Работа учителя с одаренными детьми
статья на тему
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В.Алейникова, И.С.Яковлева
РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Пятигорска
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю.З.Гильбург к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения. По модели Л.А.Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришли к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из наших учеников.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.
У маленьких учеников
Спросил художников Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось - не сосчитать
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну. Кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле,
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда все это подевалось?
В.Берестов
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблема одаренности в современной системе образования на организационном уровне решается путем углубления предметных знаний на учебных и факультативных занятиях, специальных развивающих курсах по различным направлениям, дополнительной системой образования.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.
Педагоги МОУ СОШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов ставят перед собой цель: создание условий для оптимального развития детей, совершенствование системы работы школы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося.
Цель может быть достигнута тогда, когда решены следующие задачи:
- необходимо выявить одаренных детей с использованием различных диагностик;
- найти оптимальные средства обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- повысить квалификацию педагогов и подготовить их, к работе с одаренными детьми;
- обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
- стимулировать и поддерживать одаренных детей;
- развить спектр образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;
- обеспечить благоприятные условия для возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
«Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка» (Из рабочей концепции одаренности)
Методики диагностики должны быть направлены на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления педагогов и родителей об умственных и творческих способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и их характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Диагностическая методика не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться, как одна из составных частей общего с психологом комплекта методик. На этапе диагностики мы используем тест – анкету Ф.Татла, Л.Беккера; методику «Карта одаренности», которая успешно может быть использована не только педагогами, но и родителями. Наблюдение, общение с родителями, олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования также позволяют выявить одаренных детей в комфортной атмосфере присущей данному ребенку. Диагностика дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.
Для работы с детьми начальной школы МОУ СОШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов были выбраны следующие формы работы:
- школьное научное общество, факультативы, спецкурсы, конкурсы, конференции, олимпиады (интеллектуальная одаренность);
- кружковая работа, выставки, конкурсы (творческая одаренность);
- соревнования, спартакиады, олимпиады (спортивная одаренность);
- музыкальная студия, концерты, конкурсы (музыкальная одаренность). Обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей, позволяет предложенная структура взаимодействия:
На уроках русского языка предусматриваем множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что на уроке используем форму общения «ученик- ученик», которая помогает детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Современные учебно-методические комплексы предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях нет. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.
На различных уроках используем дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаем учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание условными обозначениями разного цвета, формы.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования.
В системе внеурочной деятельности МОУ СОШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов развит спектр образовательных услуг, удовлетворяющих интересам и потребностям детей: спортивные секции, музыкальная и вокальная студии, хореографический кружок, хор, кружок юного дизайнера «Мастерица».
С 2007 года в школе работает Малая научная академия, позволяющая младшим школьникам знакомиться с историей, архитектурой и экологией родного города, края, страны. «Дни наук», «Интеллектуальный марафон», ставшие традиционными, становятся праздником, который с нетерпением ждут все учащиеся начальной школы. В эти дни каждый ребенок может попробовать свои силы в предметных играх, конкурсах, викторинах, соревнованиях. Завершает учебный год фестиваль «На пути к Парнасу», где зажигаются звездочки в номинациях «Юные академики», «Талантливые художники», «Лучшие поэты» и др. Дипломы, грамоты, призы находят своих победителей и радуют их.
Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия оказываются относительно безразличными для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать.
Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость.
Литература.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе
- Савенков А.И. одаренные дети: методики диагностики и стратегия обучения
- Панютина Н.И. система работы образовательного учреждения с одаренными детьми
- Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности
Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...
РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережаю...
РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейш...
Статья "Работа воспитателей с одаренными детьми в условиях обновления образования"
Данная статья посвящена особенностям работы педагога с одаренными детьми....
Особенности работы учителя с одаренными детьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...
Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми
Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми...