ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ СЕНАРНО-РОЛЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
статья
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СРЕДСТВАМИ СЦЕНАРНО-РОЛЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
Сурова Елена Владимировна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №134 Красногвардейского района Санкт - Петербурга, имени Сергея Дудко, Россия
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения
оказали влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые
установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов,
процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи,
деформации традиционных ценностей: утрачиванию традиционных человеческих ценностей.
«Невыраженность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую
историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу,
обществу, бизнесу и государству, в себя, приводят к тому, что Россия даже в глазах
значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной», -
констатирует «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» [2,
с.3].
. По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами
35% респондентов, 50% - иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность.
До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, то есть не
обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей
стране негативно. [2, с.3].
Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система
общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток
сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает
согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют
созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет
общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством
патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего
общий идеал будущего [Там же].
Идеал такого гражданина обоснован в Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. В определении современного национального
воспитательного идеала прослеживается опора на отечественные традиции и
преемственность с воспитательными идеалами предшествующих эпох.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой,
инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное
и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становится
личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно
ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности
гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие
качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству,
приверженность традиции.
Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей
Родины является сегодня педагогической проблемой. Понятие социальность предполагает
освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому,
своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля в культуре и традициях
своего народа.
Социальное воспитание ребенка начинается в семье, продолжается в дошкольных
учреждениях и начальной школе Ближайшее окружение ребенка - семья - и в первую
очередь родители и старшие братья и сестры вызывают подсознательное подражание и
ориентацию на ценности, которые заложены в семье... Общий дух атмосферы семьи,
характер отражающихся в ней интересов, симпатий и антипатий, доходит до детского
сознания прежде всякого опыта. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий
национального возрождения России мыслится прежде всего как воспитание хорошего
семьянина [4, 45] Вырастив ребенка в этом контексте, педагог выполнит задачу сохранения
ребенка, воспроизводства позитивных ценностей, укрепит общество и государство.
Важным моментом социального развития ребенка является насыщение его
социальной позиции в контексте «Я И МЫ» в процессе общественно полезной деятельности
в избранной системе отношений (сценарно - ролевом творчестве). Именно в ней ребенок
получает возможность не просто обратить на себя внимание, проявить себя, увидеть свое
«я» В оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. Одним из
педагогических принципов формирования социальной идентичности учащихся является
принцип соотнесения класса с семьей в игровой деятельности. Непременным условием
программы воспитания для этого возраста должно быть предложение ребенку объекта
подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности.
В предлагаемом опыте работы с младшими школьниками воспитание ребенка как
хорошего семьянина в начальной школе происходит в системе «Семья и школа»,
выраженной в программе дополнительного образования «Я и МЫ» (описана в статье
«Системно-деятельностный подход в воспитании семейной идентичности младшего
подростка» [3]). Главное в программе «Я И МЫ» - системный подход к формированию
семейной идентичности школьника как условия его самопознания, самовоспитания и
социализации.
Для ребенка семья - это мир, в котором он живет, учится, делает открытия, любит,
сочувствует, сопереживает.
В нашем маленьком коллективе мы, следуя данному курсу, поставили перед собой
определенные задачи:
* Расширение и закрепление представлений детей о ценности семейных отношений;
* Воспитание любви к ближнему, чувства терпимости, взаимоуважения.
* Приобщение детей к культурным традициям семьи как ячейки общества.
* Привитие интереса к истории происхождения семьи, рода, фамилии, восстановлению
генеалогического древа.
* Пропаганда семейных ценностей.
* Создание условий для свободного развития духовных и физических сил ребенка,
ведения им здорового образа жизни.
* Воспитание уважения стремления к продолжению традиций общества и народа.
Начало учебного года открывает «Урок Семьи», где учитель вместе с детьми
определяют и ставит задачи, направленные на изучение внутрисемейных отношений,
уважение интересов семьи, почтительного отношения к старшему поколению в семье.
Работа по программе «Я И МЫ» рассчитана на учебный год. В ней предусмотрены
воспитательные занятия по 1 в две недели:
- Создание семейного мини-альбома,
* инсценировки мини-спектакля: «Волк и семеро козлят» С акцентом на уважительное
отношение к мнению старших членов семьи, желание помочь ближнему, смекалка,
взаимопомощь и взаимовыручка;
* изучение происхождения имени;
* мероприятие «День именинника»
* создание музея вещей, сохранившихся в семьях с рассказами- «Из истории вещей»;
* выезд детей и родителей за пределы города по Дороге Жизни с посещением музея
блокадного Ленинграда;
* организация военно-туристических соревнований с участием детей и родителей, где
используется командное взаимодействие;
* урок Семьи. Вводное слово учителя. Рассказы учащихся о семейных традициях.
Интересные случаи из истории семей.
* «Семейное древо» - урок - практикум. Создание и разработка мини - альбома «Моя
семья» (Герб семьи, Древо Жизни семьи, письменный рассказ о значительных событиях в
семье).
* «Мир моих увлечений» - классный час;
* «Я люблю свою семью - ей подарок подарю ... » - урок - практикум.
* Право на жизнь» - беседа с участием родственников учащихся, участников военных
событий и блокадного Ленинграда;
* Мама, папа, я - дружная семья - беседа.
«Дом, в котором я живу» - классный час.
* «Вытворяем чудеса» - утренник
* «Спешим поздравить наших мам» - классный час ...
Представляется, что базовая ячейка общества - традиционная семья - хранитель
воспроизводства рода человеческого должна быть и встроена в систему социальных
институтов для поддержания социального здоровья общества.
В приложении к статье предъявлен вариант поддержки семьи в школьном событии:
сценарий классного часа по итогам первого полугодия: «Моя семья - все наши «Я»
Приложение1
СЦЕНАРИЙ
классного часа на тему: «Моя семья - все наши «Я»!
(по социально-педагогическому принципу: «Основа основ - это семья!»)
Цель классного часа: формирование добрых взаимоотношений между детьми в классе с
учетом индивидуальности каждого ребенка для становления полноценного статуса
воспитанника как семьянина в будущем.
Задачи:
1. Формирование через тексты сценария солидарных интересов сообщества.
2. Учить вниманию к созидательным смыслам текста, отражая его в действии.
З. Созидание жизнеутверждающей перспективы в сообществе.
Ход классного часа:
1. Организационный момент: Звучит песня «Маленькая страна», под музыку которой
входят дети, становятся у доски.
На столах флажки разного цвета, конверты с заданиями, над которыми будет работать
группа, коробочки с фонариками внутри.
у детей в руках прямоугольники из картона нужного цвета, соответственно флажкам на
столе.
1,2,3 ученик:
-Здравствуй, небо голубое!
-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, Матушка - Земля!
Хором:
-Здравствуйте, мои друзья!
Учитель:
- Здравствуйте! -
Мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
- Здравствуйте! -
Что особого тем мы сказали?
Просто «Здравствуйте»,
Больше ведь ничего не сказали.
Отчего же на капельку
Счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Радостней сделалась жизнь?".
- О чем это Стихотворение?
(О том, чтобы наш классный час прошел хорошо, чтобы во время проведения и после
него мы сохранили хорошее настроение).
Второй год мы с вами учимся в школе, но уже хорошо узнали друг друга. Я считаю, что наш
класс очень дружный.
Веселые, заботливые, фантазийные, находчивые, активные, ответственные, умные,
инициативные, задорные, умелые - одним словом, вы у нас особенные.
А как вы думаете, кто помогает вам быть такими?
(Учителя, родители, семья).
Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. Разве человек
мог один без семьи выжить? И сегодня, хотя и нет необходимости поддерживать огонь в
очаге, защищаться от диких животных, люди всё равно стремятся жить одной семьёй, одним
домом. Что же такое семья?
Ученик (Сообщение о семье).
2. Введение в тему
Учитель. Наш классный час называется «Моя семья - это все наши «Я».
у каждого из нас есть своя семья.
Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях.
При подготовке к сегодняшнему занятию, вы вместе с родителями, собирали большой
материал о вашей семье, составляли свое генеалогическое дерево, узнали о происхождении
имени, создали герб своей семьи.
Но в школе вы проводите много времени! Здесь ваши одноклассники, учителя. Здесь вы
растете, учитесь, трудитесь.
Ученик (История про девочку Олю).
Это тоже ваша семья.
Учитель. Сегодня нам предстоит выяснить, может ли наш класс называться семьей, имеем
ли мы с вами самое главное в жизни - семью классную. У каждой семьи должен быть - дом.
у вас в руках кирпичики разного цвета - для дома, который мы будем строить вместе,
давайте соберем их по цвету. Найдите нужный вам цвет на столах в классе и подойдите
каждый к своему столу.
3. Основная часть. Распределение детей по творческим группам, объяснение задач каждой
группы.
Учитель. Это ваши творческие группы, в которых вы будете работать, а задания для вас
находятся в конвертах. Необходимо ознакомиться с заданиями, вскрыв конверты.
Мы будем строить общий дом, а дома бывают разные. Помните сказку о трех поросятах?
Какой дом оказался самым прочным (кирпичный). Наш дом должен стать не менее прочным.
Чтобы он стоял надежно и крепко, должен быть фундамент.
(Поднимают руки группа, в которой кирпичик «Фундамент»).
- Мы будем каменщиками и работать нам предстоит над рубрикой «Архив нашего класса», а
для этого нам необходимо ...
Задание в конверте.
Ваша задача - отобрать самые интересные семейные альбомы, сгруппировать их по темам:
например, самая дружная, многочисленная, веселая, семья, мои именитые предки и
разместить их на листе ватмана.
Чтобы знать размер нашего дома, мы должны представлять, сколько жильцов в нем будет
жить. (Поднимает руки группа с кирпичиком «Стены»).
Мы будем плотниками и наше задание ... (Задание в конверте).
Вам предстоит разместить семейные гербы одноклассников вокруг большого герба Санкт -
Петербурга, а затем представить их нам.
(Небольшой рассказ из истории геральдики).
Высота нашего дома будет зависеть от величины и высоты ваших семейных древ.
Поднимает руки группа, у которой кирпичик «Крыша».
Мы будем кровельщиками. (Задание в конверт).
Вы будете работать над СЕМЕЙНЫМ ДРЕВОМ. У нас есть замечательное дерево - клен, на
нем мы и будем размещать наши работы - семейные древа.
В доме еще есть окна и двери.
Встает группа, у которой кирпичик «Окна и двери».
Дети: Мы будем дизайнеры. (Задание в конверте).
Учитель: Вы расскажете о происхождении имен нашего класса, в честь кого получены эти
имена, как они связаны с народными традициями.
Пятая группа сохранит в тайне свое задание до окончания строительства дома.
Итак, мы начинаем строительство нашего дома.
Дети предлагают выбрать управляющего стройкой «прораба».
На работу в группах дается 5 минут, потом начинается строительство дома и защита
рубрик.
(Каждую часть дома после ее защиты, выстраиваем в компьютерном варианте на экране.)
Учитель назначается «главным архитектором», то есть, следит за «строительством» всего
«объекта» в целом.(В это время идет показ фильма о жизни класса за период обучения - с 1
по 2 класс. Видеоролик на 4 мин 20 сек.)
«Прораб» курсирует по залу и оказывает посильную помощь группам.
Б). Защита рубрик, кроме пятой (ее оставляем на окончание мероприятия). Ребята
демонстрируют свой материал и рассказывают о собранной информации, классный
руководитель при необходимости комментирует.
На экране возникает компьютерная версия строительства дома, при этом появление каждого
строительного объекта сопровождается звуковыми эффектами.
Учитель: Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над
головой, а место где его любят и ждут, понимают его, принимают таким, какой он есть, где
человеку тепло и уютно.
Наш дом готов - а можно ли в нем жить?
Дети: Нет, в доме не хватает тепла.
Учитель: Действительно, раньше вся семья согревалась у большой русской печи, теперь
печей нет и семьи не собираются у очага. А мы - попробуем.
Переходим к самой главной тайне нашего мероприятия.
У вас на столах лежат замечательные коробочки, давайте, заглянем в них и достанем
содержимое. ( В них - фонарики).
Зажигаем наши фонарики. Стало светлее? А теплее?
Давайте, зажжем маленькие лучики тепла в нашем доме и создадим очаг.
Давайте, соберем эти лучики в один большой очаг.
Все фонарики складываем в красный стеклянный куб.
Этот импровизированный костер и будет нашим семейным очагом.
Группы по очереди подходят к очагу.
Международная научно - практическая конференция
Учитель: А теперь в нашем доме должны появиться хозяева. Какие традиции надо
соблюсти, чтобы дом стал теплым, уютным, защищенным от всех бед?
Пригласить Домового!
Появляется Домовой - игры, загадки, история появления Домового. (5 минут).
Находим домовому место и оставляем у нас жить.
И вот когда в нашей замечательной семье собрались все вокруг домашнего очага, мы
закладываем последний кирпичик - пятый.
4.Семейные традиции.
Вам предстояло подготовить рассказ о семейных рецептах традиционных блюд, которые вы
заранее готовили дома, найти самые необычные и интересные.
5.Заключение.
Приглашаем всех участников сегодняшнего мероприятия за наш хлебосольный, радушный,
гостеприимный семейный стол.
В семейном кругу мы растём,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ - родительский дом.
Список использованных источников и литературы:
1. Васильева Е.В. Системно-деятельностный подход в воспитании семейной идентичности младшего
подростка/сб. в сб. «Духовно-нравственное развитие и воспитание: системно-деятельностный подход», Издательство
Политехнического института, СПб.:2010
2. Данилюк Д.Я., Кондаков А.М., Тишков ВА Концепция духовно-нравственного воспитания личности
гражданина России, М.: Просвещение,2009
- Зайцев Г.К. Время педагогики здравосозидающей // Народное образование. №6. 2002.
- Мудрик Д.В. Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество России. Москва. 2001. 320 с.
© Сурова Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребенка
Модели типов воспитания, условия для начала работы с родителями....
Реализация ФГОС вначальной школе
Выступление на родительском собрании с презентацией...
Формирование сотрудничества взрослого с ребенком раннего возраста средствами устного народного творчества
Эмоциональное общение взрослого и ребенка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. Оно начинается с «заражения эмоциями» (Э.Сеген, А.Валлон) в ответ на приветливый ...
Воспитание семейной идентичности ребенка в начальной школе средствами сценарно-ролевого творчества
Материалы для участия в междунородной научн-практическрй конференции: "Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: методики, исследования, общественная практика"....
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Статья из сборника методических разработок для Первой Межрегиональной практической конференции "Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание - главные п...
Родительское собрание №1 "Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности" 3 класс
Родительское собрание №1 "Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности" 3 класс...
Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.
Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях реализации в начальной школе, техн...