Формирование толерантности в личности каждого воспитанника школы-интерната.
статья
Проблема культуры общения – одна из самых серьезных как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование толерантности | 166.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование толерантности в личности каждого воспитанника школы-интерната.
Воспитатель
МКОУ «Панаевская
школа-интернат»
Булыгина Н.А.,
2021 год.
Проблема культуры общения – одна из самых серьезных как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Что такое толерантность?
Толерантность означает уважение к взглядам, нравам, религии, особенностям внешности других людей и народов. С латинского данный термин переводится как «терпимость». Это важное свойство характера учит быть зрелой и самодостаточной личностью и помогает овладеть искусством дипломатии.
Толерантность означает умение принимать образ жизни других людей, давая им право иметь собственные взгляды на жизненные ценности, даже если они отличаются от вашего мировоззрения.
Синонимом толерантности является уважение. Это качество характера, которое характеризует умение относиться к другим людям, как к равноправной личности, не показывая своей неприязни по отношению к представителям другой расы, сословия и национальности.
Толерантность призвана развивать в людях сострадание к инвалидам и людям с ограниченными физическими возможностями, всегда оставаясь человеком с большой буквы.
В последнее время эта проблема приобрела особое значение потому, что все чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому взрослым нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие ее становлению.
Зачем ребенка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ребенок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нем такое же восприятие людей.
Деятельность воспитателя в процессе формирования толерантных отношений - это содействие повышению коммуникативной компетентности воспитанников, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и ребенка, предполагающую создание оптимальных условий для формирования у воспитанника осознания достоинства личности, признания права на ее самовыражение, что, в частности, исключает боязнь возможности ошибочно поступить или неправильно ответить.
Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому? Сегодня возникает необходимость воспитания у детей толерантности с самых первых дней их пребывания в школе-интернате.
Особое внимание в школе-интернате обращается на воспитание толерантности у подростков. Именно в их возрасте у человека начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, и, соответственно, повышается его интерес к вопросам культурной принадлежности.
В подростковом же возрасте закладываются и основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, стремление к социальной изолированности, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, возраст всегда трудный.
Главное в работе воспитателей - направлять деятельность детей, регулировать их межличностные отношения. Общение обладает ценностью лишь тогда, когда вызывает потребность взаимного обмена мыслями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям.
Хочу отметить, чтобы воспитывать толерантность других, надо самому, в первую очередь педагогу, быть примером толерантности.
Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!
Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои эмоции, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение отношений.
Значит, каждому педагогу важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство.
Большое значение в формировании толерантных отношений имеют игровые ситуации, ролевые игры, направленные на развитие коммуникативных умений. Для формирования толерантности в личности каждого воспитанника школы-интерната используются такие формы и методы, как:
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». В системе воспитательной работы через развитие таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание раскрывается суть «инаковости», становятся более понятными суть отличия одного человека от другого и «местонахождение» границ толерантности.
Важным является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации.
Воспитание толерантности направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствует формированию у детей и подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия. Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, проблемы в развитии - это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам.
Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.
Используемая литература:
- Кузнецова Организация и планирование воспитательной работы в спец. (коррекционной) школе - интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей [Текст] /Кузнецова. -2-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.- 312 с.
- Козлова С.А. Программа социального развития ребенка «Я – человек». М., 2004 г.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет.М., 2007 г.
- Паламарь Л. Мудрость общения – как построить свое Я. М., 1991г.
- Эрик Эриксон. Детство и общество. С-Пт., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...
Обобщение опыта по теме: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»
Работая в школе-интернате, я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут отв...
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, как направление сохранения и улучшения здоровья воспитанников специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида ,
Подпрограмма воспитания здорового образа жизни "Здоровье"...
"Формирование и использование портфолио (индивидуальной накопительной оценки достижений) учащихся, воспитанников с ОВЗ в школе-интернате № 95."
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы учителя начальных классов о формировании портфолио учащихся....
«Формирование толерантности в личности каждого воспитанника детского дома»
Программа направлена на формирование толерантности ребенка-сироты. Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов: ценностной дезориентацией подростковой среды; низк...
Доклад "Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию ок...