«Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»
методическая разработка по технологии
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того
учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
Л.Н. Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_i_poznavatelnyh_sposobnostey.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того
учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
Л.Н. Толстой
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет.
Проблема, над которой я работаю - развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочное время.
Целью моей педагогической деятельности является: эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся и привлечение их к ТВОРЧЕСКОЙ исследовательской работе по предмету. К участию в различного рода конкурсах и олимпиадах, развитие творческих способностей.
В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- развивать и укреплять интерес к предмету;
- использовать новые педагогические технологии;
- дать учащимся качественное образование;
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал ученика;
- совершенствовать формы организации учебной деятельности.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами:
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
• ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
• испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине с электрическим приводом).
Критериями развития творческих способностей являются:
-оригинальность;
-гибкость мышления;
- беглость мышления;
- эмоциональность.
В результате диагностического эксперимента зачастую приходится делать вывод:
- Оригинальность создаваемых образов наблюдается у меньшей половины класса (девочки). В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.
- Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е. большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.
- В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.
- Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству.
На своих уроках технологии я уделяю большое значение приобретению знаний и умений. Проникновение детей в секреты рукоделия происходит во время практикумов в учебной мастерской. Здесь они осваивают приемы вышивания, шитья, вязания, ковроткачества и другие, помогающие достигать прекрасных результатов. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает освоение их декоративных возможностей, развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала, его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса и мастерства.
Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для каждого класса, здесь можно варьировать способами развития творческих способностей, комбинировать их. На уроках создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы мои уроки были уроками творчества, на них я создаю определенные условия: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
Для развития творческих способностей учащихся использую различные методы учебного познания:
- Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
- Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
- Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
- Метод придумывания. Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
- Метод вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.
- Метод ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
- Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
- Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.
- Метод рецензии. Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.
- Методы проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.
На моих уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего это практико-направленные и творческие проекты, реже – информационные и ролевые.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников в процессе проектирования, использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:
- прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия.
- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.
При изготовлении изделия некоторые технологические операции выполняются при помощи специального приема “Звездочка”. Например, при обработке кармана фартука ученица обрабатывает карман не своего изделия, а карман изделия одноклассницы, что повышает степень ответственности и тем самым повышает самоконтроль своей деятельности.
Для закрепления знаний, умений и навыков создаются мини-проекты. (Кулинария – «Фуд-арт») С введением метода проектов у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.
Обучающиеся выполняют защиту творческих проектов с использованием компьютерных презентаций.
Работая с учащимися во внеурочное время, позволила обучать учащихся образному языку декоративно-прикладного искусства, развивать их творческие способности с помощью различных видов женского рукоделия: ковроткачества, бисероплетения, вышивки, оригами, тестопластикой, изготовления мягкой игрушки. Девочки с большим удовольствием занимаются, выполняя различные проекты.
Результатом моей работы является:
- Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
- Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
- При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
- Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса.
- Лучшие работы учащихся ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие в районной выставке технического творчества и декоративно-прикладного искусства. Творческие проекты моих учениц на межрегиональном конкурсе творческих проектов по профессионально-трудовому обучению среди обучающихся областных государственных коррекционных общеобразовательных учреждений неоднократно занимали призовые места.
- К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям. Я сама владею многими видами рукоделия и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама.
- Предмет «Технология» для большинства учащихся является любимым предметом школьной программы. Приятно слышать от детей, когда они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по вашим урокам» или: «Продолжались бы эти уроки не 2, а 6 часов!».
Я сформулировала для себя следующие правила работы над развитием творческих способностей учащихся:
Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Применять творческие задания.
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:
- представьте, что…; - изобретите…;
- предложите гипотезу…; - придумайте…
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Предлагаю вашему вниманию презентацию о самообразовании.
В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы работы.
Продолжать проходить курсы повышения классификации, принимать участия на международных конференциях, посещать мастер-классы. Изучать дополнительную литературу. И полученные знания передавать свои ученикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"
Мастер - класс показывает возможности уроков технологии по развитию творческих способностей учащихся...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.
Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...
Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»
Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...
Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.
Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...
Развитие творческих способностей учащихся в решении проектных задач во внеурочное время с использованием компьютерных технологий.
Программа выполнена на макбуке Про, Перволого...
Доклад по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и на кружке Мастерилка".
В материале рассказывается об уроках технологии во 2 классе по программе "Перспектива", Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова и др. Ребенок усваивает содержание учебного предмета...
Программа по выявлению и развитию творческих и познавательных способностей учащихся.1-4 классы
Развитие каждой личности и выявление одарённых детей....