Программа воспитательной работы.
материал
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ВОСПИАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
Составитель программы:
учитель начальных классов
Рогожкина А.А.
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработанная программа "Планета добра" направлена на всестороннее развитие ребенка.Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Программа рассчитана на все четыре класса начальной школы.
Программа воспитательной работы в классе "Планета добра"основана на системном (программно-целевом) подходе. Его преимущество заключается в том, что он позволяет педагогу увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса в классе для его достижения.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей)делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Цели и задачи программы
Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
- формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
- создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Методы и формы
- беседы и наблюдения
- классные часы
- занятия- практикумы
- экскурсии
- тематические праздники и вечера
- устные журналы
- дискуссии
- конкурсы
- игры, соревнования
- родительские собрания в различных формах
Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
- активная жизненная позиция школьника;
- приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- патриотическое и гражданское самосознание;
- уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
- эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
- представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Принципы построения воспитательной работы.
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Направление «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь | Беседа «Режим дня школьника», «Безопасный путь в школу и обратно». | Беседа школьной медсестры «Как быть здоровым» | «О вредных привычках» | «Если хочешь быть здоров - закаляйся» |
Октябрь | «О необходимости соблюдения гигиены»; | Кл. час «Режим дня»; | Кл. час «Здоровье сгубишь - новое не купишь»; | Беседа «Азбука безопасного поведения»; |
Ноябрь | «Загадки от доктора Пилюлькина» | Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье» | Конкурс рисунков, листовок на тему «Мое здоровье» | Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить» |
Декабрь | Беседа: «Огонь – друг, огонь – враг. Пожар глазами ребенка». | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | Кл. час «История олимпийских игр» | Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» |
Январь | «Дружи с водой» | «Как правильно одеваться, чтобы не заболеть» | Беседа «Меры безопасного поведения на скользкой дороге» | «Как уберечься от насилия» |
Февраль | «Знакомство с дорожными знаками» | Игры-состязания «Богатырские потешки» | Беседа «Жизнь прожить- не море перейти» | Турнир «Богатырская сила» |
Март | Игра - путешествие «Наше питание» | Беседа «Лекарственные растения» | Беседа «Курить или жить» | Беседа «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека» |
Апрель | «О вредных привычках» | Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» | «Веселый урок здоровья» | Игра-викторина «Наша Универсиада» |
Май | «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья». | «Правила перехода улиц и дорог» | Спортивный праздник «Народные игры» | Беседа «Причины несчастных случаев» |
Направление «Учение»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы по направлению «Учение» :
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | «Путешествие по рекам, странам, городам» | Игра «Что нам стоит дом построить» | Игра-викторина «Математический Бой» |
Октябрь | «Путешествие в библиотечную страну» | Кл. час «В песне душа народа» | Литературная гостиная | Олимпиады по предметам |
Ноябрь | Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» | Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать» | Игра-исследование «Больше-меньше» | Игра «Слабое звено» |
Декабрь | Кл. час: «В мире много интересного». | Игровая программа «Огонек» | КВН по русскому языку | Литературный ринг «Смеяться , право, не грешно над тем, что кажется смешно» |
Январь | Час загадок и отгадок | Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» | Экскурсия «Встреча с прекрасным» | КВН «Волшебный мир» |
Февраль | Кл. час «Животные родного края» | Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» | «Путешествие по стране Геометрии» | Литературный праздник «А как у Вас говорят?» |
Март | Предметно-тематический праздник «5+5» | «Путешествие по сказкам» | Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» | Конкурс веселых эрудитов |
Апрель | Внеклассное занятие «На лесной поляне» | «Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие | Устный журнал «У лукоморья» | КВН по русскому языку |
Май | Урок-презентация «В гостях у русских умельцев» | Экскурсия «Ищем клад» | «Вечер веселых вопросов и ответов» | Литературное лото «Что за прелесть эти сказки!» |
Направление «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь | Кл. час «Правила поведения в школе» | Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» | Кл. час «Дружба крепкая» | Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму» |
Октябрь | Беседа по ПДД «Советы пешеходам». | Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» | «Правила поведения в транспорте» | Беседа «Мир моих увлечений» |
Ноябрь | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | «Ярмарка талантов» | Путешествие в страну «Именинник» | Кл. час «Поговорим о наших мамах» |
Декабрь | Беседа «Откуда берутся грязнули?» | Беседа «Спешите делать добро» | Концертное представление «Я и мои таланты» | Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо» |
Январь | Кл. час «Ежели вы вежливы…» | Музыкальная гостиная «Времена года» | Круглый стол «Поговорим о вежливости» | Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» |
Февраль | Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» | Кл. час «Делу- время, потехе-час» | Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» | Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
Март | Доверительная беседа «Друг- это..» | Праздник «Мамочка, милая мама» | Конкурс «Коса-девичья краса» | Кл. час «все работы хороши» |
Апрель | Ролевая игра «Разговор о честности» | Экологическая беседа «Человек- хозяин природы» | Кл. час «Праздник –проказник» | Игра-викторина «Мы - девочки, мы- мальчики!» |
Май | Игра-путешествие «На волшебном поезде» | Утренник «Праздник цветов» | Познавательная программа «Скуку, лень из жизни вон» | Кл. час «Благодарность- это…» |
Направление «Нравственность»
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
2.Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь | «Город, в котором ты живёшь» | Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» Выставка «Дары природы ». | КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» Выставка «Дары природы ». | Урок мира «С любовью к России» Выставка «Дары природы ». |
Октябрь | «Золотое сердце учителя» | «Моя любимая учительница» | «Мой учитель лучше всех» | «Самая классная классная» |
Ноябрь | «Законы класса» | Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье | «История школы в лицах и фактах» | Для чего нужна религия? |
Декабрь | «Ваши права, дети», | «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», | «Прикоснуться к вечности» | Конституция- основной Закон государства |
Январь | «Волшебные слова» | «О поступках плохих и хороших» | «Имею право» | « Ваши права и обязанности, дети» |
Февраль | «Если добрый ты» | «Без друзей меня чуть-чуть» | «Аты–баты, шли солдаты» | О дружбе, доброте и отзывчивости |
Март | «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах семьи) | В гостях у минуток. | «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» | «Модель выпускника начальной школы», |
Май | «Лучше деда друга нет» | «С любовью к бабушке» | «Чем сердиться лучше помириться» | Подвигу народа жить в веках |
Направление «Гражданин»
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь | «Югре - 900» | Заочное путешествие «Чем богат наш край» | Слайд-беседа «Прогулка по Когалыму» | Экскурсия «Милые сердцу места» |
Октябрь | Кл час «С чего начинается Родина» | Праздник «Родина любимая моя» | «С любовью к России» | Викторина «Моя Родина» |
Ноябрь | Виртуальное путешествие «Природа родного края» | «Фольклор родного края» | «Живем в мире и согласии» | Конкурс сочинений «Я – человек и гражданин» |
Декабрь | Игра «Животный и растительный мир Югры» | Кл. час «Города и села нашего округа» | Моя малая родина-Югра» | Кл. час «Ими славен наш край» |
Январь | Игра – викторина «Знаю ли я свою страну» | «Газетное слово о жизни в мире» | Беседа «Символы Российского государства» | «Что значит быть счастливым в своей стране?» |
Февраль | Утренник «Служу России» | «А ну-ка, мальчики» | Рыцарский турнир | Игровая программа «Папа и я» |
Март | Утренник, посвященный 8 Марта | «А ну-ка, девочки» | «Мисс Весна» | Конкурсная программа «Мама и я» |
Апрель | «Человек- хозяин природы» | «Праздник русской березки» | Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем» | Игра-викторина «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!» |
Май | Час мужества «Давно закончилась война» | Кл. час «О чем рассказал орден?» | Кл. час «Поговорим о земляках!» | Кл. час «Дети войны» |
Направление «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь | Беседа «Я и моя семья». | Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» | Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного города» | Классный час «Пойми меня правильно» |
Октябрь | Беседа «Дорогие мои старики» (к Дню пожилого человека) | Исследовательская работа «Моя родословная» | Участие в акции «Ветеран живет рядом» | «За что уважают в семье и обществе?» |
Ноябрь | Конкурс творческих работ «Цветы для моей мамы» выставка с 20.11 | Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?» (к Дню матери) | Кл. час «Самые дорогие для нас слова : «Мама, Родина, мир» | Кл. час «Я песню милой маме пою» |
Декабрь | Беседа «Новый год в моей семье» | Устный журнал «Загляните в семейный альбом» | Беседа «Что означает моя фамилия?» | Кл. час «А у нас в семье» |
Январь | «Что означает моё имя?» | Беседа «Семья- это семь «Я» | Устный журнал «Семейные ценности» | Анкетирование «Главное в семье - это…» |
Февраль | Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» | «Папа, мама, я - спортивная семья» | Поисковая операция «Как образовалась моя семья» | Праздник «Семь Я» |
Март | Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр | Утренник для мам «Мамин день» | «Как трудно быть мамой» | Устный журнал «История одного ордена ( медали)» |
Апрель | Праздник «Наша дружная семья» | Семейный праздник «Счастливы вместе» | Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» | Семейный вечер «Классный звездопад» |
Май | Заочное путешествие «В семью детского писателя». | Организация с родителями похода | «Во имя любви» ( к Дню семьи, любви и верности) | Праздник «Прощание с начальной школой» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...