, коллажей,
– рисование по памяти.
Упражнения на коррекцию речи:
– составление рассказа по опорным словам,
– расширение активного словарного запаса в речи (работа с терминами),
– развитие коммуникативных навыков в разговорной речи через инсценировки сюжетов.
Данная программа может быть использована и в общеобразовательных школах в качестве факультативного курса в классах коррекционно-развивающего обучения и в школах или классах с элементами инклюзивного образования.
Цель: способствовать социальной адаптации ребенка-сироты в современном обществе посредством усвоения поликультурных ценностей, расширения кругозора через знакомство с историей, культурой, религией, этическими взглядами людей разных национальностей, проживающих в Российской Федерации.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с национальной историей, культурой, бытом, традициями и обычаями народов, проживающих на территории России;
- Развитие у детей и подростков чувства толерантности и эмпатии по отношению к людям разных национальностей и вероисповедания;
- Формирование у воспитанников морально-нравственных установок и общечеловеческих ценностей.
Ожидаемый результат:
- Приобщение воспитанников к русской, российской и мировой культурам;
- Развитие у подростков толерантного отношения к людям разных рас, национальностей и вероисповедания;
- Успешная адаптация детей-сирот с особенностями интеллектуального развития и ограниченными возможностями здоровья в многонациональное современное общество.
Программа рассчитана на 3 года, возраст воспитанников от 11–18 лет, режим занятий – 2 раза в месяц, продолжительность занятий один академический час. Для занятий формируются комбинированные группы в соответствии с возрастом воспитанников.
Содержание занятия включает три этапа освоения материала:
I этап – познавательный. Направлен на изучение истории, культуры, быта, традиций народов России.
II этап – практико-содержательный. Направлен на приобретение эмоционально-ценностного опыта.
III этап – коррекционно-развивающий. Направлен на рефлексию, развитие познавательной активности и коммуникативных навыков воспитанников.
Содержание программы.
Программа состоит из трех разделов:
Первый раздел – “Волшебная шкатулка” (5–6-е классы).
Курс направлен на расширение знаний воспитанников о народах, проживающих на территории РФ. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, театрализованных представлений, встреч с людьми разных национальностей.
Тематический план.
№ | Название темы | Количество |
1. | Россия – многонациональная страна. | 1 |
2. | “Ратный подвиг народа”. Экскурсии “Бородинское сражение”, “Великая Отечественная война 1941г.–1945 г.” | 2 |
3. | “Славим Россию трудом”. Экскурсия на ВВЦ. | 2 |
4. | Писатели и поэты России. | 1 |
5. | Фестиваль “Сказки народов России”. | 2 |
6. | “А музыка звучит”. Знакомство с творчеством композиторов РФ. | 2 |
7. | Народная песня. Фольклорный праздник. | 2 |
8. | Посещение национальных культурных центров. | 2 |
9. | Народные промыслы. Мастер-класс. | 2 |
10. | Викторина “Путешествие по родной стране”. | 2 |
| Итого: | 18 |
Второй раздел – “Разбудим добротой сердца!” (7–8-й класс).
Курс направлен на формирование ценностных ориентаций воспитанников, в том числе:
– уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных;
– формирование смысловых и инструментальных ценностей;
– коррекция негативных личностных характеристик у воспитанников.
Тематический план.
№ | Название темы | Количество |
1. | “Пойми и прими другого человека”. | 1 |
2. | “В чем смысл человеческой жизни”. | 1 |
3. | “Человек человеку – друг”. Чтение рассказов о проблемах человеческих взаимоотношений. | 2 |
4. | Снятие деструктивных установок в межличностных отношениях. (Психологический тренинг.) | 1 |
5. | Просмотр и обсуждение фильмов (например: к/ф “Чучело”, “Возвращение”). | 3 |
6. | “Что мешает мне понять другого?” | 1 |
7. | Посещение мемориалов, посвященных жертвам терактов. | 1 |
8. | “Кто такой человек с особенностями развития?” Встреча с людьми с ограниченными возможностями здоровья. | 1 |
9. | “Помоги слабому”. Организация акции помощи больным, пожилым и другим нуждающимся. | 2 |
10. | Диагностика уровня толерантности. | 1 |
11. | Встреча с представителями землячеств и диаспор, проживающих в Москве. | 2 |
12. | “Найдем друзей по всей стране!” | 2 |
| Итого. | 18 |
Третий раздел – “Венок дружбы” (9–10-й класс).
Курс направлен на формирование толерантного поведения подростков:
– уважение и признание прав других людей;
– отказ от агрессии и насилия;
– признание многообразия культуры, норм поведения, верований;
– уважение позиции и ценностей других людей.
Тематический план.
№ | Название темы | Количество |
1. | “Я, ты, он, она – вместе целая страна!” | 1 |
2. | Знакомство с религиями мира. | 3 |
3. | “Золотое кольцо России”. Культура, традиции русского народа. | 2 |
4. | Казаки. История и обычаи народов юга России. | 1 |
5. | Культура и быт народов Северного Кавказа. | 1 |
6. | Тысячелетняя Казань. Народы Поволжья. | 1 |
7. | “В краю северного сияния”. Жизнь народов Крайнего Севера. | 1 |
8. | “Венок легенд”. Устное народное творчество. | 2 |
9. | Песни и танцы народов России. | 2 |
10. | Фестиваль национальной кухни. | 2 |
11. | Смотр-конкурс “Россия – Родина моя!”. | 2 |
| Итого. | 18 |
В ходе занятий рекомендуется:
- создание эмоционально – комфортной атмосферы для общения;
- обращение к личному эмоциональному опыту воспитанников;
- активное вовлечение в работу каждого воспитанника;
- использование элементов нетрадиционного ведения занятий с целью эффективной коммуникации воспитанников на занятии;
- использование элементов психологического тренинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование песком как эффективная форма коррекционно - развивающей работы с воспитанниками детских домов
Об использовании в работе стола с подсветкой для рисования песком....
Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям
-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...
Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома
Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....
Тема Самообразования «Волонтерство как средство становления духовно-нравственных качеств личности воспитанников детского дома».
Волонтерская деятельность по оказанию помощи бездомным животным формирует такие нравственные качества как милосердие, гуманность, готовность прийти на помощь. Относясь к животным с добротой и со...
Формирование толерантности в личности каждого воспитанника школы-интерната.
Проблема культуры общения – одна из самых серьезных как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, в...