Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Юный книголюб"
статья (2 класс)
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_knigolyub.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В школьном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в детстве.
Основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
АКТУАЛЬНОСТЬ
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском ребенок общается самостоятельно.
Цель: Развитие литературного интереса и творческого мышления .
Задачи кружка «Юный книголюб»
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
1.4.Срок реализации данной программы – 3 года.
Возраст 7-10лет.
1.6. Ожидаемый результат
По развитию литературной речи:
- У обучающихся совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
- У детей 7-10 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет школьникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
- Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
По приобщению к словесному искусству:
1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
- Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
- Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
- Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
- Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.
Развития всех компонентов устной речи:
- Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.
- В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.
- Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
- Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
ПРОГРАММА клуба для младших школьников «ЮНЫЙ КНИГОЛЮБ»
«...Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым...»
Джон Хершел.
Программа клуба «Книголюб» является программой развивающего, творческого чтения. По замыслу данная программа должна стать дополнением к урокам литературного чтения и воспитать творческого думающего читателя.
Стратегическая цель программы - закладывание основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, литературы и искусства.
Основными ЦЕЛЯМИ программы являются:
- Привлечь младших школьников к книге, чтению;
- Показать, что чтение — это интересный, эмоциональный, творческий процесс;
- Увлечь их процессом чтения, привить любовь к книге;
- Научить разбираться в тексте, уметь анализировать его;
- Ввести читателя в мир литературы, развивая способность эстетического восприятия произведений;
- Выработать необходимую потребность в чтении.
Программа направлена на совместную деятельность библиотекаря, учителя, учащихся и родителей по приобщению к чтению детской художественной литературы для решения следующих ЗАДАЧ:
- Воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
- Воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений;
- Воспитание культуры чтения: развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге;
- Развитие фантазии, воображения, речи;
- Побуждение к активному «общению» с книгой;
- Создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения.
Решение задач, поставленных в программе, предусматривает многоплановую работу по следующим ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
- Чтение, направленное на приобщение к книге;
- Чтение литературы различных жанров;
- Формирование литературного вкуса и читательских интересов.
В программе предусматривается разбивка курса по жанровому разнообразию. Предусмотрена работа с познавательной литературой, справочными и энциклопедическими изданиями. Включены занятия по библиотечной грамотности, знаний разделов фонда библиотеки и навыки поиска необходимой книги, статьи, рассказа.
Работает «Творческая лаборатория», которая предполагает развитие творческих литературных способностей читателей, формирование образного мышления, образной речи. Сюда входит подготовка открытых мероприятий на уровне школы: классные часы, поэтические вечера, постановка сказок, участие в концертах и конкурсах
В основу клуба «Книголюб» как программы развивающего чтения заложены ПРИНЦИПЫ воспитательно-образовательной системы, которую называют личностно-ориентированной.
Она отражена в принципах успешного взаимодействия между читателем и библиотекарем, педагогом, родителями. Ведущими принципами являются:
Принцип адаптивности: Стремиться максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями и, по возможности, гибко реагировать на социокультурные изменения в среде.
Принцип развития: Целостное развитие школьника, читателя и готовность его к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности, гуманности:
Любовь к жизни, любовь к книге, любовь к ребенку. Без этого невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых становится для ребенка единственным и неповторимым. На занятиях каждому ребенку должно быть комфортно, не должно быть «зажатости». Он должен идти на занятия с желанием, с потребностью в этом занятии.
Принцип непрерывности: Процесс литературного развития не заканчивается на занятиях в библиотеке, а продолжается в школьном классе и в семье.
Принцип систематичности: Занятия по развивающему чтению - это часть системы обучения, способствующей повышению общего уровня учащегося. Но они не разрозненны или едино временны - они сами по себе системны. Так как только в определенной системе и регулярно проводимые занятия будут иметь результат.
Принцип деятельности: На занятиях ребенок не должен быть пассивным слушателем, он становится активным участником через игру, творческие задания, переживания, сопричастность.
Принцип креативности: Библиотекарь провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится «художником», «поэтом», «артистом» и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Очень важным является уважение и бережное отношение к продуктам детского творчества.
ФОРМЫ РАБОТЫ
БЕСЕДЫ: Цель их - в диалоге с ребенком донести до каждого основную мысль занятия, побуждать детей рассказать о чем-либо, поделиться прочитанным, увиденным.
ЧТЕНИЯ: (Громкие чтения, по ролям) Дети хорошо воспринимают текст на слух и с удовольствием послушают выразительное чтение библиотекаря, авторское чтение, а так же сами могут прочитать знакомый уже текст и насладиться его языком, героями, событиями, отвечать на вопросы, поучаствовать в творческих заданиях. Сочетании живого голоса, книги и общения создает необходимую ауру тепла и общности.
ОБСУЖДЕНИЕ, ДИСКУССИИ: Без обсуждения книги не может быть выработана правильная позиция по отношению к ней, невозможно принять правильно то,что хотел сказать автор. Обсуждая книгу, мы тем самым вырабатываем свои нравственные представления о добре и зле, свою нравственную позицию.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМОВ: по той или иной сказке, рассказу, книге-повести с целью ознакомления с лучшими экранизациями художественных произведений (сказок, стихов, рассказов).
СОБСТВЕННОЕ РИСОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ СВОЕЙ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ КНИГИ: Можно использовать комплексно с другими формами работы с целью более углубленного изучения произведений, темы.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ: В эту форму входят: викторины, театрализованные игры, турниры, конкурсы.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА: Помогают более наглядно представить текст, расширяют возможности работы с текстом. Помогают увлечь тем или иным произведением.
Объединение «Книголюб» работает в кабинете №7 и при школьной библиотеке.
Занятия по программе проводятся среди книг, в библиотеке, потому что эта атмосфера способствует лучшему проникновению в среду, о которой будет вестись речь на занятиях. На занятиях учащиеся сидят лицом друг к другу, для того, чтобы это были занятия — взаимодействия.
Данное объединение существует второй год. Состав группы:
-руководитель клуба – учитель русского языка и литературы (Шумейко С.В.),
-библиотекарь,
-совет клуба – обучающиеся класса ;
Набор учащихся проводится свободно. Занятия по своей форме групповые.
Работа учащихся подытоживается в виде книжных выставок, конкурсов, интерактивных игр, викторин, выставок рисунков и других мероприятий.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема |
Сентябрь | |
1 | 1.Б.Житков «На воде» Цель: Познакомить детей с эпизодами биографии Б. Житкова и творческой историей создания рассказа «На воде» (1924г.) Проанализировать рассказ, вызвать познавательный интерес детей к событию, описанному в произведении; показать какую роль жизни человека играет опыт и умение пользоваться им. Обратить внимание детей на описание, как художественный прием. |
2 | 2.«Как создается книга». Цель: Познакомить детей с процессом написания художественного произведения. Люди каких профессий принимают участие в том , чтобы книга попала в руки читателя. |
3 | 3.Я. Тайц «По грибы» ( пересказ рассказа). Цель: Закреплять умение строить связные монологические высказывания. Познакомить детей с новым художественным произведением. Уточнить знания о частях текста : начало, середина, конец. Тренировать умение менять интонацию в соответствии с переживаниями героев. |
4 | 4. «Новоселье». Цель: В преддверии « Новоселье», познакомить детей с поэтическим творчеством детских поэтов. Заучивание наизусть стихотворений о детском саде. |
Октябрь | |
5 | 1.Стихи русских поэтов об осени. (А.С.Пушкин). Цель: Знакомство детей с произведениями поэтов об осени. Показать, как они по-разному передают нам свое отношение к этому времени года. Познакомить детей с понятием «рифма». Заучивание наизусть стихов об осени. |
6 | 2. В.Чалин «Питомцы зоопарка». Цель: Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое отношение человека к животным; расширять представление дтей о природоведческой литературе, познакомив их с новым писательским именем и новым разделом «Животные в неволе». |
7 | 3.И.Гамазкова «Кто летает?» Цель: Ввести в круг чтения детей произведение современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширять знания детей об окружающем мире. |
8 | 4. «Эти чудесные профессии» Сочинение рассказа о профессии родителей. Цель: Закреплять в речи детей существительные с обобщающем понятием « профессии». Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительным). Совершенствование построения простого и сложного предложения. |
Ноябрь | |
9 | 1.В гостях у Сутеева. Цель: Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В.Сутеева. Поддерживать интерес детей к литературе, формировать умение осмысливать характеры персонажей. |
10 | 2.Викторина по сказкам В.Сутеева. Цель: Закреплять знания детей о сказках В.Сутеева, их своеобразии. Учить высказывать свое мнение. |
11 | 3.Мы идем в библиотеку. Цель: Познакомить с правилами поведения в библеотеки, с современными детскими журналами , вызвать интерес и желание посещать библиотеку. |
12 | 4.В гостях у А.С. Пушкина. Цель: Познакомить детей с биографией и творчеством А.С.Пушкина. Формировать умение понимать характер сказочных героях закреплять знания о литературных жанрах. |
Декабрь | |
13 | 1.Немецкая народная сказа «Госпожа Метелица» и русская народная сказка «Морозко». Цель: Путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет». Проанализировать сказки, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам пи их сопоставлении. |
14 | 2.И.З.Суриков. Цель: Познакомить детей с новым поэтическим именем; показать особенности изображения детства И.З.Сурикова. |
15 | 3.Заучивание стихотворение Е. Благиненой «Елка». Цель: Формировать умение выразительно наизусть читать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворения. |
16 | 4.К.И.Чуковский «Елка», Н.Носов «Бенгальские огни», стихи русских поэтов о Рождестве. Цель: Создание новогоднего настроения у детей. Показать, что каждый автор по—разному изображает праздничную елку. Выяснить, какие чувства рождает у детей каждое произведение. |
Январь | |
17 | 1 «Зимушка—зима» Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями о зиме на примере русской поэзии (А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, И.С.Никитина). Обращать внимание детей на языковые средства выразительности, помогать понять неслучайность использования слов, создающих эмоциональную окраску. |
18 | 2 «Лучше нет родного края…» Цель: Знакомить детей с произведениями о Родине ; способствовать расширению знаний о моей родине. |
Февраль | |
19 | 1. «Русские былины и сказания» Цель: Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие от сказки. |
20 | 2. «Песенное творчество русского народа». Цель: Познакомить детей с жанром русская народная песня. Заучивание наизусть песен в обработке К.И.Чуковского и И. Канауховой. |
21 | 3. «Это что тут за зверек?» Цель: Познакомить детей с биографией и творчеством В.Бианки. Организовать в группе выставку книг В.Бианки. Побуждать детей к элементарным обобщениям и выводам. |
22 | 4 «Защитники отечества». Цель: Познакомить детей с патриотическими произведениями литературы(Е.Благинина,А.Митяев).Воспитывать патриотические чувства. Показать на примерах, как по—разному относится автор к своим героям. |
Март | |
23 | 1 «Милым мамам». Цель: Познакомить детей с рассказом Ю.Яковлева «Мама», стихотворением Г.Виеру «Мамин день». Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. На доступном языке познакомить детей с понятием «аллегория». |
24 | 2. Поэты о весне. Цель: Познакомить детей с новыми поэтическими именами . Заучивание стихотворений о весне. |
25 | 3 «Широкая масленица». Цель: Познакомить детей с потешками, прибаутками, зазывалочками, которые поются на Масленицу. Заучивание их наизусть. Знакомство с традициями русского народа по произведениям литературы. |
26 | 4 «Книга –величайшее из чудес, созданных человеком». Цель: Показать значение книги в жизни человека, подвести итоги по ранее пройденным темам. |
Апрель | |
27 | 1 «Сказки Г-Х Андерсена». Цель: Подробно познакомить детей с биографией сказочника. Показать детям взаимосвязи, взаимопроникновения в художественном творчестве. Пересказ сказки «Оловянный солдатик». |
28 | 2 «Сказки Г-Х Андерсена». Цель: Познакомить детей с особенностями зарубежной авторской сказкой, ее отличиями от русской народной сказки. Пересказ сказки Г-Х Андерсена «Русалочка». Пояснить, что сказки не всегда имеют хороший конец. |
29 | 3 «Фантастическая литература». Цель: Познакомить детей с жанром «фантастика». Чем отличается от других ранее изученных жанров. Прочитать произведения русских писателей в этом жанре. |
30 | 4.С.Я.Маршак «Пожар». Цель: Учить детей выявлять главную мысль произведения, извлекать уроки, основываясь на ошибках вымышленных персонажей. |
Май | |
31 | 1 «День победы». Цель: Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Советского периода. Учить самостоятельно, без наводящих вопросов, анализировать произведение. |
32-34 | 2. Итоговое занятие по пройденным темам. Цель: Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С какими жанрами литературы познакомились. |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Тема и цель занятия |
Сентябрь | ||
1 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы. | |
2 | «Кого можно встретить в лесу осенью?» Составление описательных рассказов по иллюстрациям Е.Чарушина. Цель: Побуждать детей составлять рассказ по фотографии животного. Придумать к рассказу соответствующее название.
| |
3 | Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. | |
4 | Чтение главы из книги А.Милна «Вини-Пух и все-все-все». Цель: Подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; подводить детей к пониманию переносного значения пословиц и поговорок; формировать навыки творческого рассказывания. | |
Октябрь | ||
5 | Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения | |
6 | Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень». Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е.Трутневой «Осень», передавая интонационно спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух детей. | |
7 | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок. | |
8 | Малые фольклорные формы. Цель: Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок, пословиц. | |
Ноябрь | ||
9 | Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка». Цель: Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. | |
10 | Чтение стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени. Цель: Учить детей составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, передавать в слове настроение, впечатление. | |
11 | Чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Цель: Познакомить детей с басней. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. | |
12 | Малые фольклорные формы. Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, воспроизводить образные выражения. | |
Декабрь | ||
13 | Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. | |
14 | Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег». Цель: Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства. | |
15 | Чтение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Цель: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста, развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. | |
16 | Малые фольклорные формы. Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | |
Январь | ||
17 | Рассказывание сказки В.И.Одоевского «Мороз Иванович». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию содержания идеи произведения. | |
18 | Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа». Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | |
Февраль | ||
19 | Чтение сказки У.Диснея «Три поросенка». Цель: Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. | |
20 | Литературная викторина «Поэты-детям». Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова. Цель: Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему. | |
21 | Чтение басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей. | |
22 | Чтение басни С.Михалкова «Ошибка». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, формировать представление о С.Михалкове как о баснописце. | |
Март | ||
23 | Чтение туркменской сказки «Падчерица». Цель: Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства. | |
24 | Чтение рассказов, стихотворений о весне. Е.Есенин «Черемуха» Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. | |
25 | Чтение басни М.Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок». Цель: Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей. | |
26 | Чтение главы из книги А. Милна «Вини Пух и все-все-все». Творческие задания. Цель: Вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия | |
Апрель | ||
27 | Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском народном творчестве: о сказках, пословицах | |
28 | Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрывающиеся почки». Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух. | |
29 | Составление описательных рассказов по пейзажной картине «Май. Облачко» В.Подляского. Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы. | |
30 | Чтение норвежской народной сказки «Пирог». Цель: Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характеров героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | |
Май | ||
31 | Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». Цель: Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. | |
32 | Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». Цель: Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения. | |
33 | Составление описательных рассказов по пейзажной картине Каменева «Весна». Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, синонимы и антонимы; формировать образную речь: умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры; развивать эстетические чувства детей; воспитывать любовь к природе, творческую активность. | |
34 | Литературная викторина. Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год |
ЛИТЕРАТУРА
- О.С.Ушакова «Ознакомление школьников с литературой ». Москва 2012.
- Н.А.Карпухина, «Чтение художественной литературы». Воронеж,2012.
- Л.Е.Белоусова «Добрые досуги по произведениям детских писателей», СП: «Детство»,2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный книголюб"
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб"
Программа рассчитана на 34 часа. В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб"
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, пок...
Программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб"
Способствуют привитию у детей интереса к чтению...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности " Час чтения"
Рабочая программа кружка «Час чтения» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (програм...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный книголюб».
Цели программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный книголюб" 1 класс...