Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Связь уроков с внеурочной деятельностью. Программа кружка, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.rar | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Образования Администрации города Коврова Владимирской области
Муниципальное бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
«Рассмотрено» на заседании МО МБОУ СОШ №5 г. Ковров Протокол №___ от _______________ | «Согласовано» Совет школы Протокол №___ от _____________ Председатель Совета ___________/Казак Е.П./ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 г.Ковров «____»_______20__ _______/Чёлышева Т.Н./ |
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка
«Проектная деятельность младших школьников»
Составитель: Дронова
Людмила Александровна,
учитель начальных классов.
1 квалификационная категория.
2012 год
1. Пояснительная записка.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Цель программы:
Развитие личности и создание творческого потенциала.
Задачи:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
2. Содержание тем проектной деятельности (календарно-тематическое планирование)
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата защиты |
Наша школа | Экскурсия по территории школы. | 2 | сентябрь |
Конкурс рисунков «Моя школа». |
Русский солдат | Беседа «Жить – Родине служить» | 2 | сентябрь |
Мастер – класс магнит и глина «Воин 1812 года» |
Краски осени | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. | 3 | октябрь |
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. |
Выставка работ. |
Наша безопасность. | Беседа о правилах дорожного движения. | 2 | октябрь, ноябрь |
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». |
Наш дом | Беседа «Мой дом – моя крепость». | 2 | ноябрь |
Конкурс рисунков «Дом моей мечты». |
Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» | 2 | декабрь |
Рассказы детей о своих именах. |
Ёлочки | Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» | 2 | декабрь |
Выставка работ. |
Птицы зимой | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 3 | январь |
Изготовление кормушек для птиц. |
Выставка работ и вывешивание их на улице. |
Живые витамины | Подготовка к утреннику «День здоровья». | 2 | февраль |
Утренник «День здоровья». |
Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 2 | февраль, март |
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. |
Алфавит | Беседа «история Алфавита». | 3 | март |
Обсуждение тематики будущих работ. |
Выставка работ. |
Кто такой Петрушка? | Беседа «Герои русских народных сказок». | 2 | апрель |
Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок». |
Откуда пришли комнатные растения. | Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?» | 2 | апрель |
Посадка цветов с целью озеленения класса. |
День моей фамилии | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». | 2 | май |
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. Конкурс рисунков «Моя семья». |
Праздники в России | Беседа «Главные праздники страны». | 2 | май |
Рассказ о своем любимом празднике. Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». |
3. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
4. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
5. Список литературы,
используемой для составления программы.
Концепция модернизации Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Внеурочная деятельность первоклассников предполагает занятия проектной деятельностью. В этом возрасте проекты в основном краткосрочные. В данной программе я постаралась учесть интересы детей на уроках...
Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Юный информатик»
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...
Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года
Кружок «Экология для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...
Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников
Игра ГОРОДКИ - как дополнительное средство физического развития младших школьников...
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования
Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели ...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...