Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми
методическая разработка

Абайдулина Татьяна Викторовна

Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie5_17951z_abaydulina_tatyana.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 5. Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми

  1. Подберите диагностические методики для изучения одного из видов одаренности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)

Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
  2. Он с готовностью откликается на все новое.
  3. Любит все загадочное и непонятное.
  1. Часто нуждается в поддержке старших.
  2. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.
  2. Его любознательность устойчива.
  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.
  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.
  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
  6. Начатое дело всегда доводит до конца.
  7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
  8. Настойчив в достижении поставленной цели.
  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
  1. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
  2. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
  2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
  4. Всегда ищет самостоятельные решения.
  5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
  7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
  2. Стремление освоить незнакомое дело.
  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.
  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.

Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
  3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в классе.
  41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
  74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры- драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная;
  2. Творческая;
  3. Академическая;
  4. Художественно-изобразительная;
  5. Музыкальная;
  6. Литературная;
  7. Артистическая;
  8. Техническая;
  9. Лидерская;
  10. Спортивная.

КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ)

Методика самооценки для обучающегося

Инструкция. Пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:

Да;

Скорее да;

Скорее нет;

Нет.

  1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.
  2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.
  3. Я люблю работать над особыми проектами.
  4. Мне нравится обсуждать разные идеи.
  5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.
  6. У меня хорошее чувство юмора.
  7. Моя работа всегда особенная.
  8. У меня появляется много идей при решении проблемы.
  9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.
  10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.
  11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.
  12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.
  13. Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это.
  14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.
  15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.
  16. Я занимаюсь спортом и разными играми.
  17. Я хорошо занимаюсь в школе.
  18. В школе меня любят другие дети.
  19. Я понимаю и люблю других людей.
  20. Я дружелюбен и умею ладить с людьми.
  21. Другие люди считают, что я умница.
  22. Я – хороший и понимающий друг.
  23. Со мной легко ладить.

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях__________

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше______________

ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ         (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).

 Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

  1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.
  2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
  3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
  4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

  1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
  2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.
  3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.
  4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.
  5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

  1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.
  2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят  показать свою работу классу.
  3. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.
  4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью,  в которой участвует.

 Шкала IV. Творческие характеристики.

  1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
  2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
  3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.
  4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.
  5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
  7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.
  8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
  9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.
  10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.

Матрица определения видов одарённости

Вид одарённости

 Признаки одарённости

Методы выявления

1. Интеллектуальная

Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, строта аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.

Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Станфорд-Бине, шкала Векслера, тест Слоссона

2Академическая

Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета.

Систематизация наблюдения, анкетирование, тесты достижения, тесты Равенна. Критериально-ориентированные тесты.

3. Творческая

Умение переструктуровать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкасть и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетом.

Тесты Торренса, Роршаха

  1. Разработайте или подберите из источников творческие задания (не менее 5) по развитию способностей детей к искусству. 

Игры для развития творческих способностей

Игры размещены по мере сложности, некоторые из них связаны между собой.

  • Составление предложений:

Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).

Игра развивает способность быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.

  • Поиск общего:

Наугад берут два малосвязанных слова, например "кастрюля" и "лодка". Нужно записать в столбик больше всего общих признаков этих предметов. Особенно ценные необычные, неожиданные ответы, которые дают возможность увидеть эти предметы совсем иначе.

Игра учит находить в разрозненных предметах и событиях множество общих аспектов, выделять связи, которые обычно "не лежат на поверхности".

  • Исключение лишнего слова:

Берут любые три слова, например "собака", "помидор", "солнце". Нужно оставить только те слова, которые имеют что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака — изъять. Нужно найти больше всего вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше всего признаков, которые соединяют пару слов, которые остались, и не свойственных исключённому лишнему.

Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них.

  • Поиск аналогов:

Называют какой-то предмет или явление, например, вертолёт. Нужно назвать больше всего его аналогов, то есть других предметов, подобных к нему по разным существенным признакам. Нужно также классифицировать эти аналоги на группы в зависимости от того, с учётом какого свойства предмета их подобрано.

Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждой из них отдельно, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

  • Поиск противоположных предметов:

Называют какой-то предмет или явление, например дом. Нужно назвать больше всего других предметов, в чём-то противоположных ему. При этом следует ориентироваться на разные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

Игра формирует способность замечать разные свойства предмета и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, чётко выделять у них общее и разное.

  • Способы использования предмета:

Называют какой-то хорошо известный предмет, например книгу. Нужно назвать больше всего способов её применения: книгу можно использовать в качестве подставки для кинопроектора, ею можно прикрыть от посторонних глаз письмо, что лежит на столе, и тому подобное.

Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности. Кстати, психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.

  • Выделение существенных признаков понятия:

Называют хорошо знакомое всем понятие, например, спорт. Нужно навести его существенные признаки.

Побеждает тот, кто назовёт все важные признаки и ни одной несущественной. Ответы проверяют и обсуждают все, кто играет.

Игра развивает способность "смотреть в корень", схватывать только суть явления, отвлекаясь от остальных признаков. Эта способность чрезвычайно важна, чтобы понять новое: ведь понимание — это непростое движение мысли сквозь несущественные признаки к существенному.

  • Высказывание мысли иначе:

Берут несложную фразу, например: "Это лето будет очень тёплым". Нужно предложить несколько вариантов высказывания той же мысли иначе. При этом нельзя не употреблять ни одного со слов исходного предложения (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но всё равно нужно как-то выразить мысль). Нельзя искажать содержание высказывания, чтобы сохранить его суть. Побеждает тот, кто нашёл более трёх вариантов.

Игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерий понимания — свободная форма его выражения: то, что хорошо понятно мы легко можем объяснить своими словами, к тому же разными способами, а если нет понимания, то цепляемся за словесную формулировку и боимся отойти от неё.

Задания для развития творческих способностей

  • Задания направленные на развитие:
  • Бдительности в поисках проблем: записать на листе бумаги необычные проблемы, связанные с привычным объектом, например деревом (иногда вопрос имеет такой вид: "Что бы вы сделали, если бы вам отдали это дерево?").
  • Скорости мышления: назвать слова, к которым применимы все три определения, например: мягкий, белый, съедобный.
  • Лёгкости ассоциирования: назвать все слова, противоположные данному по содержанию (например, слову "сухой" или "старый").
  • Лёгкости словообразования: придумать больше всего слов, которые начинаются с данного префикса или содержат данный суффикс.
  • Способности определять категории объектов: записать на бумаге все предметы, к которым применимо данное определение (например, круглый).
  • Неделя творческих заданий. Вот десять вариантов вопросов, которые соответствуют пяти дням недели с понедельника по пятницу (по 2 вопроса на каждый день):
  1. Что общего между рубкой деревьев и созданием причёски (написанием картины и ремонтом будильника; заполнением анкеты и смазкой лыж; вытиранием носа платком и ловлей раков; дедовщиной в армии и вождением автомобиля)?
  2. Чем рубка деревьев (написание картины; заполнение анкеты; вытирание носа платком; дедовщина в армии) отличается от создания причёски (ремонта будильника; смазка лыж; ловли раков, вождения автомобиля)?
  3. Придумайте больше всего способов использования обойного молотка (древнегреческо-верхнетюркского словаря; электрического чайника; академического отпуска в учебном заведении; ивовой лозины).
  4. Если бы у вас был (была) шарф из провода (записная книжка; машина времени, за каждое использование которой вы стареете на 10 лет; пакетик с новогодней вуалью; стул со сломанной ножкой), что бы вы с ним (нею) сделали?
  5. Что было бы, если бы растения могли говорить (у всех людей был глаз на затылке; существовали лекарства от глупостей; телевидение захватили инопланетяне)?
  6. Найдите или придумайте два ключевых (важнейшие) слова для ситуации "цирюльник бреет усы" ("человек упал и пытается приподняться"; "прочистка замусоренной трубы"; "кремлёвские звезды погасли", "летят два крокодила: один красный, а второй — на юг").
  7. Выпишите из любого текста 20 существительных, 20 прилагательных и 20 глаголов в таком порядке: существительное, глагол, прилагательное, существительное, глагол, прилагательное и так до конца. Из каждого предложения взять не более одного слова.
  8. Опишите с помощью наибольшего количества названий ощущений и их модальностей (например, зрения — цвет, объём, яркость, контрастность, расстояние; вкуса — температура, солёность, консистенция и тому подобное) кактус (кенгуру; падающий метеорит; "Сникерс"; лоскуток ваты).
  9. Постройте ассоциативную цепочку приблизительно с 50–100 словами, начиная со слова "книга" ("молоко"; "звук"; "хвалить"; "Австралия").
  10. Какие решения проблемы поиска затерянного бумажника (как накормить ребёнка кашей; как догнать уезжающий поезд; студент забыл ответ на вопрос экзамена, и никто ему не помог; мухоморы стали маскироваться под грузди и маслята) вы придумали в первую очередь за отведённое время?
  • Разные виды заданий:
  • Множественные группирования: испытуемому дают список слов, например: "стрела", "пчела", "рыба", "яхта", "крокодил", "коршун", "воробей". Нужно сгруппировать эти слова, выделив больше всего классов (тех, которые летают, плавают, живых, хищных и других объектов).
  • Выведение последствий: описывают ситуацию и предлагают придумать последствия, например: "Что произойдёт, если дождь будет лить непрерывно?" (обычные ответы — "мы все смокнем", "подорожают зонтики""переселимся в горы""Тибет будет перенаселён""подорожают костюмы для подводного плавания" и тому подобное).
  • Символ профессии: показывают рисунок с изображением знакомого предмета, скажем электрической лампы. Нужно назвать профессии, которые символизирует этот предмет (электрик, учитель, учёный и т.д.).
  • Формирование символов: на листе бумаге, разделённой горизонтальными и вертикальными линиями — 12 клеток, в каждой из которых — короткая фраза: "человек идёт""самолёт взлетает""гнев""гордость". Нужно подать их символично, но не в виде иллюстрации.
  • Спроси и угадай: испытуемому показывают иллюстрации к какой-то сказке или просто сюжетный рисунок. Он должен составить вопрос, ответ на который не находит на картинке. Ему также предлагают вопрос о событиях, которые предшествуют изображённому. За результатами теста оценивают лёгкость ассоциирования, гибкость и оригинальность мышления.
  • Улучшение объекта: игрушку с папье-маше — собаку, мартышку — нужно усовершенствовать, то есть сказать, как сделать её более смешной. Оценивают гибкость, оригинальность, изобретательность.
  • Воображение: нужно составить небольшой рассказ на одну из десяти предложенных тем, которые касаются чего-то необычного: например, "летающий крокодил", "мужчина, который плачет" и т.п.
  • Завершение рисунков: испытуемый должен завершить незаконченный рисунок. При этом учитывают глубину постижения содержания рисунка, оригинальность, фантазию.
  • Круги и квадраты: на листе бумаги беспорядочно размещено 35 кругов. Нужно нарисовать больше всего разных предметов, используя круг, как составную часть, а под рисунками написать названия предмета. Обычно рисуют тарелку пуговицу, воздушную пулю, монокль, колесо. Необычные рисунки — нос человека снизу, как его увидела бы муха, которая сидит на верхней губе. Вместо кругов можно брать квадраты. При этом важны лёгкость, гибкость, оригинальность.
  • Высказывание догадки: за описанием фантастической ситуации изобразить возможные последствия: "Представьте, что человек прошёл через машину для отжима белья и вышел из неё плоский и обезвоженный". По результатам теста оценивают лёгкость, гибкость, оригинальность.
  • Конструирование: нужно составить рисунок из стандартных деталей — кусков цветной бумаги или картона. Сюжет должен быть содержательным; к нему нужно придумать название. Экспериментатор оценивает оригинальность, информативность изображения, фантазию.

 3. Познакомьтесь с презентацией «Индивидуальная методическая система…» (Приложение 1), а также с файлом «Критериями развития детской одарённости (адаптированный вариант по А.А. Никитину)» и разработайте критерии развития детской одаренности для своей (Ваших коллег) дополнительной общеобразовательной программы.

Критерии

1.Появление новых возможностей в работе с одарёнными детьми;

2.Наличие системы диагностики одарённости детей;

3.Наличие адресного мониторинга и ведение статистики (базы данных) состояния работы  одарёнными детьми;

4.Создание научно-методического комплекса технологий социально-педагогического сопровождения одарённых детей;

5.Создание системы повышения квалификации педагогов в работе с одарёнными детьми;

6. Создание системы  мотивационной поддержки работы  с одарёнными детьми;

7.Создание новой нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную работу с одарёнными детьми;

8.Удовлетворёность детей и родителей состояние работы с одарёнными детьми.

4.Познакомьтесь с советами Д. Льюиса по воспитанию одаренных детей (Приложение 2) и разработайте памятку для педагогов и родителей по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей.

Если  хочешь  воспитать  в  детях смелость  ума, интерес к серьёзной интеллектуальной  работе,

самостоятельность  как  личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им  такие  условия,  чтобы искорки

их  мыслей  образовывали  царство мыслей,  дай  возможность  им почувствовать  себя  в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Дорогие   родители,

желаем вам удачи!

Простые истины

Не забывайте элементарные правила:

- Творческое воображение ребенка развивать можно всегда и везде. Не нужно искать для этого специально отведенное место и время.

-  Создайте для своего ребенка окружающую среду, способствующую развитию.

-  Приобретите материалы и арсенал инструментов для творчества: краски, пластилин, цветная бумага, картон и др.

-   Хвалите и поощряйте творческие инициативы.

-  Искренне радуйтесь успехам.

-  Занятия с ребенком проводите в форме игры, не превращая в скучные уроки.

-  Информацию детскому мозгу давайте дозировано. Не перегружайте ребенка.

-  Занимайтесь с ребенком регулярно. 

MБУ  ДО «Центр детского творчества»

города Алейска Алтайского края

Памятка для родителей

«Развитие творческих способностей детей»

Совместное творчество детей и родителей 

Творческое взаимодействие с родителями дарит малышу простор для материализации своих фантазий, в результате чего ребенок начинает мыслить нестандартно. Сначала это проявится в возникновении смелых ассоциаций при виде заурядных предметов. А после малыш научится находить оригинальные подходы к решению каких-либо повседневных задач.Главное: совместное творчество детей и родителей не должно вызывать ни малейших негативных эмоций. Поэтому приступать к занятиям следует с хорошим настроением. К тому же необходимо подготовиться к предстоящей деятельности.

Как минимум, следует продумать, какие инструменты вам понадобятся для работы, чтобы не прерывать творческий процесс поисками отсутствующего предмета.                                

    Процесс творчества  является высшей степенью развития и воображения. Мы с вами  должны создавать условия и предпосылки для развития творческого мышления наших детей. Например, простые и ненавязчивые  предложения:

— попробуй придумать свое окончание сказки.— дорисуй картинку, чтобы получилось что-то новое.

— на что похоже облако (или другое явление природы).

Такая повседневная беседа с ребенком способствует открытости новому опыту, чувствительность к проблеме и в будущем появиться потребность в творчестве.

Интеллектуально творческие игры

А что, если…

Пофантазируйте с ребёнком на тему, а что будет, если дождь будет идти не переставая? Если оживут все сказочные герои? Из водопроводного крана потечет гранатовый сок? Если кошки начнут разговаривать человеческим голосом?

 Загадай предмет.

Суть этой игры состоит в том, чтобы ребёнок отгадал загадываемый вам предмет. Пусть ребёнок задаст три вопроса по поводу предмета: какой он формы? Цвета? В какой комнате находится? Какой он температуры? Каковы его функции? И т.д. Главное, чтобы после этих вопросов ребёнок смог отгадать предмет, который вы загадали. Потом можете поменяться местами.

Описание.

Ребёнок с помощью прилагательных должен как можно точнее описать загаданное явление или предмет. Например, весна – ласковая, тёплая, солнечная, оживляющая, … Понятия могут быть любыми, и, чем сложнее их описать, тем лучше: утро, зима, темнота, свет, лето, цветок, речка, поляна, дерево, костёр, свеча, вечер…

Найди сходства.

Предложите ребёнку подумать над тем, что есть общего у абсолютно непохожих предметов. Какие общие признаки есть у подушки и костра? А у коробки и цветка? У стула и воробья? Чем больше предметы непохожи друг на друга, тем лучше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с детьми, во временных детских коллективах.

Самое главное, что вы сможете сделать для ребенка,  – это внимательно выслушать его, когда ему нужно будет высказаться. Быть может, это наступит не сразу, а только тогда, когда ребенок буде...

Работа учителя с одаренными детьми

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптировать...

Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности

Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...

Психолого-педагогическая компетентность педагога при работе с детьми ООП и их родителями.

Опыт работы с детьми и родителями по психолого-педагогической компетентности....

Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в начальной школе.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных д...

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования

Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области 2023 г

Содержит МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области...