«Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»
статья
«Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человека врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А.Н.Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л.Фейербаха: "То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума".
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний в не просто "усвоенную информацию", а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.
Все это подводит к мысли о том, что "корень учения" не обязательно должен быть "горек", ибо еще К.Д. Ушинский отмечал, что "учение, все взятое принуждением и силой воли", едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?
1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.
Приведенному комплексу при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, игровой метод в частности. Поговорим об игре, как об одном из методов обучения. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредствам самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки.
"Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее",— отмечал немецкий педагог Ф.Фребель в начале прошлого века.
"В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития", — писал В.А.Сухомлинский.
А вот мнение автора экспериментальной методической системы, учителя-практика современной школы В.Ф.Шаталова: "В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».
Нередко наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения этапах их возрастного развития, рано угасает. Это ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слово не вытянешь, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, они начинают выказывать и глубину мышления. Мышления часто смелого, масштабного, нестандартного.
Таким образом, следует всеми доступными средствами создавать игровые ситуации на уроках и, не превращая всего многосложного дела воспитания и обучения в одну только игру. Использовать непринужденную обстановку многокрасочных, звонких, брызжущих энергией и смехом игровых элементов.
По наблюдениям психологов и педагогов-практиков, применение игрового метода обучения оказывает всестороннее влияние на личность учащегося.
Игра облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая в себе учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.
Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение учащихся к тому или иному явлению, факту, проблеме.
Педагогическое влияние учебной игры проявляется в воспитании чувства коллективизма и товарищества, а также чувства высокой личной ответственности перед коллективом за успех общего дела. Благотворно ее влияние на формирование ответственного отношения к учебной деятельности, при этом примечательно то, что у учащихся появляется стремление к знаниям не ради оценки, они начинают чувствовать вкус самого процесса приобретения знаний.
Учебные игры активно используются и на уроках иностранного языка в 5-8 классах, они используются практически на каждом этапе урока — как метод проведения опроса, как метод закрепления материала, как домашнее задание (кроссворд, например) или же как вариант проведения обобщающего урока по теме, контрольной работы.
Групповая учебная игра — это одна из форм коллективной познавательной деятельности, при которой:
— цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
— организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между ее участниками;
— в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности в зависимости и взаимопомощи;
— контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися.
Будучи введенной в систему традиционного обучения иностранным языкам, учебная игра осуществляет несколько функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
При целесообразной и продуктивной организации учебного процесса урок-игра будет не только увлекательным способом приобретения и закрепления знаний и их интеграции, но и средством развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1983.- 176с.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. / Пер. с англ. - М., 1990.-192 с.
3. Голубева Э.А Способности и индивидуальность. - М., 1993. -305 с.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971. -280 с.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения // Соч. в 2 т. - М.: Педагогика, 1983.-Т.2.- 405 с.
6. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981.-191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над развитием речи и коммуникативных способностей учащихся.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать раз...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"
Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...
Развитие языковых и коммуникативных способностей учащихся начальной школы
Цель программы: формирование и гармонизация энергоинформационного пространства личности средствами природосообразного развития коммуникативно- познавательных речевых способностей детей....
КТД как форма по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
В данном материале представлены примеры использования КТД в урочной и внеурочной деятельности....
Проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования познавательного интереса и основа усвоения учебного материала обучающимися в начальной школе»
Материалы (пояснительная записка и презентация) на муниципальный этап конкурса "Учитель года 2018" - проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования ...
Программа по выявлению и развитию творческих и познавательных способностей учащихся.1-4 классы
Развитие каждой личности и выявление одарённых детей....
«Компьютерная графика как инструмент развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся на занятиях в кружке «Икс-файл»
В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом ми...