Программа воспитательной работы.
методическая разработка (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ / _______________/ Протокол №___________ заседания МО от ____ ______ 20_____года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВВВР ____________ / _______________ ________ ___________ 20____ года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №4 ___________ / ____________/ Приказ №_________________ от ____ ________ 20_____года |
Программа воспитательной работы класса
«Ступеньки успеха»
Класс 3 Г
Классный руководител Вербицкая Ирина Анатольевна
2019 г.
Пояснительная записка
Актуальность. Новизна.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка. Важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших
- младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Педагогическую целесообразность Программы определяют принципы организации воспитательной и образовательной деятельности:
Принцип целостности - воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами, в воспитании предполагает понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.
Принцип личностно-ориентированного воспитания - предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия.
Принцип природосообразности и развития, предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии.
Принцип нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
Принцип гуманистического воспитания - объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия, умения терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников.
Принцип успешности- мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
Принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип системности и непрерывности утверждает, что взаимодействие всегда комплексно, оказывает влияние на всю систему, предполагает создание целостной образовательной системы.
Подходы, определяющие стратегию воспитания учащихся
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной программы. Выделяется комплекс основных направлений: культурное и эстетическое, гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное, трудовое и экономическое, духовно-нравственное, здоровьесберегающее. экологичсекое, семейное и интеллектуальное воспитание, социокультурное и медиакультурное направление, формирование коммуникативной культуры. .
2. Деятельностный подход.
Целостное развитие ребёнка в период начальной школы, как субъекта в посильных видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и гигиенических навыков, трудовая деятельность. Вся воспитательная система строится на основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:
Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
Золотые правила деятельностного подхода:
- подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;
- веди ребёнка от собственного опыта к общественному;
- будь не «над», а «рядом»;
- радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- учи анализировать каждый этап работы;
- критикуя, стимулируй активность ребенка.
Цели и задачи программы
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать;
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся;
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
- Развивать эмоциональную и волевую сферы;
- Изучать личностные качества обучающихся;
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития;
Каждое из направлений программы построено в соответствии с программой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Возрастные особенности учащихся начальных классов 1 класс
Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.
Возрастные особенности учащихся начальных классов 2 класс
В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Следует иметь в виду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу. В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще трудно делать. Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями.
Возрастные особенности учащихся начальных классов 3 класс
Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий. Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Развиваются произвольные внимание и память. Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
Возрастные особенности учащихся начальных классов 4 класс
В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности. Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические. Это период «завершения детства — перехода ко взрослости выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности», что может.
Сроки адаптационного периода (1 класс)
Помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного обучения и полноценного развития, надо знать ребенка, строить учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку сформировать навыки, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Второй этап – первичная адаптация к школе. Его без преувеличения можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых – педагогов и родителей. В рамках этого этапа – с сентября по январь – ведется большая работа.
Для первоклассников проводятся специальные коррекционно-профилактические занятия с психологом школы.
В рамках адаптационного периода в школе проводится первичное диагностирование готовности учащихся к школе, которое осуществляется различными специалистами: учителем, психологом, логопедом.
Направления воспитательной работы
Организация воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- Гражданско-патриотическое направление;
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Духовно- нравственное направление;
Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
- Физкультурно - оздоровительное направление;
Ценности: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, ценности культуры, здоровье психическое, физическое;
- Трудовое направление;
Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.
- Художественно- эстетическое направление;
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
- Экологическое;
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Семья, основа общества.
Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.
Безусловно, все вышеперечисленные направления и ценности духовно - нравственного развития, воспитания и социализации постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Все они важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Таким образом, решение воспитательных задач начинается до начальной школы, с «нежного возраста», и продолжается после.
Содержание программы
При реализации программы используются различные формы и методы
Методы воспитания- это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит взаимодействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания.
Пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
– словесно – логические
– образно – художественные
– трудовые
– игровые
– психологические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и т.д.
Образно- художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, озеленения школы. Это также работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Психологические формы работы.
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Направления | 1 класс «Познай самого себя» | 2 класс «Учись дружить» | 3 класс «Азбука коллективной жизни» | 4 класс «Вместе мы - сила» |
Гражданско-патриотическое Цель и задачи: -формировать гражданско-правовое сознание на основе изучения Устава школы, Правил поведения для учащихся; - пробудить интерес к прошлому своего народа. - формирование активной гражданской позиции. - знакомство с историей родного города, края, семьи. - сохранение связи между поколениями. - воспитание уважения к людям старшего возраста |
|
| 1. Беседа «История моей Родины» 2. Коллаж «День солидарности в борьбе с терроризмом» 3. Игра ПДД. «Дорога в школу и домой» 4. Выставка. Оформление подвижной выставки «Символы России» 5. Учебная игра «Огонь - друг и враг человека» 6. Беседа «Конституция – основной закон государства» 7. Беседа «Правила безопасности в криминогенных ситуациях» 8. Выпуск газеты «Как празднуют новый год в разных странах» 9. Беседа Правила безопасного поведения в быту 10. Дискуссия ПДД. «Дорожная этика» 11. Фотовыставка Фотовыставка «Сургут зимой» 12. Театрализация ОБЖ. «Правила безопасного поведения на транспорте» 13. Праздник «Непобедимые и легендарные» 14. Выставка рисунков, портретов «Моя мама» 15. Учебная игра ОБЖ. «Оказание первой медицинской помощи» 16. Учебная игра ПДД. «Знаки для пешеходов и водителей» 17. Беседа ОБЖ. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 18. Выпуск газеты «Этих дней не смолкнет слава…» 19. Беседа ОБЖ. «Правила поведения во время каникул»» |
10. Классный час «Умеем ли мы обижаться?» |
Духовно-нравственное Цель и задачи: -поддерживать нравственные качества: взаимопонимание, товарищество, доброжелательность в процессе индивидуализации обучения и воспитания; -воспитание гуманной личности через систему воспитательных мероприятий. -формирование культуры поведения, общения. -формирование классного коллектива. -формирование коммуникативных способностей учащихся. |
|
| 1. Выставка репродукций, выпуск газеты «Золотая осень» 2. Конкурс стихов «Самым любимым и родным» 3. Коллаж «Прекрасное в моей жизни» 4. Учебная игра «Правила хорошего тона» 5. Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить» 6. Акция "Сделай мир добрее" 7. Беседа День толерантности. «Разрешение конфликтов» 8. Экскурсия в школьную библиотеку 9. Выставка репродукций «Служу Отечеству» 10. Презентация «Славные сыны Отечества» 11. Экскурсия в школьную библиотеку. Участие в «Неделе книги» 12. Классный час «Давай пообщаемся» |
|
Трудовое Цель и задачи: -развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. -приобщать к общественно-полезной деятельности. -презентация талантов, способностей учащихся. |
|
|
|
|
Спортивно-оздоровительное Цель и задачи: - защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка. - воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия. |
|
|
|
|
Экологическое Цель и задачи: -воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами. -предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека. |
Классный час 7. «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу» |
|
|
|
Художественно-эстетическое Цель и задачи: -формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. -создать атмосферу взаимной заинтересованности. -формировать желание активно преобразовывать действительность. -развитие эстетических способностей учащихся |
Учебная игра «Что такое правила хорошего тона |
| 1. Конкурс стихов «Самым любимым и родным» 2. Коллаж «Прекрасное в моей жизни» 3. Учебная игра «Правила хорошего тона» 4. Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить» 5. Акция «Сделай мир добрее» 6. Музыкальная гостиная «Звуки лета» 7. Выставка фото «Здравствуй, гостья-зима» 8. Выставка рисунков «Нет войне» |
|
Семья, как основа российского общества (социальное) Цель и задачи: -психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил. - ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье («Я надежда и помощник») и в обществе («Я гражданин, я ученик»). |
|
|
|
|
Материально-техническое и дидактическое оснащение
Для успешной реализации программы необходимы виды средств:
Печатные | Научно-практические и методические материалы, учебно-наглядные пособия, детские книги для чтения, хрестоматии и т.д. |
Технические | ПК, мультимедийное оборудование |
Аудивизуальные | Образовательные видеофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях- |
Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с социальными партнерами: МКУ «Сургутский краеведческий Музей», ГСИ «Стерх», МБУЗ Центром медицинской профилактики, учреждениями дополнительного образования («Технополис», «Эколого-биологический центр», «Центр детского творчества», ЦФП «Надежда»), СМИ, учреждений социальной защиты (ЦСПСиД), здравоохранения (ЦМП) и профилактики (УМВД по городу Сургуту и району, ГИБДД)
Ожидаемые результаты
К ожидаемым результатам реализации программы можно отнести:
- Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
- Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
- Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
- Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
При определение результатов на каждом году обучения, можно определить следующие результаты:
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающегося;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, города;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- функционирование органов классного самоуправления.
3класс
- проявление интеллектуальных способностей;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме;
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.
Требования к выпускнику начальной школы
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в ФГОС определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
В ФГОС определен «портрет» выпускника начальной школы:
- юбящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- ладеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Список литературы
- Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
- Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
- Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
- Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
- Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
- Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 1 – 4 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
- Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
- Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
- Проблемные классные часы. 1 – 4 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.
- Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. (1 – 4 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
- Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
- Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 1 – 4 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
Приложение 1
Планирование 3 класс
Цели и задачи:
- сплочение классного коллектива;
- формирование комфортного, благоприятного, психологического микроклимата в классе;
- формирование у учащихся положительного отношения друг к другу, определенных отношений к объектам окружающего мира;
- формирование нравственного сознания, уважительного отношения к традициям школы.
СЕНТЯБРЬ
Направление работы | Содержание, форма проведения, дата | Самоуправление класса | Корректировка | ||||
Классный час | Общешкольное мероприятие | Классное мероприятие | Внешкольное взаимодействие | ||||
Работа с обучающимися | 1.Гражданско-патриотическое | «История моей Родины» (01.09) | ПДД. Игра «Дорога в школу и домой» (25.09) | ||||
Проведение единого классного часа «Мы за безопасность» | «День солидарности в борьбе терроризмом» Линейка | ||||||
2.Духовно-нравственное | Проведение инструктажа по ТБ .(вводный) |
| Музыкальная гостиная « Звуки лета» | запись в ОДО города | Знакомство учащихся с секциями, кружками школы
| ||
Проведение инструктажа поТБ (первичный) | Изготовление открыток ко Дню Учителя. | ||||||
Классный час «Знакомство» | |||||||
3.Трудовое | Экскурсия «Любимая школа - чистая школа». | «На субботник вышел класс» Акция | Распределение обязанностей членов управления класса. | ||||
Рейд по проверке учебников, внешнего вида. | Служба «Штаб порядка». | ||||||
4.Спортивно-оздоровительное | Беседа о режиме дня «Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки» | «День Здоровья.» Спортивное мероприятие | Служба «Здоровейка» | ||||
ОБЖ Учебно-тренировочные занятия по отработке эвакуации. | |||||||
5.Экологическое | Беседа «Береги чистоту в школе.» | Озеленение кабинета. | Экскурсия в парк. «Природа вокруг нас» | Служба «Зелёный патруль». | |||
6.Художественно-эстетическое | Классный час «Внешний вид человека» | Выставка репродукций « Золотая осень» Выпуск стенгазеты. | Служба «Весёлый карандаш». | ||||
7.Семья, как основа Российского общества. | Беседа «Моя семья». | «Мой дом – наведу порядок в нем» | |||||
Работа с родителями | Организационное родительское собрание. Выборы родительского комитета. | ||||||
Общешкольное родительское собрание. |
ОКТЯБРЬ
Направление работы | Содержание, форма проведения, дата | Самоуправление класса | Корректировка | ||||
Классный час | Общешкольное мероприятие | Классное мероприятие | Внешкольное взаимодействие | ||||
Работа с обучающимися | 1.Гражданско-патриотическое | «Мой край-Югра» | Праздник, посвященный Дню учителя | ||||
Познавательная беседа «Что я знаю о законе» | Моя безопасность дома | Конкурс рисунков «Моя семья» | |||||
2.Духовно-нравственное | Урок доброты «Кто такие добрые и злые люди» | Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | Ролевая игра «Как вести себя на улице» | Акция «Творим добро» ко Дню пожилого человека | |||
Проведение инструктажа поТБ (повторный) | Игра «Чему учат в школе» | ||||||
«Мимика и жесты» занятие-тренинг | |||||||
3.Трудовое | Операция «Чистюля» (порядок в кабинете) | ||||||
Рейд по проверке учебников, закладок. | Служба «Штаб порядка». | ||||||
4.Спортивно-оздоровительное | Урок-игра «Режим дня школьника» | Устный журнал «Всем на свете людям ясно, что шалить с огнем опасно» | |||||
Служба «Здоровейка» | |||||||
5.Экологическое | Беседа «Береги воду.» | Экскурсия «Осенние изменения в природе» | Служба «Зелёный патруль». | ||||
6.Художественно-эстетическое | Путешествие в страну волшебных слов | Конкурс рисунков и поделок «Золотая осень» | Викторина «Бюро сказочных находок» | Служба «Весёлый карандаш». | |||
7.Семья, как основа Российскогообщества. | Беседа «Мир и лад в семье». | ||||||
Работа с родителями | Ознакомление родителей с режимом работы школы, занятостью детей во внеурочное время |
Приложение 2
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями
Основные направления | Формы работы с семьёй |
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей | Тренинги, родительские собрания, родительские конференции, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание диспут, родительский лекторий, педагогический практикум |
2. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом | Участие родителей класса в работе совета школы. Участие родительского комитета класса. |
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | Дни творчества, помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий |
Планирование классных собраний в 1-4 классе
Работа с родителями | 1 класс «Познай самого себя» | 2 класс «Учись дружить» | 3 класс «Азбука коллективной жизни» | 4 класс «Вместе мы сила» |
Цель и задачи: -Знакомство с родителями, выявление родительских ожиданий. -Знакомство родителей с возрастными особенностями младших школьников. -Знакомство с понятиями «адаптация» и «дезадаптация». -Выработка рекомендаций. -Формирование навыков конструктивного общения | 1. Вечер: «Давайте познакомимся». 2. «Адаптация к школьному обучению» - вечер вопросов и ответов. 3. Беседа «Возрастные особенности младших школьников». 4. Родительское собрание: «Детская агрессия и её причины». |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...