Программа семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Ефременкова Ирина Александровна

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx70.55 КБ
Файл prilozhenieno_1.docx2.76 МБ
Файл prilozhenie_no2.docx17.82 КБ
Файл prilozhenie_no4.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программа семейного воспитания и социализации
учащихся начальной школы

Составила:

Ефременкова Ирина Александровна

учитель начальных классов, высшая категория

Санкт- Петербург

2019-2020г

1

Пояснительная записка

2

Цель и общие задачи воспитания семейных ценностей учащихся начальных классов

3

Основные направления и ценностные основы семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы

4

Содержание семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы

5

Планируемые результатысемейного воспитания и социализации учащихся начальной школы.

6

Литература.

7

Методические материалы реализации программы. (Приложение)

8

Приложения

Содержание

         

«Родители, трудящиеся для своих детей и болеющие за них, даже несмотря на все свои промахи, дают детям живой и действительный урок альтруизма, как бы внедряя и в их созидание обязанность явить человеческие чувства к своим будущим детям, а через них и ко всем другим людям.»

 М.М.Рубинштейн 

 «Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою работу, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину».

 А.С. Макаренко.

  1. Пояснительная записка

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года№761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.

В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности, семья — это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.    

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Ребята начальной школы отличаются открытостью восприятия окружающего мира и изучают его с любопытством первооткрывателя. А начинаем мы открывать мир, конечно же, с семьи и с семьей.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Но кроме того особого внимания требуют и их родители, в основной массе - это поколение, выросшее в трудный исторический период, поколение так называемого общества потребления.  Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два - три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации семейного воспитания и социализации обучающихся.                В современном обществе, обществе потребления ребёнок растёт в среде, где материальные ценности, к сожалению, являются приоритетными, где в иных государствах происходит разрушение семьи и эти взгляды пропагандируются через интернет, который, по сути, является также воспитателем нового поколения, на ребёнка воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации, родители занимаются зарабатыванием денег и время на общение с ребенком минимально. Общение зачастую сводится к проверке домашних заданий  и посещению развлекательных центров по выходным. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия, и поколение, воспитанное в то время – это сегодняшние родители. Таким образом, функция учителя, как воспитателя, как носителя семейных ценностей, становится особенно важной.

В данной программе рассматриваем сотрудничество с семьёй с точки зрения формирования семейных ценностей у детей начальной школы.

Нормативно-правовой и документальной основой данной программы семейного воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция) и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное образование)

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации пространства семейного воспитания младшего школьника, а также приложение, где представлены некоторые проекты, уже реализованные или реализуемые по данной программе и другие методические материалы. В основе программы семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека. Поскольку ценности – это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве.

Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация –  это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Причём это будет так называемая «метадеятельность», то есть деятельность и на уроках и внеурочная деятельностьи реализация проектов и исследований, традиционная по форме и инновационная

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития, обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей.

  1. Цель и общие задачи воспитания семейных ценностей учащихся начальных классов

Цель и задачи семейного воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяет Закон «Об образовании»
(ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2).

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Цель  программы :

Путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся  через принятие обучающимися  семейных традиций, ценностей.

Задачи программы:

1.     Воспитание школьников с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи. Воспитание  интереса и уважения к культурным традициям и семейным ценностям.

2.     Формирование у  учащихся  представлений о семье, семейных традициях, семейных ценностей, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях)

 3.Предоставлениеучащимся и их родителям  возможности реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на семейные и общечеловеческие ценности,  расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историюсемьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

  • Программа рассчитана на учащихся начального звена.
  • Срок реализации программы- 4 года (1-4 класс)

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

  1. Основные направления и ценностные основы семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Общие задачисемейного воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Организация семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:любовь к своей малой родине; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности:нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи, активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

4. Содержание семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства и кино;
  • традиционных российских религий;
  • периодической литературы, публикаций, телепередач, отражающих современную жизнь;
  • фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
  • истории своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

В данной программе представлены перспективные линии по которым идёт реализация  целей и задач семейного воспитания.

  1. Через содержание учебных предметов.
  2. Через реализацию программ внеурочной деятельности
  3. Через систему традиционных внеклассных мероприятий
  4. Через систему реализаций мини-проектов и проектов

  1. В классе  реализуется образовательная программа «Школа России», в которой имеются возможности ознакомления с семейными ценностями, традициями русского и других народов, особенно на материале таких предметов как литературное чтение, окружающий мир, русский язык (Приложение №1) На уроках учитель особое внимание уделяет формированию представлений о семье, её функциях, о преемственности поколений, о правилах поведения в семье, о чувствах любви, уважения, почтения.
  2. Внеурочная деятельность включает в себя кружковую работу и реализацию так называемой нелинейной работы, она тесно пересекается с системой традиционных внеклассных мероприятий в группе продлённого дня и при реализации мини-проектов и проектов (Приложение№ 2).
  3. Система традиционных внеклассных мероприятий по семейному воспитанию представлена в данной таблице. Все мероприятия проводятся совместно с родителями, с их активным участием, либо с помощью в подготовительный период. (Приложение№3)

Традиционные мероприятия. (проводятся  каждый  год)

NN

Название мероприятия

Сроки

проведения

Класс

Цели и задачи

Краткое содержание. Виды деятельности

Осенний кросс

сентябрь

1-4

Цель:Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

Укрепление здоровья детей и их родителей.

Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы и взаимопомощи.

Расширение форм семейного досуга.

Готовится совместно с учителем физической культуры. (Фото в приложении)

Концерт к празднику «День матери»

ноябрь

1-4

Цель: воспитание бережного и уважительного отношения к Женщине – матери.

Задачи: поздравление с праздником мам и бабушек;

укрепление связи между поколениями;

сплочение детских коллективов через выполнение общего дела;

опыт сценических выступлений;

воспитание грамотного слушателя;

формирование общей культуры личности и собственной системы нравственных и эстетических ценностей.

Учащиеся готовят поделки, открытки, пригласительные и номера на праздник. Мамы и бабушки являются почётными гостями.

День толерантности

ноябрь

1-4

Цель: Формировать у детей

начальные представления о культуре народов России.

Задачи:

Побудить детей и родителей к исследованию культурных традиций и обычаев народов России.

Развивать в процессе исследования организационно-коммуникативные компетенции, умения представлять маериал исследования в оригинальной форме

Проводится совместно с родителями, по традиции школы каждый класс представляет культуру, традиции разных народов.  

Папа, мама, я- спортивная семья

декабрь

1-4

Цель:         Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

укрепление отношений между школой и семьёй; сплочение детей и родителей; воспитание чувства коллективизма, сопереживания, развитие творческого и физического потенциала учащихся; развитие интереса к физической культуре  и формирование ЗОЖ.

Готовится совместно с учителем физической культуры

К соревнованиям допускаются учащиеся начальных классов с родителями. Команда состоит из двух человек: ученик, мама, папа (Папу и маму может заменить бабушка с дедушкой или старший брат с сестрой).

Новогодний калейдоскоп

декабрь

1-4

Цель:

Укрепление отношений между семьёй и школой через досуговую деятельнось.

Задачи:

Сплочение коллектива дети-родители, развитие творческого потенциала детей и родителей, развитие коммуникативных , организационных компетенций, воспитание культуры общения  в процессе подготовки и празднования событий.

Организация мастерских во внеурочной деятельности, где дети и родители делают поделки, украшают классы, готовятся к празднику. Участие в акциях «Подарок ветерану» и подобных , организация праздника.

Бабушкины вечёрки

январь

1-4

Цель:

Познакомить детей с народными семейными традициями.

Задачи:

Формировать представление о семейных традициях и обычаях народов России Воспитывать уважение к пожилым людям, побуждать ценить и беречь семейные народные традиции.

Проводятся после Рождественских праздников, детей знакомят с семейными, народными традициями.(рождество, святки, крещение…)

Масленица

Февраль, март

1-4

Цель:

Сохранение народных традиций.

Задачи:

Формировать представление традициях русского народа. Способствовать организации семейного досуга. Формирование здорового образа жизни.

Проводится совместно с родителями в виде масленичных гуляний, игр, потех.

День защитника Отечества

февраль

1-4

Цель:

Формирование уважительного отношения к мужчине-защитнику семьи и Отечества.

Задачи:

Поздравить дедушек, пап, братьев, мальчиков с праздником.

Формировать представление о роли мужчины в семье и обществе.

Проводится комплекс мероприятий по подготовке праздника. Каждый год в различной форме.

1 класс «Стань генералом»

2 класс «Супер-папа!!!»

3 класс «Морской бой»

4 класс «Рыцарский турнир»

Международный женский день

март

1-4

Цель:

Формирование уважительного отношения к женщине-хранительнице семейного очага

Задачи:

Поздравить мам, бабушек, сестёр, девочек  с праздником.

Формировать представление о женских качествах, роли женщины в сохранении семейных ценностей.

Проводится комплекс мероприятий по подготовке праздника. Каждый год в различной форме.

1 класс «Магазин подарков»

2 класс «Мамины секреты»

3 класс «А ну-ка, девочки»

4 класс «Мисс 4 класс»

День родительского самоуправления

апрель

1-4

Цель: Содействовать сближению детского и родительского коллектива.

Задачи: Укрепление отношений между школой и семьёй.

Предоставить родителям возможность получения опыта педагогической деятельности в разных её видах.

Родители привлекаются к учебному процессу в качестве помощников и проводят уроки и внеурочную деятельность вместе с учителем.

Семейный поход

Май, июнь

2-4

Цель: Формирование здорового образа жизни

Задачи:

Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

Дать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой.  

Коллективный выход на природу, дети совместно с родителями и учителем организуют игры на природе (берег Финского залива)

4.Мини-проекты, проекты, исследовательская деятельность, конкурсы.

№п\п

Название

Класс

Цели и задачи

Краткое содержание, результативность.

1

Проект «Моё семейное древо»

1 класс

Цель: Создать родословную своей семьи

Задачи: Исследовать прошлое и настоящее своей семьи

Развивать умение обобщать полученный материал и представлять его в виде семейного древа. Развивать личностные, коммуникативные и регулятивные компетенции в ходе реализации проекта

Дети совместно с родителями совершают путешествие в историю семьи и как результат создают семейное древо.

2

Проект «Семейные традиции»

1 класс

Цель: Познакомить детей с семейными традициями труда и отдыха.

Задачи:

Формировать представление детей о традициях своей семьи, воспитывать уважение к ним. Формировать представление о семейных ценностях.

Дети и родители  в разнообразной форме (газета, фотоколлаж, презентация…) знакомят коллектив со своими семейными традициями труда и отдыха

3

Исследование «Моя семья в дни блокады»

2 класс

Цель проекта:

Формирование представления у детей класса о жизни  родных,  ныне живущих   или живших в дни войны, в дни блокады Ленинграда. Воспитывать интерес и уважение к прошлому Родины, семьи.

Этот проект – это дань уважения памяти воинов и простых людей, переживших и умерших в. После завершения проекта дети смогут:

-    узнать о героическом прошлом своей семьи;

- познакомиться с блокадниками, тружениками тыла -родственниками своих одноклассников

-  находить, анализировать, обрабатывать информацию;

- представлять свои материалы и слушать рассказы товарищей

4

Мини-проект

 «Режим дня»

2 класс

Цели: Создать свой режим дня. Задачи:

В процессе работы над проектом подвести детей к пониманию необходимости беречь время, организовывать свою деятельность в течение дня.

Довести до понимания учащихся и родителей, что соблюдение всех этапов распорядка дня – это личная забота о сохранении своего здоровья.

Учить оформлять свои мысли в устной и письменной речи, рисунках и плакатах.

Дети  в диалоге с родителями, учителями создают свой оптимальный режим дня с учётом индивидуальных особенностей.

5

Проект «Герб семьи»

3 класс

Цель проекта: рассказать о своей семье, опираясь на созданный символ – герб семьи

Задачи:Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах;

формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи;

формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;

способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу;

способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ;

Способствовать проявлению креативности участников проекта.

 Дети готовят сообщение и общую компьютерную презентацию по теме «Герб семьи», соблюдая элементарные правила геральдики, с которыми знакомятся при реализации проекта.

6

Исследование «Семейные реликвии»

3 класс

Цель проекта: рассказать об истории своей семьи, через ознакомление с семейной реликвией.

Задачи:

формировать у детей элементарные представления о семейных реликвиях, как символе духовной общности семьи;

формировать у детей гендерную, семейную,  принадлежность;

способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к связям между поколениями семьи.

Реликвии - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

7

«Традиции семейного чтения»

4 класс

Цель: Формировать интерес к качественной литературе.

Задачи:

Развивать культуру семейного чтения, привлечение внимания родителей к детской литературе, к возрождению традиции семейных чтений;повышение культуры чтения в семье;

 помощь родителям в осознании ценности детского чтения, как эффективного средства развития личности, образования и воспитания, как залог жизненного успеха.

Проводится в рамках «Недели детской книги».

Виды и формы организации: книжная выставка, конкурс рисунков «Любимые литературные герои», литературные часы, семейные чтения и как итог недели «Праздник детской книги», где родители и дети в различных формах представляют любимые детские семейные книги.

8

Проект

«Профессии моих родителей»

1-4 класс

Цель: Познакомить детей с профессиями своих родителей и родителей одноклассников.

Задачи: формирование представлений у учащихся о различных профессиях

Воспитание уважения к труду в любых его проявленияхи людям труда

Способствовать сближению детей и родителей через совместную исследовательскую деятельность

Родители в различных формах (беседа, рассказ, экскурсия, презентация) знакомят детей со своей профессией. Детиузнают о профессиях своих родителей и, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных» Итог проекта-праздник «Ярмарка профессий»

  1. Планируемые результаты семейного  воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательные результаты любого из видовдеятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников и родителей  между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

В процессе реализации программы воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

  • ценностное отношение  к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институте семьи, о правах и обязанностях членов семьи;
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться педагогами и родителями учащихся. Для выявления результатов семейного воспитания могут применятся различные методики психолого-педагогической диагностики (Приложение №4)

Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения не персонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

Список литературы

Книги

1.        Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / Богданова О. С. – М.:Просвещение, 1986. - 192 с.

2.        Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - N 7. - С. 13-18

3.        Громова Т. В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.

4.        Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27.

5.        Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. - 2010. - N 2. - С. 3-8.

6.        Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С. 3-18.

7.        Тараненко О. Диагностика воспитательной работы в классе // Воспитание школьников. – 2004. - N 8. - С. 16-20.

8.        Шемшурина А. И. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания: научно-методическое пособие для педагогов и классных руководителей // Этическое воспитание. – 2007. - N 2. - С. 4-95.

Нормативно-правовые акты

1.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии       действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Москва «Просвещение»2011

5.  Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное образование) Москва «Просвещение»2011

Электронные ресурсы

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz3u78HBdgZ

2. Психология. Семейная психология         http://psymania.info/femil/shilov/diagnostika.php

3. Макаренко «Книга для родителей» http://nkozlov.ru/library/pd/s277/d1972/#.VqT3N256koQ  

4. МКОУ СОШ пос. Николаевка Партизанского района. Мысли и высказывания знаменитых людей о семейном воспитании

http://nikolaevka1.ru/publ/roditeljam/semja_i_semejnye_cennosti/mysli_i_vyskazyvanija_znamenitykh_ljudej_o_semejnom_vospitanii/38-1-0-167  

5. Методы диагностики особенностей воспитания младших школьников в семье на констатирующем этапе эксперимента и их результаты

http://www.dictour.ru/plifs-125-1.html

  1. Наш ребёнок «Лучшие детские книги о семье» http://www.ourbaby.ru/article/Luchshie-detskie-knigi-o-seme-ot-Astrid-Lindgren-do-Andreya-Usacheva/
  2. Педсовет. «Список детских книг о семье» http://gum1788tn.mskobr.ru/files/spisok_knig_o_sem_e.pdf


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение №2

Анализ программ внеурочной деятельности при реализации программы семейного воспитания и социализации младших школьников.

В нашем образовательном учреждении в соответствии с ФГОС реализуется программа внеурочной деятельности через кружковую, исследовательскую, экскурсионную, проектную работу.

Дети имеют возможность посещать кружки:«Чтение с увлечением», «Здоровье и безопасность», «Радуга», «Математика и конструирование», «Общая физическая подготовка».

На каждом кружке реализуются свои цели и задачи, но все они подчинены общей цели: «высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.»

И семейное воспитание- важная составляющая при реализации этой цели, которая учитывалась при составлении рабочих программ по внеурочной деятельности, особенно в той части, которая касается так называемой нелинейной, надпрограммной части.

Так на занятиях кружков  «Весёлые краски» и «Радуга» дети готовят наглядности, оформление, материалы к праздникам, к проектам.

Например:

Кружок. «Радуга»

Дата проведения

Класс

Мероприятие

Краткое содержание

ноябрь

1,4

Праздник «Дорогие, мамы!»

Рисование портрета мамы, изготовление поздравительных открыток, сувениров

декабрь

1,4

Подготовка к празднику

«Новогодний калейдоскоп»

Оформление класса. Изготовление новогодних украшений, сувениров

февраль

1,4

Праздник. «День защитника Отечества»

Рисование портрета папы, изготовление поздравительных открыток, сувениров.

март

1,4

Подготовка к праздникам

«Встречаем Масленицу»

«Международный женский день»

Изготовление кукол.

Изготовление подарков для мам, бабушек, девочек

апрель

4

Экскурсия в «Пенаты»

Ознакомление с семейным домом художника И.Е.Репина

май

1,4

Акция «Подарок ветерану»

Изготовление поздравительных открыток.

Кружок «Чтение с увлечением»

Дата проведения

Класс

Мероприятие

Краткое сожержание

ноябрь

1,2,3,4

Праздник «Дорогие, мамы!»

Подготовка и проведение праздника.

Ноябрь-февраль

1,2,3,4

Экскурсия в Зеленогорскую детскую библиотеку.

Ознакомление с детской литературой.

Сентябрь-май

1,2,3,4

Проект «Героические страницы моей страны»

Исследование

февраль

1,2,3,4

Праздник. «День защитника Отечества»

Подготовка и проведение праздника

март

1,2,3,4

Подготовка к праздникам

«Встречаем Масленицу»

«Международный женский день»

Подготовка и проведение праздника

Сентябрь-май

1,2,3,4

Проект «Жизнь замечательных людей.»

Исследование

Также на занятиях кружка «Чтение с увлечением» дети знакомятся с произведениями о семье. Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука», Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой»,Е.Благинина «Вот какая мама», «Бабушка - забота»,Емельянов «Рассказы о маме», Панькин «Легенда о матерях», Трутнева «Проталинки», Китайская народная сказка «Ребёнок и мудрец»,  Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»,Т.Лихоталь «Синяк», рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «…И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано» , П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок», А.Милн «Непослушная мама», И.Сигсгорд« Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица», М.Зощенко «Глупая история»,И.Сухин «Вот такой затейник», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына», А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок», Э.Браун «Сипсик»

Таким образом внеурочная деятельность на кружках является частью общей работы по семейному воспитанию в том числе.



Предварительный просмотр:

Приложение №4

Диагностические материалы.

Тест «Рисунок семьи»

 «Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, используемых в практической работе. Эта методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье.

Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят «нарисовать семью», или «нарисовать свою семью», или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо». Согласно некоторым методикам после рисования должна состояться беседа по содержанию рисунка. Методика может быть дополнена другими заданиями (например, «нарисовать семью в четырех комнатах»), может проводиться отдельно с ребенком или со всеми членами семьи.

Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи часто пользуются схемами, предложенными В.К.Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом, где предлагается анализировать рисунок семьи по трем уровням:

Интерпретируется обобщенная структура рисунка.

Интерпретируется графические изображения отдельных членов семьи.

Анализируется процесс рисования.

В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, обращая внимание на процесс рисования, подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами.

При рисовании используются стандартный лист белой бумаги (А4), цветные карандаши и простой карандаш.

Интерпретация результатов теста.

1. Отсутствие или присутствие на рисунке автора или члена семьи.        Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место».

Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.

2. Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.

Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ребенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчеркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.

Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричное™. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».

Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением в семье младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

3.        Размер фигуры автора или членов семьи.

Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом, сестрой. Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.

Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребенок, скорее всего, страдает от своей незначительности для родителей.

Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисованной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегированном положении этого члена семьи по сравнению с автором.

Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

4.        Расположение фигур на листе.

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом дети выражают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если КТО-ТО ИЗ детей располагается значительно ниже другого.

В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором - мать, на третьем - себя (слева направо).

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), или стоящих плотно друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.

При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой, члены семьи менее ориентированы на совместные действия.

Если члены семьи расположены близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата/сестру, а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга, разделены другими персонажами или предметами, то между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям годного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительное положение кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

Используемая литература

1.Л.Д.Столяренко Основы психологии: Практикум. Ростов н\Д: Феникс,2008

2.Н.В.Савельев Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения. Ростов н\Д: Феникс,2005

Шкала общения родителя с ребёнком. А.И Баркан

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения вас с малышом.

Из всех форм общения выбраны самые употребляемые. Причём в графе 1 шкалы перечислены формы общения – поставщики положительных эмоций, а во 2 – отрицательных.

Шкала общения родителей с ребёнком

Методы воспитания, вызывающие у ребёнка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребёнка (ребёнку, ребёнком)

хвалили

поощряли

одобряли

целовали

обнимали

ласкали

симпатизировали

сопереживали

улыбались

восхищались

делали приятные сюрпризы

делали подарки

упрекали

подавляли

унижали

обвиняли

осуждали

отвергали

одёргивали

позорили

читали нотации

лишали чего – то необходимого

шлёпали, пороли

ставили в угол

Сайт «Психологическая библиотека»

http://bookap.info/othosheniy/barkan_plohie_privychki_horoshih_detey_uchimsya_ponimat_svoego_rebenka_2004/bypage/295

Уровень воспитанности учащихся

 (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Меня оценивают родители

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5- всегда

4- часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

сам

учитель

родители

В классе ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

Схема экспертной оценки уровня воспитанности

Методика Н.П. Капустиной

 Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе

   По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.            

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

                          4.4-4 – хороший уровень 

                          3.9-2.9 – средний уровень

                          2.8-2 – низкий уровень

1 шкала. Любознательность 

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашним заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2 шкала. Трудолюбие 

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Нравственное воспитание детей в начальной школе".

Роль нравственного воспитания в начальной школе, программа по классам....

Программа семейного воспитания и социализации обучающихся начальной школы

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения ...

Воспитание семейной идентичности ребенка в начальной школе средствами сценарно-ролевого творчества

Материалы для участия в междунородной научн-практическрй конференции: "Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: методики, исследования, общественная практика"....

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных ...

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ (7-10) В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА

 Программа «Большие открытия юных корреспондентов», предполагает творческий подход в процессе, реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности изучают г...