Тема самообразования: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников детского дома"
материал по теме
Тема моего самообразования направлена на изучение метода экспериментирования и его включение в образовательно-воспитательный процесс. Всем известно что дети любого возраста любят экспериментировать, это позволяет им удовлетворять такие потребности как познание, любознательность. Быть первооткрывателем заложено в ребенке с детства, экспериментируя он познает мир, расширяется его кругозор. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. Положительно влияют на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей. Знания добытые опытным путем более ценны и осмысленны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.66 КБ |
![]() | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Промежуточный отчет по теме самообразования:
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников детского дома»,
воспитателя Ивановой Натальи Сергеевны.
2 слайд.
Самая большая трагедия для мыслящего человека
— остывание страсти к познанию.
Е. Богат
Одним из приоритетных направлений образования по ФГОС является развитие активной, творческой личности, способной самостоятельно решать нестандартные задачи, ориентироваться в огромном потоке научной информации, подлежащей усвоению в процессе учебной деятельности. Это требует достаточно развитой познавательной активности от современных учеников. Подростковый возраст по своим возможностям является благоприятным для развития данного качества.
Актуальность проблемы развития познавательной активности у современных подростков особенно остро звучит относительно воспитанников детских домов. Многие исследователи (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.Н. Ослон и др.) отмечают, что интеллектуальное и личностное развитие детей в закрытых детских учреждениях имеет как запаздывающий, так и дисгармоничный характер. Воспитанники детского дома более пассивны в познавательной деятельности, в учебе руководствуются негативной мотивацией, в познании направлены на сведения, связанные с их личными интересами.
Чтобы повысить познавательную активность воспитанников, необходимо создать условия, побуждающие к познанию. Одним из эффективных методов познания окружающего мира является метод экспериментирования.
Дети любого возраста очень любят экспериментировать. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. Положительно влияют на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей.
3 слайд
Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной деятельности для повышения познавательной активности воспитанников детского дома.
Задачи:
- Изучить и проанализировать теоретико-методологические основы опытно-экспериментальной деятельности воспитанников детского дома.
- .Экспериментально проверить эффективность опытно-экспериментальной деятельности для повышения познавательной активности воспитанников детского дома.
- Разработать методические рекомендации для педагогов по организации опытно-экспериментальной деятельности.
- Создать копилку «Занимательные опыты и эксперименты»
4 слайд
Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение:
Эксперимент — это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Введению термина «экспериментирование», «опытно-экспериментальная деятельность», наука обязана швейцарскому психологу, теоретику детского интеллектуального развития - Жану Пиаже. Он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский.
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития воспитанников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества (продуктивная форма экспериментирования).
3. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики
5 слайд.
Главное достоинство применения детского экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет главным образом развитие психических процессов ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- развивается и обогащается речь воспитанников, так как им необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагание, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
6 слайд
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
- По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории:
- демонстрационные; проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением;
- фронтальные.
7слайд
Структура детского исследования - экспериментирования:.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
• Видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
• делать выводы;
• фиксировать этапы действий и результаты графически.
Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы воспитанника в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился воспитанник, а то, как он думает, рассуждает.
9слайд
В опытно-экспериментальную деятельность воспитанников включаю в рамках реализации проекта «Сам себе ученый». Который состоит из 4 модулей:
- Модуль «Юный алхимик».
Воспитанники знакомятся с химическими свойствами и применением веществ и материалов, которые нас окружают в повседневной жизни: лекарственные препараты, средства бытовой химии, пищевые продукты. Проводя опыты, ребята наблюдают за химическими реакциями между веществами. Химические опыты вызывают интерес к наблюдаемому явлению, прививают интерес к изучению химии.
10 слайд
- Модуль «Лаборатория обыкновенного чуда»
Воспитанники знакомятся с законами физики, с физическими свойствами веществ: вода, воздух, лед, бумага. А также с физическими явлениями, такими как плотность, аэродинамика, инерция, давление воздуха, теплопроводность и другое Проведение физических опытов способствует повышению интереса к изучению физики.
11 слайд
- Модуль «Загадки живой природы».
Воспитанники знакомятся с необычными свойствами растений, фруктов, овощей. Наблюдают за химическими реакциями и физическими свойствами растений
12 слайд Научное шоу «Секретная лаборатория»
На летних каникулах, для детей детского дома, было проведено мероприятие «Научное шоу «Секретная лаборатория»», ребята окунулись в мир волшебства, науки. Воспитанники группы выступили в роли ассистентов, помогали ставить опыты, рассказывали, почему так получается.
13 слайд Научное шоу «В царстве сухого льда»
На мероприятии воспитанники познакомились с новым веществом под названием «Сухой лед». Посредством проведения опытов узнали о его физических свойствах, где используется «сухой» лед в жизни.
14 слайд
Включаю опытно-экспериментальную деятельность при формировании здорового образа жизни, на занятия по образовательной программе «Семь шагов к своему здоровью» при изучении таких тем как:
- «Организм человека»;
- «Скажи, нет вредным привычкам»;
- «Правильное питание»;
- «Личная гигиена».
Посредством опытов и экспериментов показываю пагубное влияние сигарет и алкоголя на организм человека, негативное влияние на организм человека вредных продуктов.
15 слайд
Для фиксации опытов и экспериментов создала «Дневник молодого ученого», где воспитанники фиксируют опыт, проблему, гипотезу, сам ход эксперимента, а также записывают выводы- итог эксперимента.
В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди
научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не
прошёл»
Опыт № 1 «Сильная бумага»
Понадобится: 2 стакана, лист бумаги, любая фигурка, довольно тяжёлая.
Проблема: какой вес может выдержать лист бумаги?
Опыт:
1. Поставим стаканы на расстоянии 15-20 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».
3. Поставим на лист нашу фигурку. Бумага не выдержит её веса и прогнётся вниз.
4. Изменим немного опыт. Теперь сложим лист бумаги «гармошкой».
5. Положим эту «гармошку» на две банки и поставим на неё фигурку. Гармошка не прогибается!
Вывод: меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становится прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.
Опыт № 2 «Взрывной апельсин»
Понадобится: Воздушный шарик, кожура апельсина.
Проблема: Интересно, а что произойдет, если соком из цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?
Опыт: Чистим апельсин, шкурки откладываем в сторону, они нам понадобятся. Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком. Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!
Объяснение опыта: Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина, содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
Опыт № 3 «Огнеупорный шарик»
Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.
Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Самая большая трагедия для мыслящего человека — остывание страсти к познанию. Е. Богат По ФГОС одним из приоритетных направлений образования является развитие активной, творческой личности, способной самостоятельно решать нестандартные задачи, ориентироваться в огромном потоке научной информации, подлежащей усвоению в процессе учебной деятельности. Это требует достаточно развитой познавательной активности от современных учеников . Подростки из детского дома более пассивны в познавательной деятельности, в учебе руководствуются негативной мотивацией, в познании направлены на сведения, связанные с их личными интересами. Чтобы повысить познавательную активность воспитанников, необходимо создать условия побуждающие к познанию. Одним из эффективных методов повышения познавательной является метод экспериментирования.
Задачи р азвивать интерес к познанию закономерностей и явлений окружающего мира; развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности; развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, находить причинно-следственные связи; развивать самостоятельность, коммуникативные качества. Цель: Повышение познавательной активности воспитанников, посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность.
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Жан Пиаже 1896- 1980
Достоинства детского экспериментирования В рамках детского экспериментирования происходит: получение реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; развитие психических процессов ребенка, активизируется его мыслительные процессы; развивается и обогащается речь воспитанников ; происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; ф ормируются навыки самостоятельности , сотрудничества; развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Классификация экспериментов по основным принципам. По характеру объектов, используемых в эксперименте. По месту проведения опытов. По количеству детей. По продолжительности. По причине их проведения. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом. По характеру мыслительных операций. По характеру познавательной деятельности детей. По способу применения в аудитории.
Структура эксперимента по Н. Н.Подьякову постановка проблемы; ц елеполагание; в ыдвижение гипотез; п роверка гипотез; а нализ полученных результатов; формулирование выводов.
Модуль «Юный алхимик» Веселый шарик
Модуль «Лаборатория обыкновенного чуда» «Радуга в стакане»
Модуль «Загадки живой природы» «Цветная капуста»
Научное шоу «Секретная лаборатория»
Научное шоу «В царстве сухого льда»
Экспериментируем на занятиях по формированию ЗОЖ «Курить- здоровью вредить»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-135236-1352664332.jpg)
Актуальность проблемы развития творческих способностей и познавательной активности воспитанников детского дома.
Выступление Шаровой Н.С. в детском доме, на малых католиковских чтениях....
Программа по повышению школьной успеваемости воспитанников детского дома "Шаг навстречу"
Организация работы по повышению школьной успеваемости с педагогами школ, воспитателями и воспитанниками детского дома...
Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»
Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948043-1505471286.jpg)
Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.
ldquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать”.В. Сухомлинский Для успешного освоения основной общеобразовательной п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/09/picture-62432-1468060274.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...
Педагогический проект "Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности младших школьников"
Тема, цели, актуальность проекта...
разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...