Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Час чтения"
статья (1 класс)
Рабочая программа кружка «Час чтения» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование, включены произведения из перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению" (Письмо Минобрнауки России № НТ-41/08 от 16.01.2013 г),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_chas_chteniya.docx | 94.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Час чтения» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование, включены произведения из перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению" (Письмо Минобрнауки России № НТ-41/08 от 16.01.2013 г),
Программа «Час чтения» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.,
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение, создаются условия условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Час чтения» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Час чтения» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время
1. Результаты освоения курса «Час чтения»
Результаты освоения курса «Час чтения» соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По итогам освоения программы выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
.
Предметные результаты:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
- учить отвечать на вопросы по содержанию;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия::
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Коммуникативные универсальные учебные действия::
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
2. Содержание курса «Час чтения»
Русские народные сказки ,Н Носов. Мишкина каша.Живая шляпа. Приключения Незнайки.,Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Трое из Простоквашино.,А. Волков . Волшебник Изумрудного города.,В. Губарев.Королевство кривых зеркал.,В. Драгунский. Денискины рассказы.,А. Гайдар Чук и Гек. Тимур и его команда.,А. Старостин. Куликовская битва.,Алексин А.Г. В стране вечных каникул.,К. Булычев Приключения Алисы.,Олеша Ю.К. Три толстяка.,Рыбаков А Котик. Бронзовая птица.Выстрел.,Ишимова А.О. История России в рассказах для детей., Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона , художественная литература краеведческой направленности (Саамские сказки., Сказки народов Севера, стихи Г. Васильева)
№ | Содержание | Формы организации | Вид деятельности |
1 | Народный фольклор. Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Саамские сказки. «Чахкли»«Семилетний стрелок из лука» Летописи. Рукописные книги.Былины и сказы о защитниках Отечества Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке, урок-КВН, подготовка устных журналов; урок-сказка с использованием инсценировки, творческая работа «Сочини загадку, литературные игры | работа в группах; характеристика книги; определение темы и жанра; выбор книги на заданную тему; |
2 | Книги о Родине и родной природе (Паустовский К., Житков Б.С. Виталий Бианки М. Пришвин Листопадничек,А. Старостин.Д. Мамин-Сибиряк,Н.Сладков Как медвежонок сам себя напугал,В. Сутеев Палочка – выручалочка, Мешок яблок; Е.Чарушин.Волчишко, Кошка Маруська., Е.Пермяк. Пичугин мост.П.П. Бажов.Уральские сказы | Урок-конкурс, урок-викторина,урок-КВН по прочитанным произведениям; участие в конкурсах чтецов прозы и стихов; | работа в группах; самостоятельная работа с книгой; устный отзыв; классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;создание иллюстраций, плакатов;самостоятельное чтение; беседа и рассуждение по прочитанному произведению; слушание,чтение и рассматривание книги; |
3 | О наших сверстниках ННосов.Мишкина каша; Николай Носов. Живая шляпа. Огурцы; М. Пришвин. Ребята и утята; Толстой Л.Н. Рассказы для детей. В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья. Сыновья.Динка; Е.Пермяк. Два рассказа; В. Драгунский. Денискины рассказы; Михалков С.В. Всё начинается с детства; А. Гайдар.Чук и Гек. Тимур и его команда; Рыбаков А. Котик, Бронзовая птица, Выстрел; Зощенко М.М. Рассказы для детей; Э.Успенский. Над нашей квартирой;.В.Галявкин. Тетрадки под дождем;Е.Велтисов. Мальчик из чемодана; | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; театрализации; занятие-интервью; урок-проект; диспут; беседа-дискуссия; литературная игра; | Смысловое чтение; осмысление цели чтения; выбор вида чтения в зависимости от цели; оформление книжек-малышек с мини-сочинениями; подготовка устных журналов; создание схемы (модели) отношений героев; составление вопросов по произведению; |
4 | Родная литература А. Барто .Игрушки; К.ЧуковскийБармалей; С. Маршак. Усатый полосатый. Детки в клетке; В. Волков. Волшебник Изумрудного города; А.Губарев Королевство кривых зеркал; Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика; Е. Пермяк. Бумажный змей. Пропавшие нитки и другие сказки;А. Приставкин. Портрет отца;Э. Успенский.Трое из Простоквашино.Чебурашка, Крокодил Гена и его друзья; Алексин А.Г. В стране вечных каникул; К. Булычев. Приключения Алисы; Носов Н.Н. Приключения Незнайки; Олеша Ю.К. Три толстяка; Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино; С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело; Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени; Гераскина Л. В стране невыученных уроков; Н.Шер. Рассказы о русских писателях;Стихи Р. Рождественского; | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; урок-сказка с использованием инсценировки; час «тихого чтения»; устный журнал; диспут; литературная игра; конкурс чтецов; | Смысловое чтение ;выбор вида чтения в зависимости от цели;различие видов текста; выбор текста, соответствующий поставленной учебной задаче;монологические высказывания; анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подготовка устных журналов; подготовка материала для классной газеты; самостоятельная работа с книгой; семейное чтение; самостоятельное чтение; |
5 | Зарубежная литература Марк Твен. Принц и нищий; Перро Ш. Волшебные сказки. Мальчик с пальчик; Эрих Распе.Самый правдивый человек на земле, Приключения барона Мюнхгаузена; Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король; Ж. Верн Таинственный остров; Р. Киплинг Рики-Тики-Тави, Кошка, которая гуляла сама по себе;С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями;А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше; Ганс Христиан Андерсен. Сказки. | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; урок-сказка с использованием инсценировки; конкурс-кроссворд; семейное чтение; литературный ринг; час тихого чтения; | смысловое чтение; творческая работа; аннотация на книгу; составление «сказочного словаря»;монологические высказывания; семейное чтение; самостоятельная работа с книгой; подготовка материала для классной газеты; |
6 | Моя книжная полка Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Книги-сборники. Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Художники-оформители. Любимая книга. | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов; выставка книг «По страницам любимых книг»;мини-проекты; работа в группах;рукописная книга; творческий урок; библиотечный урок;презентация любимой книги; конкурс-кроссворд; | Анализ собственной работы; составление устных монологических высказываний;сравнение иллюстраций с содержанием текста; подготовка устных журналов;материалов для классной газеты; практическая работа со справочной литературой; |
Формы проведения мероприятий:
- урок-сказка с использованием инсценировки
- театрализации;
- урок-конкурс
- урок-викторина
- урок-КВН по прочитанным произведениям;
- проведение народных праздников, посиделок, народных забав.
- библиотечный урок
- проект, мини-проект
- литературная игра
- игра-драматизация
- читательская конференция
- занятие-диспут
- литературный ринг
- устный журнал
- литературная гостиная
Деятельность учащихся:
- чтение – рассматривание книг
- чтение вслух
- рассказывание
- проектная деятельность.
- составление кроссвордов и викторин по прочитанным произведениям;
- моделирование обложки книги;
- участие в конкурсах чтецов прозы и стихов;
- подготовка устных журналов;
- создание иллюстраций, плакатов;
- оформление книжек-малышек с мини-сочинениями;
- разучивание повторяющихся четверостиший.
- парад домашних творческих достижений
- час тихого чтения
3. Тематическое планирование
№ | Разделы | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | Всего |
1 | Народный фольклор | 5 | 4 | 5 | 3 | 17 |
2 | Книги о Родине и родной природе | 9 | 8 | 7 | 4 | 28 |
3 | О наших сверстниках | 6 | 6 | 6 | 5 | 23 |
4 | Родная литература | 6 | 4 | 5 | 10 | 25 |
5 | Зарубежная литература | 1 | 3 | 6 | 5 | 15 |
6 | Моя книжная полка | 6 | 9 | 5 | 7 | 27 |
Всего | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Тематическое планирование 1 класс
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Докучные сказки. Сказка про сороку и рака. (1) | 5 |
«Ни окошек, ни дверей». Загадки (1) Творческая работа «Сочини загадку». | ||
Экскурсия в библиотеку (1) | ||
Русские народные сказки* Урок-сказка с использованием инсценировки (1) | ||
Саамские сказки.Литературные игры (1) | ||
2.Книги о Родине и родной природе | Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | 9 |
М. Пришвин. Ёж. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (2) | ||
Н.Сладков. Как медвежонок сам себя напугал. Викторина. (2) | ||
В.В.Бианки. Плавунчик. Самостоятельное чтение. (2) | ||
В.В.Бианки. Кто чем поёт? Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (2) | ||
В. Сутеев. Мешок яблок. Самостоятельное чтение. (2) | ||
В. Сутеев. Палочка – выручалочка.Беседа и рассуждение по прочитанному (2) | ||
Е.Чарушин. Волчишко. Самостоятельное чтение (2) | ||
Стихи о Родине. Конкурс (2) | ||
3.О наших сверстниках | В. Осеева. Синие листья. Схема (модель) отношений героев (3) | 6 |
Михалков С.В. «Всё начинается с детства» Беседа-дискуссия (3) | ||
Толстой Л.Н. Рассказы для детей. Самостоятельная работа с книгой.(3) | ||
С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело. Схема (модель) отношений героев (3) | ||
Е.Пермяк. Два рассказа. Схема (модель) отношений героев (3) | ||
Э.Успенский. Над нашей квартирой. (3)Разучивание повторяющихся четверостиший. | ||
4. Родная литература | А. Барто. Игрушки. Разучивание четверостиший. (4) | 6 |
С.Маршак. Усатый полосатый. Творческая работа.(4) | ||
К.Чуковский. Бармалей. Викторина. (4) | ||
С. Маршак. Детки в клетке. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (4) | ||
Носов Н.Н. Приключения Незнайки. Самостоятельная работа с книгой (4) | ||
Носов Н.Н. Приключения Незнайки. Семейное чтение. (4) | ||
5. Зарубежная литература | Ш. Перро. Мальчик с пальчик. Самостоятельная работа с книгой(5) | 1 |
6. Моя книжная полка | Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии» (6) | 6 |
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.(6) | ||
Художники-оформители. Практическая работа в библиотеке.(6) | ||
Любимая книга.Создание иллюстраций. (6) | ||
Книжная полка. Библиотечный урок. (6) | ||
Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) |
Тематическое планирование 2 класс
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | Урок-викторина. Роль книги в жизни человека. (1) | 4 |
Народный фольклор. Книги-сборники. Библиотечный урок (1) | ||
Русские народные сказки.Инсценировка одной из сказок. (1) | ||
Саамские сказки. Литературные игры (1) | ||
2.Книги о Родине и родной природе | М. Пришвин. Листопадничек. Мини – проект «Осень в моём городе» (2) | 8 |
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Беседа и рассуждение по прочитанному. (2) | ||
А. Приставкин. Портрет отца. Самостоятельное чтение. (2) | ||
Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | ||
Литературная игра. В.В.Бианки. Кто чем поёт? (2) | ||
Е.Пермяк. Пичугин мост.Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» (2) | ||
Софья Могилевская. Сказка о громком барабане. Составление устных иллюстраций к произведению. (2) | ||
Беседа-дискуссия. Е.Чарушин. Кошка Маруська.(2) | ||
3.О наших сверстниках | В. Осеева. Волшебное слово.Схема (модель) отношений героев (3) | 6 |
А. Гайдар. Чук и Гек. Подготовка устных журналов. (3) | ||
Э.Успенский. Чебурашка. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (3) | ||
Урок-викторина. Алексин А.Г. В стране вечных каникул (3) | ||
Н.Носов. Огурцы. Беседа-дискуссия. (3) | ||
Зощенко М.М. Рассказы для детей Подготовка устных журналов. (3) | ||
4. Родная литература | Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Урок-КВН.(4) | 4 |
Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Урок-викторина. (4) | ||
Е. Пермяк. Бумажный змей. Рассуждение по прочитанному. (4) | ||
С. Маршак. Детки в клетке. Урок-викторина. (4) | ||
5. Зарубежная литература | Андерсен Г.Х. Пастушка и трубочист. Самостоятельное чтение. (5) | 3 |
Р. Киплинг. Рики-Тики-Тави. Семейное чтение. (5) | ||
Перро Ш. Волшебные сказки. Самостоятельное чтение. (5) | ||
6. Моя книжная полка | Книги-сборники. Смысловое чтение. (6) | 9 |
Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. Библиотечный урок (6) | ||
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. (6) | ||
Творческая работа. Очерк о любимой книге. (6) | ||
Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Библиотечный урок (6) | ||
Учебная книга и её справочный аппарат. Практическая работа.(6) | ||
Конкурс «Пословицы о книге и учении». (6) | ||
Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) | ||
Презентация любимой книги. (6) |
Тематическое планирование 3 класс
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Творческая работа (1) | 5 |
Книги-сборники. Жанры фольклора. Работа в группах. (1) | ||
Русские народные сказки. Инсценировка. (1) | ||
Мифы и легенды. Моделирование обложки книги. (1) | ||
Сказки северных народов. Урок-викторина. (1) | ||
2.Книги о Родине и родной природе | А. Старостин. Куликовская битва. Викторина. (2) | 7 |
Б.Житков. Мангуста. Викторина (2) | ||
Конкурс чтецов « Родная природа» (2) | ||
Виталий Бианки. Путешествие по страницам книг. (2) | ||
Е. Пермяк.Пропавшие нитки и другие сказки. Создание иллюстраций.(2) | ||
Паустовский К. Рассуждение по прочитанным произведениям.(2) | ||
Е.Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой. Создание иллюстраций, (2) | ||
3.О наших сверстниках | Н. Носов о детях. Создание схемы (модели) отношений героев (3) | 6 |
Рыбаков А. Кортик. Самостоятельное чтение. (3) | ||
М.Зощенко. Глупая история. Диспут. (3) | ||
Гайдар А.П. Тимур и его команда. Самостоятельная работа с книгой. (3) | ||
Зощенко М.М. Рассказы для детей. Викторина. (3) | ||
Н.Носов Витя Малеев в школе и дома. КВН (3) | ||
4. Родная литература | Гераскина Л. В стране невыученных уроков. Семейное чтение.(4) | 5 |
Э. Успенский. Трое из Простоквашино. Урок-викторина. (4) | ||
В. Волков. Волшебник Изумрудного города. Смысловое чтение. (4) | ||
Конкурс чтецов. Стихи Г. Васильева. (4) | ||
А. Погорельский. Чёрная курица. Самостоятельная работа с книгой. (4) | ||
5. Зарубежная литература | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Семейное чтение. (5) | 6 |
Час тихого чтения. Перро Ш. Волшебные сказки. (5) | ||
Ганс Христиан Андерсен. Сказки. Урок-викторина. (5) | ||
А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. Самостоятельное чтение.(5) | ||
Литературный ринг. А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. (5) | ||
Р.Распе Самый правдивый человек на земле. Составление «сказочного словаря».(5) | ||
6. Моя книжная полка | Библиотечный урок «Хвала книге». (6) | 5 |
Детские энциклопедии о растениях, животных.Библиотечный урок. (6) | ||
Практическая работа со справочной литературой. (6) | ||
Любимая сказка. Урок-сказка с использованием инсценировки. (6) | ||
Проверка читательских умений.(6) |
Тематическое планирование 4 класс
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | Былины и сказы о защитниках Отечества. Конференция. (1) | 3 |
Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.(1) | ||
Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. Библиотечный урок. (1) | ||
2.Книги о Родине и родной природе | П. Бажов. Огневушка-поскакушка. Проект по сказке Бажова (2) | 4 |
Конкурс чтецов « Родная природа» (2) | ||
П.П. Бажов. Уральские сказы. Конкурс – кроссворд (2) | ||
К. Паустовский. Далекие годы. Проект на тему «Мир приключений».(2) | ||
3.О наших сверстниках | Рыбаков А. Бронзовая птица. Семейное чтение. (3) | 5 |
Рыбаков А. Выстрел. Самостоятельная работа с книгой. (3) | ||
В.Галявкин. Тетрадки под дождем. Составление вопросов по произведению.(3) | ||
Е.Велтисов. Мальчик из чемодана.Занятие-интервью.( 3) | ||
В.А. Осеева. Динка. Литературная игра по произведениям о долге и храбрости(3) | ||
4. Родная литература | Волков А.М. Огненный бог Марранов. Литературная игра(4) | 10 |
И. Тургенев. Капля жизни. Диспут. (4) | ||
Стихи Р. Рождественского. Конкурс. (4) | ||
Н.Шер. Рассказы о русских писателях. Устный журнал. (4) | ||
Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Час «тихого чтения» (4) | ||
Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Урок-диспут.(4) | ||
Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика. Семейное чтение.(4) | ||
А. Губарев. Королевство кривых зеркал. Устный журнал. (4) | ||
Олеша Ю.К. Три толстяка Анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (4) | ||
Олеша Ю.К. Три толстяка. Определение темы и жанра книги.(4) | ||
5. Зарубежная литература | Эрих Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. Урок-КВН. (5) | 5 |
Р. Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе. Выбор вида чтения в зависимости от цели.(5) | ||
Эрнст Теодор Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» Смысловое чтение. (5) | ||
Марк Твен. Принц и нищий. Монологические высказывания.(5) | ||
Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король. Семейное чтение. (5) | ||
6. Моя книжная полка | Словари и энциклопедии. Библиотечный урок. (6) | 7 |
Детские энциклопедии о географии, истории. Библиотечный урок (6) | ||
Классификация книг по авторской принадлежности, теме, жанру. Библиотечный урок. (6) | ||
Книга-произведение и книга-сборник. Литературная игра «Почемучка» (6) | ||
Выбор книги на заданную тему. Библиотечный урок. (6) | ||
Любимая книга. Подготовка материала для классной газеты. (6) | ||
Проверка читательских умений .Урок-КВН по прочитанным произведениям. (6) |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Содержание | Дата | Примечание |
1 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Докучные сказки. Сказка про сороку и рака. (1) | ||
2 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки (1) Творческая работа «Сочини загадку». | ИКТ | |
3 | Экскурсия в библиотеку (1) | ||
4 | Русские народные сказки* Урок-сказка с использованием инсценировки (1) | ТСО | |
5 | Саамские сказки. Литературные игры (1) | ||
6 | А. Барто. Игрушки. Разучивание четверостиший. (4) | ||
7 | С.Маршак. Усатый полосатый. Творческая работа.(4) | ||
8 | К.Чуковский. Бармалей. Викторина. (4) | ||
9 | В. Осеева. Синие листья. Схема (модель) отношений героев (3) | ИКТ | |
10 | Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | ||
11 | Михалков С.В. «Всё начинается с детства» Беседа-дискуссия (3) | ||
12 | М. Пришвин. Ёж. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (2) | ТСО | |
13 | Толстой Л.Н. Рассказы для детей. Самостоятельная работа с книгой.(3) | ||
14 | С. Маршак. Детки в клетке. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (4) | ТСО | |
15 | Н. Сладков. Как медвежонок сам себя напугал. Викторина. (2) | ||
16 | Ш. Перро. Мальчик с пальчик. Самостоятельная работа с книгой(5) | ИКТ | |
17 | Носов Н.Н. Приключения Незнайки. Самостоятельная работа с книгой (4) | ||
18 | Носов Н.Н. Приключения Незнайки. Семейное чтение. (4) | ТСО | |
19 | С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело. Схема (модель) отношений героев (3) | ||
20 | В.В.Бианки. Плавунчик. Самостоятельное чтение. (2) | ||
21 | В.В.Бианки. Кто чем поёт? Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (2) | ||
22 | Е.Пермяк. Два рассказа. Схема (модель) отношений героев (3) | ||
23 | Э.Успенский. Над нашей квартирой. (3)Разучивание повторяющихся четверостиший. | ||
24 | Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии» (6) | ТСО | |
25 | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.(6) | ||
26 | Художники-оформители. Практическая работа в библиотеке.(6) | ИКТ | |
27 | Любимая книга.Создание иллюстраций. (6) | ТСО | |
28 | В. Сутеев. Мешок яблок. Самостоятельное чтение. (2) | ||
29 | В. Сутеев. Палочка – выручалочка.Беседа и рассуждение по прочитанному (2) | ||
30 | Е.Чарушин .Волчишко.Самостоятельное чтение (2) | ||
31 | Стихи о Родине. Конкурс (2) | ТСО | |
32 | Книжная полка. Библиотечный урок. (6) | ||
33 | Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) |
2 класс
№ | Содержание | Дата | Примечание |
1 | Урок-викторина. Роль книги в жизни человека. (1) | ИКТ | |
2 | Народный фольклор. Книги-сборники. Библиотечный урок (1) | ||
3 | Русские народные сказки.Инсценировка одной из сказок. (1) | ||
4 | В. Осеева. Волшебное слово.Схема (модель) отношений героев (3) | ||
5 | М. Пришвин. Листопадничек. Мини – проект « Осень в моём городе» (2) | ТСО | |
6 | Саамские сказки. Литературные игры (1) | ||
7 | Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Урок-КВН.(4) | ||
8 | Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Беседа и рассуждение по прочитанному. (2) | ||
9 | А. Приставкин. Портрет отца. Самостоятельное чтение. (2) | ||
10 | А. Гайдар. Чук и Гек. Подготовка устных журналов. (3) | ИКТ | |
11 | Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | ||
12 | Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Урок-викторина. (4) | ТСО | |
13 | Книги- сборники. Смысловое чтение. (6) | ||
14 | Э.Успенский. Чебурашка. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (3) | ||
15 | Урок-викторина. Алексин А.Г. В стране вечных каникул (3) | ИКТ | |
16 | Литературная игра. В.В.Бианки. Кто чем поёт? (2) | ||
17 | Е.Пермяк. Пичугин мост. Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» (2) | ТСО | |
18 | Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. Библиотечный урок (6) | ||
19 | Н.Носов. Огурцы. Беседа-дискуссия. (3) | ||
20 | Софья Могилевская. Сказка о громком барабане. Составление устных иллюстраций к произведению. (2) | ||
21 | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. (6) | ||
22 | Творческая работа. Очерк о любимой книге. (6) | ИКТ | |
23 | Е. Пермяк. Бумажный змей. Рассуждение по прочитанному. (4) | ||
24 | Андерсен Г.Х. Пастушка и трубочист. Самостоятельное чтение. (5) | ||
25 | Беседа-дискуссия. Е.Чарушин. Кошка Маруська.(2) | ТСО | |
26 | Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Библиотечный урок (6) | ||
27 | Учебная книга и её справочный аппарат. Практическая работа.(6) | ||
28 | Р. Киплинг. Рики-Тики-Тави. Семейное чтение. (5) | ||
29 | Перро Ш. Волшебные сказки. Самостоятельное чтение. (5) | ||
30 | Зощенко М.М. Рассказы для детей Подготовка устных журналов. (3) | ИКТ | |
31 | С. Маршак. Детки в клетке. Урок-викторина. (4) | ||
32 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». (6) | ||
33 | Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) | ||
34 | Презентация любимой книги. (6) |
3 класс
№ | Содержание | Дата | Примеча ние |
1 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Творческая работа (1) | ИКТ | |
2 | Книги-сборники. Жанры фольклора. Работа в группах. (1) | ||
3 | Русские народные сказки. Инсценировка. (1) | ТСО | |
4 | Н. Носов о детях. Создание схемы (модели) отношений героев (3) | ||
5 | Рыбаков А. Кортик. Самостоятельное чтение. (3) | ||
6 | Гераскина Л. В стране невыученных уроков. Семейное чтение.(4) | ||
7 | А. Старостин. Куликовская битва. Викторина. (2) | ИКТ | |
8 | Э. Успенский. Трое из Простоквашино. Урок-викторина. (4) | ||
9 | Библиотечный урок «Хвала книге». (6) | ||
10 | Б.Житков. Мангуста. Викторина (2) | ТСО | |
11 | М.Зощенко. Глупая история. Диспут. (3) | ||
12 | Конкурс чтецов « Родная природа» (2) | ||
13 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Семейное чтение. (5) | ИКТ | |
14 | В. Волков. Волшебник Изумрудного города. Смысловое чтение. (4) | ||
15 | Гайдар А.П. Тимур и его команда. Самостоятельная работа с книгой. (3) | ||
16 | Виталий Бианки. Путешествие по страницам книг. (2) | ТСО | |
17 | Зощенко М.М. Рассказы для детей. Викторина. (3) | ||
18 | Час тихого чтения. Перро Ш. Волшебные сказки. (5) | ||
19 | Е. Пермяк. Пропавшие нитки и другие сказки. Создание иллюстраций.(2) | ТСО | |
20 | Мифы и легенды. Моделирование обложки книги. (1) | ИКТ | |
21 | Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. КВН (3) | ||
22 | Конкурс чтецов. Стихи Г. Васильева. (4) | ||
23 | Ганс Христиан Андерсен. Сказки. Урок-викторина. (5) | ИКТ | |
24 | А. Погорельский. Чёрная курица. Самостоятельная работа с книгой. (4) | ||
25 | А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. Самостоятельное чтение.(5) | ||
26 | Литературный ринг. А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. (5) | ||
27 | Паустовский К. Рассуждение по прочитанным произведениям.(2) | ||
28 | Сказки северных народов. Урок-викторина. (1) | ТСО | |
29 | Е.Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой. Создание иллюстраций, (2) | ||
30 | Детские энциклопедии о растениях, животных.Библиотечный урок. (6) | ИКТ | |
31 | Практическая работа со справочной литературой. (6) | ||
32 | Р.Распе Самый правдивый человек на земле. Составление «сказочного словаря».(5) | ||
33 | Любимая сказка. Урок-сказка с использованием инсценировки. (6) | ТСО | |
34 | Проверка читательских умений.(6) |
4 класс
№ | Содержание | дата | примечание |
1 | Былины и сказы о защитниках Отечества. Конференция. (1) | ИКТ | |
2 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.(1) | ||
3 | Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. Библиотечный урок. (1) | ||
4 | П. Бажов. Огневушка-поскакушка. Проект по сказке Бажова (2) | ТСО | |
5 | Волков А.М. Огненный бог Марранов. Литературная игра(4) | ||
6 | И. Тургенев. Капля жизни. Диспут. (4) | ||
7 | Стихи Р. Рождественского. Конкурс. (4) | ||
8 | Рыбаков А. Бронзовая птица. Семейное чтение. (3) | ||
9 | Рыбаков А. Выстрел. Самостоятельная работа с книгой. (3) | ||
10 | Конкурс чтецов « Родная природа» (2) | ||
11 | Словари и энциклопедии. Библиотечный урок. (6) | ||
12 | П.П. Бажов. Уральские сказы. Конкурс – кроссворд (2) | ИКТ | |
13 | Детские энциклопедии о географии, истории. Библиотечный урок (6) | ||
14 | Н.Шер. Рассказы о русских писателях. Устный журнал. (4) | ||
15 | Эрих Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. Урок-КВН. (5) | ||
16 | Р. Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе. Выбор вида чтения в зависимости от цели.(5) | ||
17 | Эрнст Теодор Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» Смысловое чтение. (5) | ИКТ | |
18 | Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Час «тихого чтения» (4) | ||
19 | Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Урок-диспут.(4) | ТСО | |
20 | Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика. Семейное чтение.(4) | ||
21 | А.Губарев. Королевство кривых зеркал. Устный журнал. (4) | ||
22 | Олеша Ю.К. Три толстяка Анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (4) | ИКТ | |
23 | Олеша Ю.К. Три толстяка. Определение темы и жанра книги.(4) | ||
24 | Марк Твен. Принц и нищий. Монологические высказывания.(5) | ||
25 | Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король. Семейное чтение. (5) | ||
26 | Классификация книг по авторской принадлежности, теме, жанру. Библиотечный урок. (6) | ||
27 | В.Галявкин. Тетрадки под дождем. Составление вопросов по произведению.(3) | ТСО | |
28 | К. Паустовский. Далекие годы. Проект на тему «Мир приключений».(2) | ИКТ | |
29 | Е. Велтисов. Мальчик из чемодана. Занятие-интервью. ( 3) | ||
30 | В.А. Осеева. Динка. Литературная игра по произведениям о долге и храбрости(3) | ТСО | |
31 | Книга-произведение и книга-сборник. Литературная игра «Почемучка» (6) | ||
32 | Выбор книги на заданную тему. Библиотечный урок. (6) | ||
33 | Любимая книга. Подготовка материала для классной газеты. (6) | ||
34 | Проверка читательских умений .Урок-КВН по прочитанным произведениям. (6) |
Список произведений из «100книг»
- Русские народные сказки
- Н Носов Мишкина каша.Живая шляпа. Приключения Незнайки
- Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Трое из Простоквашино
- А. Волков . Волшебник Изумрудного города
- В. Губарев.Королевство кривых зеркал
- В. Драгунский. Денискины рассказы
- А. Гайдар Чук и Гек. Тимур и его команда
- А. Старостин. Куликовская битва
- Алекси н А.Г. В стране вечных каникул
- К. Булычев Приключения Алисы
- Олеша Ю.К. Три толстяка»
- Рыбаков А Котик. Бронзовая птица. Выстрел
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей
- Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона
- Р.Рождественский. Стихи.
Список литературы
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав.ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Внеурочная деятельность первоклассников предполагает занятия проектной деятельностью. В этом возрасте проекты в основном краткосрочные. В данной программе я постаралась учесть интересы детей на уроках...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Связь уроков с внеурочной деятельностью. Программа кружка, тематическое планирование....
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса по курсу "Вокруг меня мир", "Риторика", «Уроки нравственности», «Истоки».
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса ...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании с младшими школьниками"
Рабочая программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Разработка и внедрение курса в работу школ осу...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Юный книголюб"
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественно...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности "Традиции, быт и культура терского казачества "
Современные подходы к школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Ставрополье - родина моя""
Актуальность данного факультатива заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края....