Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
рабочая программа (1 класс) по теме
Внеурочная деятельность первоклассников предполагает занятия проектной деятельностью. В этом возрасте проекты в основном краткосрочные. В данной программе я постаралась учесть интересы детей на уроках и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Образования Администрации города Коврова Владимирской области
Муниципальное бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
«Рассмотрено» на заседании МО МБОУ СОШ №5 г. Ковров Протокол №___ от _______________ | «Согласовано» Совет школы Протокол №___ от _____________ Председатель Совета ___________/Казак Е.П./ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 г.Ковров «____»_______20__ _______/Чёлышева Т.Н./ |
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка
«Проектная деятельность младших школьников»
Составитель: Дронова
Людмила Александровна,
учитель начальных классов.
1 квалификационная категория.
2012 год
Содержание
I. Пояснительная записка
1. Актуальность и особенность программы.
2. Цели и задачи программы.
3. Сроки реализации программы (три уровня результатов).
4. Описание структуры программы курса, её особенностей, методов и форм обучения.
5. Формы контроля уровня достижений учащихся.
6. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности.
7. Участники проекта.
II.Содержание программы.
1.Учебно-тематическое планирование.
2.Содержание учебного материала.
III. Методическое обеспечение программы.
1.Описание форм занятий, планируемых по темам программы; приёмов и методов проведения занятий; форм подведения итогов по основным разделам курса.
2.Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения.
3.Формы и методы контроля.
4.Список рекомендуемой литературы.
IV.Приложения.
I. Пояснительная записка.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-х классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Перспективная начальная школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления.
Цель программы:
Развитие личности и создание творческого потенциала.
Задачи:
- развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
- привить навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
- привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
- развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
- научиться критически мыслить.
Сроки реализации программы: 1 год
Программа курса « Проектная деятельность младших школьников » разработана для учащихся 1 класса , возраст – 6,6 – 7,6 лет.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Участники проекта
Действия учителя:
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создает условия для активности школьника;
- является партнером;
- помогает в выборе формы защиты проекта и т. д.
Действия ученика:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несет ответственность за свою деятельность.
Действия родителей:
- проявить заинтересованность работой ребенка;
- включиться в деятельность, но не брать на себя выполнения проекта;
- быть консультантом;
- служить источником информации;
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
- Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
- Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
- Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
- Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
- На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
II.Содержание программы.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата защиты |
Наша школа | Экскурсия по территории школы. | 2 | сентябрь | |
Конкурс рисунков «Моя школа». | ||||
Русский солдат | Беседа «Жить – Родине служить» | 2 | сентябрь | |
Мастер – класс магнит и глина «Воин 1812 года» | ||||
Краски осени | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. | 3 | октябрь | |
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. | ||||
Выставка работ. | ||||
Наша безопасность. | Беседа о правилах дорожного движения. | 2 | октябрь, ноябрь | |
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». | ||||
Наш дом | Беседа «Мой дом – моя крепость». | 2 | ноябрь | |
Конкурс рисунков «Дом моей мечты». | ||||
Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» | 2 | декабрь | |
Рассказы детей о своих именах. | ||||
Ёлочки | Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» | 2 | декабрь | |
Выставка работ. | ||||
Птицы зимой | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 3 | январь | |
Изготовление кормушек для птиц. | ||||
Выставка работ и вывешивание их на улице. | ||||
Живые витамины | Подготовка к утреннику «День здоровья». | 2 | февраль | |
Утренник «День здоровья». | ||||
Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 2 | февраль, март | |
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | ||||
Алфавит | Беседа «история Алфавита». | 3 | март | |
Обсуждение тематики будущих работ. | ||||
Выставка работ. | ||||
Кто такой Петрушка? | Беседа «Герои русских народных сказок». | 2 | апрель | |
Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок». | ||||
Откуда пришли комнатные растения. | Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?» | 2 | апрель | |
Посадка цветов с целью озеленения класса. | ||||
День моей фамилии | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». | 2 | май | |
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. Конкурс рисунков «Моя семья». | ||||
Праздники в России | Беседа «Главные праздники страны». | 2 | май | |
Рассказ о своем любимом празднике. Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». |
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
Содержание учебного материала.
Тема: « Наша школа».
Занятие 1.
Цель: познакомить первоклассников со школой, подготовить к школьному обучению.
Экскурсия по кабинетам, аудиториям. Знакомство с назначениями кабинетов. Фотографирование.
Понятия: читальный зал, музейная комната, канцелярия, рекреация.
Занятие 2.
Цель: систематизировать знания детей о школе, вызвать интерес к школьным традициям.
Рисунки «Моя школа». Фотовыставка. Выставка рисунков.
Составление устного рассказа (назначение школьного здания, правила поведения в школе, что надо сделать, чтобы жизнь в школе была интереснее, как можно украсить школу). Создание общего коллажа из бумаги «Наша школа». Распределение работ по созданию коллажа. Вырезание и наклеивание на лист элементов: здание школы, окна, входные двери, степени, забор, клумбы, деревья, объекты школьного двора. Защита проекта.
Тема: «Наша безопасность».
Занятие 3-4
Цель: повторить правила безопасности на улице, на дороге. Вызвать желание соблюдать эти правила.
Просмотр видеороликов. Ира «Будь внимателен».Практическое занятие.
Тема: «Краски осени».
Занятие 5-7
Цель: Развивать воображение, фантазию учащихся, рассмотреть тесную взаимосвязь человека и природы.
Тема: « Русский солдат».
Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. |
Уголок «хорошего настроения». Выставка работ. |
Занятие 8.
Цель: развивать познавательный интерес к истории нашей армии и формировать готовность к самостоятельному познанию.
Знакомство со сказками. Описание главного героя. Подвиги русских солдат. Моё отношение к русскому солдату.
Знакомство с армией моей страны. Русские народные сказки, в которых главный герой – солдат. Какой он?
Занятие 9.
Цель: вызвать чувство гордости за боевые подвиги русской армии.
Знакомство с военным костюмом солдата. Мастер- класс по изготовлению модели русского солдата из глины (магнит).
Тема: « Наш дом».
Занятие 10.
Цель: познакомить учащихся с семейными традициями, развивать устную речь учащихся, формировать умение работать в коллективе.
Откуда берутся традиции. Самые яркие традиции твоей семьи.
Какую традицию ты бы хотел ввести в вашу семью?
Занятие 11.
Цель: привитие любви к традициям своей семьи, воспитание привычки к здоровому образу жизни, формировать установку на творческую деятель
Игра. Правила игры. Традиционные семейные игры. Игры прошлого. Игры современных детей. Конкурс рисунков «Моя семья»
Тема: «Наши имена»
Занятие 12-13.
Цель: формирование представлений о своем имени; развитие интереса к исследовательской деятельности.
Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности, оно определенно влияет на характер, а, значит, на его судьбу. Игра “В поисках своего имени”.
Беседа «Что значит моё имя?» Зачем люди придумали разные имена?Что означают наши имена? (рассказ « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение« Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. |
Тема: «Ёлочки»
Занятие14-15.
Цель: учить распределять обязанности при выполнении коллективного дела, выбирать лучшее решение, планировать деятельность.
Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?». Изготовление поделок.
Выставка работ. Плакат «Сохраним зелёную красавицу».
Тема «Птицы зимой».
Занятие 16.
Цель: развивать умение структурировать информацию, сотрудничать во время деятельности
Беседа «Как помочь птицам зимой?». Птичья «столовая». Команда спасателей.
Занятие 17-18
Цель: развивать умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, использовать различные средства наглядности.
Изготовление кормушек для птиц. Выставка работ и вывешивание их на улице. |
Не проходите мимо. Выпуск фотогазеты. «Говорящая» книга. |
Тема «Живые витамины».
Занятие 19- 20.
Цель: формировать умение работать коллективно, помочь объединяться в группы по интересам.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1 уровень:
У детей должны сложиться доверительные отношения друг с другом;
Отношения сотрудничества внутри коллектива и умение решать проблемы неагрессивно, проявляя дружелюбие;
2 уровень:
Строить своё действие с учётом действия партнёра;
Чувствовать эмоциональное состояние партеров.
3 уровень:
Предлагать совместные действия и проявлять инициативу в решении поставленных задач;
Прислушиваться к мнению других и корректировать собственные действия в связи с этим.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия.
III. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
- Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Список литературы, используемой для составления программы.
- Концепция модернизации Российской Федерации.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Приложения
Бланк помощи, оказанной ученику при работе над проектом
Ученик:______________________________________________
Руководитель:_________________________________________
Название проекта_______________________________________
Помощь, оказанная ученику:
Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация | |||
Дата | Содержание | Дата | Содержание | Дата | Содержание |
Решение проблем Количество баллов: ______________ | |||||||||
Проб-лема | 1 | Понимает проблему | 2 | Объясняет выбор проблемы | |||||
Целеполагание и планирование | 1 | Понимает цель | 2 | Ставит задачи | |||||
1 | Рассказал о работе над проектом | 2 | Описал взаимосвязь своих действий | ||||||
1 | Описал готовый продукт | 2 | Описал ожидаемый продукт | ||||||
Оценка результата | 1 | Отнёсся к полученному продукту | 2 | Аргументировал отношение к продукту | |||||
1 | Высказал впечатление от работы | 2 | Назвал трудности в работе | ||||||
Работа с информацией Количество баллов: ______________ | |||||||||
Поиск информации | 1 | Задаёт вопросы по ходу работы | 2 | Задаёт вопросы при планировании | |||||
1 | Получил информацию из источника | 2 | Зафиксировал полный объём информации (1 источник) | ||||||
Обработка информации | 1 | Изложил информацию | 2 | Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание | |||||
1 | Воспроизвел аргументы и вывод | 2 | Привёл пример, подтверждающий вывод | ||||||
Коммуникация Количество баллов: ______________ | |||||||||
Письм. ком-я | 1 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) | 2 | Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) | |||||
Устная коммуникация | 1 | Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 | Речь соответствует норме, обращается к плану | |||||
Уточняющий вопрос | |||||||||
1 | Повторил фрагмент выступления | 2 | Привёл дополнительную информацию |
Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей
Решение проблем Количество баллов: ______________ | |||||||||
Проб-лема | 1 | Понимает проблему | 2 | Объясняет выбор проблемы | |||||
Целеполагание и планирование | 1 | Понимает цель | 2 | Ставит задачи | |||||
1 | Рассказал о работе над проектом | 2 | Описал взаимосвязь своих действий | ||||||
1 | Описал готовый продукт | 2 | Описал ожидаемый продукт | ||||||
Оценка результата | 1 | Отнёсся к полученному продукту | 2 | Аргументировал отношение к продукту | |||||
1 | Высказал впечатление от работы | 2 | Назвал трудности в работе | ||||||
Работа с информацией Количество баллов: ______________ | |||||||||
Поиск информации | 1 | Задаёт вопросы по ходу работы | 2 | Задаёт вопросы при планировании | |||||
1 | Получил информацию из источника | 2 | Зафиксировал полный объём информации (1 источник) | ||||||
Обработка информации | 1 | Изложил информацию | 2 | Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание | |||||
1 | Воспроизвел аргументы и вывод | 2 | Привёл пример, подтверждающий вывод | ||||||
Коммуникация Количество баллов: ______________ | |||||||||
Письм. ком-я | 1 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) | 2 | Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) | |||||
Устная коммуникация | 1 | Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 | Речь соответствует норме, обращается к плану | |||||
Уточняющий вопрос | |||||||||
1 | Повторил фрагмент выступления | 2 | Привёл дополнительную информацию | ||||||
Продуктивная коммуникация | 1 | Следуют теме и процедуре | 2 | Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре | |||||
1 | Высказываются, относятся к высказываниям | 2 | Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее | ||||||
Всего баллов: ______________ |
Словарь терминов
- Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления) – предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.
- Классификация – (от латинского classis – разряд и facere – делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придает нашему мышлению строгость и точность.
- Метод (от греческого слова – methodos) – способ, прием познания явлений окружающего мира.
- Парадокс (от греческого слова paradoxos – неожиданный, странный, невероятный) – утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установившимися мнениями, наблюдениями.
- Проект (от латинского progectus - «брошенный вперед»)
- совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
- предварительный текст какого- либо документа;
- какой-либо замысел или план.
- Проектирование – процесс разработки и создания проекта.
- Теория (от греческого слова theoria- рассмотрение, исследование) – система основных идей, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
- Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт) –самый главный метод познания в большинстве наук, предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Связь уроков с внеурочной деятельностью. Программа кружка, тематическое планирование....
Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Юный информатик»
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...
Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года
Кружок «Экология для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...
Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников
Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников...
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования
Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели ...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...