Программа по выявлению и развитию творческих и познавательных способностей учащихся.1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Развитие каждой личности и выявление одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavl._i_razv.tv_.sp_.uch_.h.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по выявлению и развитию
творческих и познавательных способностей учащихся
1-4 классы
Программа рассчитана на 4 года
Составитель: Сидоренкова Ольга Александровна
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся начальной школы способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО и Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
Программа направлена на формирование у школьников мыслительной и познавательной деятельности, необходимой образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Актуальность программы.
Современное общество предъявляет к школе высокие требования.
Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.
Могут быть выделены следующие виды одаренности:
- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремёслах, спортивную и организационную.
- в познавательной деятельности — интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
- в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одарённость.
- в духовно-ценностной деятельности — одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Цель программы:
- формирование и развитие у обучающихся познавательных интересов, внимания, логического мышления, памяти, творческого воображения;
-выявление одарённых детей, создание условий для развития и формирования одарённой личности.
Задачи программы:
-развивать индивидуальные творческие способности школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности, обучать приёмам поисковой и творческой деятельности;
-развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление;
-применять систему целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
-обеспечить участие одарённых детей в предметных олимпиадах всех уровней.
Принципы работы с одарёнными детьми:
-индивидуалбно-личностный подход к каждому ребёнку;
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-дифференциация и индивидуализация обучения;
-интеграция основных умений и навыков в различных видах творческой деятельности.
В рамках работы с одарёнными детьми важна работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми. Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:
-повышение психолого - педагогических знаний родителей;
-включение родителей в учебно - воспитательный процесс;
-взаимодействие школыи родителей в развитии способностей ребёнка.
Этапы реализации программы:
-выявление одарённых обучающихся;
- разработка индивидуальных форм работы;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы урочной, внеурочной, и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.
Формы работы:
-предметные кружки;
-конкурсы различного уровня;
-олимпиады;
-творческие выставки;
-групповые занятия с сильными учащимися.
Ожидаемые результаты:
-формирование системы работы с одарёнными и способными обучающимися;
-формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одарённых детей;
-увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
-повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-повышение качества обучения;
-творческая самореализация выпускника начальной школы.
Этапы реализации программы:
-разработка диагностических материалов для определения метапредметных результатов обучения (стартовый контроль).
-выбор педагогом-психологом диагностического инструментария для мониторинга - формирование познавательного интереса;
-выявление способных учащихся;
-вовлечение в активные формы познавательной деятельности;
-формирование познавательного интереса
-формирование навыков научной организации труда.
План работы по выявлению способностей обучающихся
на 2018-2021
№п/п | Мероприятие | Сроки |
1 | Мониторинг предшкольного образования, карта первоклассника Методика обследования связной речи (В.П.Глухов) | Сентябрь 1 класс |
2 | Диагностика отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни | Октябрь ежегодно |
3 | Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо) | Ноябрь-декабрь ежегодно |
4 | Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова Методика «Отношение ребенка к обучению» | Январь ежегодно |
5 | Шкала поведенческих характеристик одарённых школьников (Дж. Рензулли и соавторы в адаптаци Л.В. Попова) | Февраль ежегодно |
6 | Методика экспертных оценок по определению одарённости детей (Лосева А.А.) | Март ежегодно |
7 | Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?» | Апрель-май ежегодно |
Педагогические методики для определения у обучающихся способностей к различным видам деятельности.
1. "Изучение переключения внимания"
Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.
Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.
Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.
Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.
2.Методика экспертных оценок по определению одаренности детей
(Лосева А.А.)
В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставится 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Затем баллы по всем характеристикам суммируются внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области делится на количество вопросов, в результате получается определенное число. Усредненные результаты по всем областям сравниваем между собой. Выделяем 3–4 наивысших показателя.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. В настоящем тесте оценку будет давать учитель.
3.Определение уровня познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С)
Цель: определение чувствительности к новизне и любознательности обучающихся
Учащимся предлагается 5 вопросов:
1.Как часто вы, не отрываясь (час – полтора), занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
2. Что вы предпочитаете, когда вам задан трудный вопрос «на сообразительность»?
а) помучаюсь, но сам найду ответ;
б) когда как;
в) попрошу подсказать мне взрослых
3.Много ли вы читаете дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) мало или совсем ничего не читаю.
4. Насколько эмоционально каждый из вас относится к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой?
а) очень эмоционально;
б) когда как;
в) эмоции ярко не выражены.
5.Часто ли вы задаете вопросы?
а) часто;
б) не очень
в) очень редко.
Ответы «а» свидетельствуют о высокой степени выраженности познавательной потребности, ответы «б» - об умеренной, ответы «в» - о низкой познавательной потребности.
4.Тест П. Торренса на творческое мышление
(адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)
Ребенок дорисовывает заданные формы (картинки), которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка
Каждый законченный рисунок оценивается определенным количеством баллов в зависимости от степени оригинальности, а также и других показателей (таких как гибкость, беглость, разработанность)
Баллы: 30 — плохо;30—34 — меньше нормы; 35—39 — несколько ниже нормы; 40—60 — норма; 61—65 — несколько лучше нормы; 66—70 — выше нормы; >70 — отлично.
Уровни сформированности творческих умений младших школьников: высокий, хороший, средний, низкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих и познавательных способностей школьников через участие в конкурсе английской песни «Наше Евровидение» в начальной школе"
Проект конкурса английской песни...
КТД как форма по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
В данном материале представлены примеры использования КТД в урочной и внеурочной деятельности....
Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах
Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах...
«Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»
laquo;Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся «Игро - тека»
Новизной данной программы является сочетание игровых технологий и театрализованной деятельности. Дети учатся на занятиях самостоятельно определять цель, содержание и правила игр, изобра...
«Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше тогоучителя, который прочел все книги, но не и...