Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в начальной школе.
методическая разработка (4 класс)
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih-ped_usloviya_-_odarennosti.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
2 Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в начальной школе
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.
Эти проблемы побудили к созданию системы работы с одаренными детьми в рамках образовательной среды школы. Она строится с опорой на принципы работы с одаренными детьми, собственно элементы системы, формы работы
Основные принципы работы с одаренными детьми:
- Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- Использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
- Психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
- Развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
- Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- Увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;
- Индивидуализация обучения;
- Дифференциация обучения;
- Совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.
В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми выделяются:
- Дифференцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения).
- Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Она обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.
- Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности.
- Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Инструментами развития способностей выступают: технология исследовательской деятельности для интеллектуальных способностей, проектной деятельности развития для творческих, спортивных способностей.
- Сотрудничество с родителями. Система работы школы позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей.
- Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся.
В педагогической практике уже сложились традиционные формы работы с одаренными учащимися. Представлены в таблице1. В связи с реализаций ФГОС НООО они были дополнены занятиями внеурочной деятельности. В нашем случае интеллектуальное направление представлено курсом развития познавательных способностей «Умники и умницы». Программа разработана на 4 года обучения на основе пособий О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика».
Таблица1
Формы работы с одаренными учащимися
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя |
|
Научное общество учащихся |
|
Внеурочная деятельность кружки, объединения |
|
Одной из форм развития интеллектуального потенциала учащихся являются олимпиады. Они имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Олимпиадные задания, накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности детей: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление.
Решение арифметических задач, особенно нестандартных, позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, к критическому осмыслению полученных результатов, развивает у них гибкость, вариативность мышления.
Ученики с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах, конкурсах, в том числе и в предметных олимпиадах. Олимпиады в собственной школе – первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня. Приложение 1.
Таким образом, составляющей частью работы по развитию учащихся с интеллектуальной одаренности является: индивидуальная работа с мотивированными учащимися, включающая в себя разработку индивидуального образовательного маршрута, организация участия детей в конкурсном и олимпиадном движении, организация проектной и исследовательской деятельности, методическое сопровождение учителей и родителей.
Исходя из данных исследования были определены направления работы с одаренными учащимися с учетом преобладающего вида одаренности:
- развитие интеллектуальных способностей - система заданий для подготовки к предметным Олимпиадам);
- развитие творческого потенциала - организация проектной деятельности учащихся)
-развитие исследовательских умений – исследовательская деятельность.
Рассмотрим технологию организации исследовательской работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в начальной школе
Инновационный проект...
Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"
В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....
Презентация по теме: "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
В презентации представлен опыт работы с одаренными детьми....
Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассказыватся о проведнии исследовательской работы с одаренными дтьми в начальной школе....