ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
методическая разработка

Татьяна Юрьевна Ени

Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма. В статье представлены формы воспитательной работы, применяемые в условиях детского дома по формированию толерантных установок у воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tolerantnost.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

                                             Т.Ю. Ени,

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе

МКОУ детский дом «Семья», г. Ноябрьск

                                             А.М. Федосик,

воспитатель семьи(группы)

МКОУ детский дом «Семья», г. Ноябрьск

        Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма.

        К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал, но в новом тысячелетии, которое ознаменовалось не только новыми достижениями в науке и культуре, но и ростом случаев появления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем мире.

        В силу специфики детского дома, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой толерантных отношений в среде воспитанников. Социальные сироты – особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В силу многих причин, их взгляды на мир, на окружающую действительность, их мироощущения и представление о ценностях складываются таким образом, что зачастую конфликтуют с общепризнанными нормами и ценностями. В результате в детских домах и школах-интернатах оказался сосредоточен весьма специфический контингент детей, которые отличается отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, - с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным[1] синдромом. Следует отметить, что предметом нетерпимости в детском доме может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

        Исследования психологов и педагогическая практика показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы по формированию толерантности можно избежать проявления многих отрицательных наслоений в личности ребенка-воспитанника детского дома.

        Проблема толерантности является относительно новым направлением в педагогике. Значительный вклад в исследование толерантности, её сущности и функций внесли учёные: Г. Олпорт, Э. Фром, П.Ф. Страусов, С. Колбаса, П. Николсон, М. Уолцер, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, И.Б. Гришпун, Г.У. Солдатова, Ю.В. Пайгунова и другие. Популярность и актуальность этой проблемы обусловлена тем, что именно в формировании толерантности ученые видят способ профилактики и залог предотвращения всевозможных форм межличностных и межгрупповых конфликтов.

        Выстраивая систему воспитательной работы с детьми по формированию толерантных установок, необходимо опираться на следующие идеи воспитания толерантности, выдвинутые в материалах ЮНЕСКО[2]:

  1. «Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости».
  2.  «Планетарное сообщество – не что иное, как единое целое, всё с неизбежностью оказывается его частью; воспитание должно развивать сознание единства…».
  3. «В контексте непосредственного учебного процесса культура мира – это культура школьных и классных взаимоотношений, при которой учителя и ученики максимально способствуют  интеллектуальному и человеческому развитию каждого ребенка».
  4. «Для будущих и уже работающих учителей и всех, кто имеет отношение к образованию, было бы очень полезно проверить свой собственный уровень толерантности и определить меру своего понимания других, отличающихся от них самих людей».
  5. «Воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите их тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов» (из выступления бывшего директора ЮНЕСКО Ф. Майора).

        Эффективное формирование толерантности у воспитанников детского дома успешно осуществляется при реализации следующих условий:

  • толерантное отношение прежде всего воспитателя к воспитанникам;
  • постановка перед детьми творческих задач;
  • организация выполнения коллективных творческих дел такого объема и содержания, что вероятность достижения успеха в их решении существенно выше при коллективной работе над задачей, чем при индивидуальной;
  • принятие педагогом отношений между участниками работы и выделение их как одной из ведущих (основных) ценностей при выполнении коллективных творческих работ; доведение до сознания воспитанников взаимосвязи между качеством отношений в группе и эффективностью работы;
  • передача детям ответственности за складывающиеся в группе отношения;
  • обучение детей правилам эффективной организации совместной работы (обсуждать и согласовывать планы, использовать справедливые процедуры и объективные критерии и т.д.).

В работе по формированию основ толерантности успешно может быть использована технология педагогического диалога[3].

            Педагогика диалога предлагает, прежде всего, либо предупреждение нежелательных поступков, либо отсроченное во времени спокойное обсуждение того, как лучше было бы поступить.

Особое место при формировании толерантных установок отводится воспитанию этнической толерантности. С этой целью могут проводиться мероприятия с использованием интерактивных методов и приемов для активизации как познавательной деятельности, так и развития творчества детей. Весь этнографический материал должен приподноситься детям с использованием активных форм на основе деятельностного подхода, т.е. создается специальная, педагогически организованная среда, привлекательная и ценная для воспитанников. Кроме того, может быть успешно использован этнический материал других стран и народов  – это заочные путешествия, опосредованные соответствующим материалом, содержащим информацию о других культурах, отражающим приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

        Необходимо отметить, что воспитывая толерантность в своих воспитанниках, педагог, в первую очередь, должен сам быть примером толерантности.

Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!

Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то  из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои эмоции, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение отношений, поэтому толерантность педагога - одна из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство.

        К встрече с трудным можно и нужно заранее – готовить и помогать, когда оно возникло, в его правильном восприятии, в сосуществовании с этим трудным. Такая профилактика предполагает познание детьми того, что требует толерантности. Эффективными педагогическими средствами здесь выступает информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, семьи (группы), а также постоянное совместное творчество детей и воспитателя.

        В большой связке ключей педагога, ключ «творчество» открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они и объединяются, учатся ценить друг друга. Умело организованное коллективное творческое дело (КТД)[4] дает высокую степень сплочения коллектива воспитанников, а значит, формирует толерантные взаимоотношения. При организации КТД может быть параллельно реализована технология создания ситуации успеха[5]. Данная технология особенно актуальна в условиях учреждения интернатного типа, поскольку ситуация успеха – это целенаправленное организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики. Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития толерантной личности воспитанника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к окружающему миру и непосредственно к труду.

        Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы: «Вы в своей работе достигли поставленных целей», но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, взаимопонимания и сотрудничества, которая может быть создана при системном подходе к формированию толерантных установок покажет, что проводимая работа дает результаты.

Список использованной литературы

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. – М. – 1983.
  2. Айзенк Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. - М. – 2000.
  3. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность  / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- М. – 2001.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.:"Просвещение", 1991.
  5. Бондырева С.К. Толерантность. Введение в проблему / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. – М. – 2003.
  6. Вафина Э. Формирование толерантных отношений у молодежи //Э Вафина: Преподавание истории в школе. – 2004.
  7. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Б.З. Вульфов  Внешкольник. – М. – 2002.
  8. Гудошникова Н. Умение уживаться – не значит пасовать / Н. Гудошникова: Граждановедение. – 2003.
  9. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания, - М, 1990.  
  10. Иоффе А. Толерантность как один из принципов культуры общения / А. Иоффе: Граждановедение. – 2003. – №16. – с. 4
  11. Матазов Д.А. Программа специального учебного курса «Введение в этнотолерантность»  / Д.А. Матазов: Образование в современной школе. – 2005. – №1. – с. 24–28 .
  12. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности // Дошкольное воспитание // М-во общего и проф. образования РФ. – 1999, № 5. C. 70-73.
  13. Пчелинцева И. Толерантность и школьник  / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2003. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется?  / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2001.
  14. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. /Л.И. Семина: Семья и школа. 2001. №№11–12, с. 36–40.
  15. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков  / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. М. – 2000.
  16. Степанов П. Как воспитать толерантность? / П. Степанов: Народное образование, 2001, №9, с. 91–97; 2002, №1.
  17. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия  / Л. Тубина: Воспитание школьников. – 2003. – №3.
  18. Тыртышная М. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности  / М. Тыртышная: Классный руководитель. – 2005. – №5. – с. 125–129 // Классный руководитель. – 2005. – №4. – с. 125–129.


[1] Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

[2] Декларация принципов терпимости (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995г.)

[3] Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности // Дошкольное воспитание // М-во общего и проф. образования РФ. – 1999, № 5. C. 70-73.

[4] Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания, - М, 1990.  

[5] Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Создание комфортного психологического климата в группе продлённого дня

Создание комфортного  психологического климата в группе продлённого дня...

«Формирование толерантности в личности каждого воспитанника детского дома»

Программа направлена на формирование толерантности ребенка-сироты. Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов: ценностной дезориентацией подростковой среды; низк...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

ПРОЕКТ   ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ   УСТАНОВОК  И  ПРОФИЛАКТИКИ  ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ   ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...