Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в начальной школе.
методическая разработка (4 класс)

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih-ped_usloviya_-_odarennosti.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

2 Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в начальной школе

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.

Эти проблемы побудили к созданию  системы работы с одаренными детьми в рамках образовательной среды школы. Она строится с опорой на принципы работы с одаренными детьми, собственно элементы системы, формы работы

Основные принципы работы с одаренными детьми:

  1. Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  2. Использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
  3. Психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
  4. Развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности; 
  5. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся; 
  6. Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; 
  7. Увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми; 
  8. Индивидуализация обучения; 
  9. Дифференциация обучения; 
  10. Совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми выделяются:

  1. Дифференцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения). 
  2. Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Она обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.
  3. Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности. 
  4. Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Инструментами развития способностей выступают: технология исследовательской деятельности  для интеллектуальных способностей, проектной деятельности развития  для творческих, спортивных способностей.
  5. Сотрудничество с родителями. Система работы школы позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей.
  6. Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся. 

В педагогической практике уже сложились традиционные формы работы с одаренными учащимися. Представлены в таблице1. В связи с  реализаций ФГОС НООО они были дополнены занятиями внеурочной деятельности.  В нашем случае интеллектуальное направление представлено курсом развития познавательных  способностей «Умники и умницы». Программа разработана на 4 года обучения на основе пособий О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика».

Таблица1

Формы работы с одаренными учащимися

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Внеурочная деятельность

кружки, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Одной из форм развития интеллектуального потенциала учащихся являются олимпиады. Они имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Олимпиадные задания, накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности детей: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление.

    Решение арифметических задач, особенно нестандартных, позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, к критическому осмыслению полученных результатов, развивает у них гибкость, вариативность мышления.

Ученики с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах, конкурсах,  в том числе и в предметных олимпиадах. Олимпиады в собственной школе – первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня. Приложение  1.

Таким образом,   составляющей частью  работы по развитию учащихся с интеллектуальной одаренности   является: индивидуальная работа с мотивированными учащимися, включающая в себя разработку индивидуального образовательного маршрута,  организация участия детей в конкурсном  и олимпиадном движении,    организация проектной и  исследовательской деятельности, методическое сопровождение учителей и родителей.

Исходя         из данных  исследования были определены направления работы с одаренными учащимися с учетом преобладающего вида одаренности:

- развитие интеллектуальных способностей  - система заданий для подготовки к предметным Олимпиадам);

- развитие творческого потенциала - организация проектной деятельности учащихся)

-развитие  исследовательских умений – исследовательская деятельность.

Рассмотрим технологию организации исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"

В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....

Презентация по теме: "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

В презентации представлен опыт работы с одаренными детьми....

Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказыватся о проведнии исследовательской работы с одаренными дтьми в начальной школе....