Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Ставрополье - родина моя""
статья (2 класс)
Актуальность данного факультатива заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stavropole-_rodina_moya.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Ставрополье – родина моя»
Актуальность данного факультатива заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речичеловека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственно воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Настоящий факультативный курс краеведения «Ставрополье край родной» пре
дусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир».
Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края.
Содержание факультатива отражает комплексносистемный подход к изучению родноо края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения целостной картины среды обитания,
системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения
учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
Программа призвана дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом Ставропольского края его настоящем. Практические, частично-поисковые, исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными ма-
териалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Факультативный курс рассчитан на преподавание во 2,3,4 классах начальной школы,предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного учебного плана. Программа курса содержит 3 раздела: «Я и моя семья», «Ставропольский край – наша Родина» «Кочубеевское – родное моё село». Каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с
возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Цели курса.
- Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, лю-бящего свой родной край, село, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в разви-
тии и процветании своего села
Задачи курса.
- Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения, участием и значением родного края в исторической, поли
тической, экономической и культурной жизни России.
- Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патрио-тического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
- Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
- Профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образо-вания, выбора профессии и места работы.
- Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
- Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.
Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнениевнеурочных(домашних)заданий., поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и проектных работ.
Оценка знаний и умений учащихся осуществляется по пятибалльной системе и проводится с помощью анализа тестовых контрольных, письменных творческих и проектных работ, диагностических заданий. А также оценивается активность участия в парных, групповых и коллективных работах. Изучение курса завершается комплексным контрольным тестом, который включает вопросы по всем темам и разделам программы, а также совокупность самостоятельно выполненных творческих работ.
Структура факультатива
Разделы курса | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Введение | 1 | 1 | 1 |
1. Я и моя семья | 7 | 6 | 6 |
2. Ставропольский край - наша Родина | 8 | 10 | 10 |
3.«Кочубеевское – родное моё село». | 13 | 12 | 12 |
4.Экскурсии | 4 | 4 | 4 |
Заключение. | 1 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы.
2 класс 3 класс 4 класс
Планируемые результаты освоения курса по разделам.
1. «Я и моя семья».
Знать: Уметь: Владеть:
- генеалогическую терминологию близких родственников: мать, отец, муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка.;
- правила общения между родственниками и друзьями-сверстниками;
- подробный домашний адрес;
- основные социально-бытовые объекты района проживания.
- представить портрет своей семьи с участием близких родственников;
- составлять план маршрута своего следования с описанием окружающих объектов;
- исследовать материалы домашних фото архивов и документов для оформления творческих работ по заданной теме.
- навыками ориентирования в социальной структуре своего района;
- культурой общения в кругу семьи и с друзьями сверстниками;
- формами и правилами организации детского игрового досуга;
- правилами поведения в школе, общественных местах и дорожного движения;
- уважать семейные реликвии и соблюдать традиции своей семьи.
2. «Ставропольский край – наша малая Родина».
Знать: Уметь: Владеть:
- краткую историю возникновения Ставропольского края
- государственную символику края: герб и флаг;
- особенности изменений в живой и неживой природе в разные времена года;
- названия представителей растительного и животного мира края;
- названия охраняемых объектов Ставропольского края.
- находить на карте России положение Ставропольского края
- находить на карте Ставропольского края краевой центр, крупные города,
посѐлки, реки и озѐра.
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить приме-
ры этих отношений на при родные объекты, здоровье и безопасность.
- навыками работы с научной статьѐй учебника;
- правилами экологического и здоровье сберегающего поведения в природе;
- приѐмами организации самостоятельной деятельности по составленному плану;
- принимать участие в мероприятиях по использованию и сохранению при-
родных богатств.
3. «Кочубеевское – моё родное село».
Знать: Уметь: Владеть:
- краткую историю рождения села и его государственную символику;
- основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности го-
- находить на карте города площади;
- находить на улицах села социально-значимые городские здания;
- навыками ориентирования в центре села;
- правилами поведения на городских улицах и в городском транспорте.
- основные отрасли промышленности с.Кочубеевское;
- основные сферы занятости жителей села и возможности получения соответст-
вующего образования;
- этапы организации проектной деятельности и объекты;
- использовать различные справочные издания и литературу для поиска
познавательной информации;
- организовать самостоятельную поэтапную творческую работу. доступных источников информации для получения дополнительных знаний;
- приѐмами выполнения проектной работы по заданному плану;
- испытывать уважение и любовь к родному городу/краю.
Планируемые результаты освоения курса краеведения «Ставрополье – край родной».
Раздел 1. «Я и моя семья».
Выпускник научится:
- различать и использовать в речи генеалогические понятия близких и дальних родственников, осознавать своё место в генеалогическом древе своей семьи;
- представлять портрет своей семьи с точки зрения традиций семьи и профессиональной значимости всех её членов;
- ориентироваться в значении и местоположении основных социально-значимых объектах района проживания и обучения, составлять план маршрута своего следования с описанием окружающих объектов, в том числе и тех, что представляют опасность для жизни и здоровья;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- исследовать материалы домашних фото-архивов и документов для оформления творческих работ по заданной теме
Раздел 2. «Ставропольский край – наша малая Родина».
Выпускник научится:
- находить на карте России местоположение Ставропольского края и близлежащих регионов, на карте края – краевой центр, крупные города, посѐлки, реки и озѐра;
- находить нужные объекты на географических картах Ставропольского края: физической, административной, почвенной, карте растительности; выполнять простейшие вычисления с помощью карты и делать выводы;
- узнавать государственную символику области: флаг и герб;
- различать прошлое, настоящее и будущее родного края, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на «ленте времени»;
- осознавать место и роль родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни страны;
- проводить несложные наблюдения над объектами живой и неживой природы в окружающей среде;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, относительно
- климатических сезонных изменений природной зоны родного края;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- использовать естественнонаучные тексты учебного пособия и дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов навопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Раздел 3. «Кочубеевское –моё родное село»
Выпускник научится.
- находить на карте города площади, центральные улицы и крупные социально значимые городские объекты;
- узнавать государственную символику города: флаг и герб, основные исторические, архитектурные и культурные достопримечательности города, осознавая их значимость в становлении и развитии районного центра;
- осознавать значение родного города в целом в развитии сельского хозяйства в России;
- ценить и проявлять уважение к истории жизни родной школы, поддерживать еѐ традиции, активно участвовать в школьных проектах и мероприятиях;
- использовать различные справочные издания (словари и энциклопедии) и различную литературу с целью поиска познавательной информации;
- соблюдать правила этического и здоровье сберегающего поведения в общественных местах городском транспорте, учреждениях культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Внеурочная деятельность первоклассников предполагает занятия проектной деятельностью. В этом возрасте проекты в основном краткосрочные. В данной программе я постаралась учесть интересы детей на уроках...
Программа по внеурочной деятельности "Ставрополье - моё родное"
Программа может использоваться во внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Ставрополье -родина моя"
Срок реализации программы 1 год....
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Час чтения"
Рабочая программа кружка «Час чтения» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (програм...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании с младшими школьниками"
Рабочая программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Разработка и внедрение курса в работу школ осу...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Юный книголюб"
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественно...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности "Традиции, быт и культура терского казачества "
Современные подходы к школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций...