КТД как форма по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
статья на тему

В данном материале представлены примеры использования КТД в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное творческое дело как форма работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Развитие российского общества вызывает возрастающую потребность в личностях творческих; профессионально компетентных, социально мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях. Только такие люди могут реализовывать себя в любой сфере деятельности. Развитие же творческих и интеллектуальных способностей начинается в детстве. Поэтому, чтобы подготовить специалиста, обладающего  различными способностями, необходимо развивать их  уже в  школьном возрасте; поскольку именно в этот период дети открыты всему новому, любознательны, способны импровизировать, позитивно относятся к взрослому, который выступает образцом подражания, полны желания создавать собственный творческий продукт.

Конечно следует учитывать, что в школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, и они спрятаны глубоко внутри. Поэтому основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей. Мне очень понравилось  высказывание психолога Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития». Так и получается: развивая творческие способности детей, мы развиваем и их интеллектуальные способности.

Следует признать, что педагогу, при его загруженности, не хватает времени для индивидуальной работы по развитию творческого потенциала и поэтому необходимо найти такую форму работы, которая являлась бы коллективной, но в то же время развивала бы каждого ученика. Такой формой работы является коллективная творческая деятельность (КТД).

 Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение, так как КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

КТД - это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива взрослых и детей.

Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или  совместно: сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Важно отметить, что любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли “по бумажке”.

Ну а педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

Следует отметить, что не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками    КТД могут стать:

  • совместное создание дела (продумывание, проведение и анализ)                                  

  • его социальный характер (для кого это нужно?);

  • высока мотивация создателей.

Один к одному повторить чью – то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей.

Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством

Ну а сейчас я хочу поделиться тем, как я использую КТД в своей работе для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Начать, конечно же, необходимо с уроков. Форма КТД подразумевает работу в группах, поэтому наиболее  интересно и нестандартно проходят такие  уроки при обобщении и закреплении различных тем.

Урок по внеклассному чтению-КТД, посвященный С.Я Маршаку.

Этапы работы:

  • выставка книг С.Я Маршака в библиотеке, выбор книг, консультации библиотекаря;
  • сбор информации, беседы об авторе по группам;
  • чтение и работа над содержанием стихотворений на уроках чтения;
  • викторины, загадки;
  • подготовка к обыгрыванию выбранного стихотворения;
  • работа над произношением;
  • иллюстрирование; подбор материалов;
  • проведение урока с инсценированием произведений;
  • подведение итогов.

Урок-обобщение по  предмету «Литературное чтение» -  «Времена года», на котором основной вид деятельности - работа в группах. Во время урока группы представляют стихотворение о своем времени года, мини-сказку, отгадывают загадки, составляют пословицы и в конце защищают свою книжку-малышку.

Также интересно и познавательно можно провести урок-обобщение по «Окружающему миру» - «Времена года» и др.

Чем еще интересно КТД? Тем, что организация коллективной деятельности школьников выполняет очень важную функцию – сближает учебную,  внеурочную и внеклассную работу.

Предлагаю КТД, которые использую для развития  творческих способностей учащихся вне урока.  

«Правила поведения» 

Задание: Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например:

  • на летающей тарелке;
  • на мачте Останкинской телебашни;
  • на айсберге;
  • в берлоге медведя.

«Картина из отпечатков пальцев» 

Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:

  • «Моя семья»;
  • «Моя квартира»;
  • «Мой автомобиль»;
  •  «Мои любимые домашние животные».

«Озвученная картина» 

Задание: Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причём сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:

  • «Тройка»  В Перова;
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова;
  • «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева;
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;

 «Волшебная закладка» 

Задание: Изготовьте закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказок:

  • перо Жар-птицы,
  • волшебная палочка,
  • аленький цветочек,
  • золотой ключик.

«Памятник пословице» 

Задание: Создайте памятник, который называется так:

  • «В споре рождается истина».
  • «Глаза боятся - руки делают».
  • "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Интеллектуальные КТД, которые проходят с большим интересом: «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?». Но особой любовью у моих учеников пользуется такое мероприятие » придуманное  Новосибирским клубом «Queen» , которое называется «Пентагон».  Каждый этап её представляет собой вопрос и пять подсказок к нему (отсюда и такое интересное название).

Впрочем, давайте обо всём по порядку.

1. В игре «Пентагон» используется принцип подсказки и снижения очков.

2. Ответ может даваться после каждого сообщения-подсказки.

3. Если ответ дан правильно, засчитываются очки уровня (всего их пять – по числу подсказок).

4. Если ответ неверен, отнимается одно очко.

Игра «Пентагон» по произведениям Г.Х.Андерсена

Вопрос 1.

5. ЭТОЙ героине сказки Андерсена установлен памятник в столице Дании Копенгагене.

4. ОНА очень любила плавать в море и петь.

3. Но из-за большой любви ЕЙ пришлось расстаться и с голосом, и с морем.

2. Теперь ОНА могла прекрасно танцевать, но ничего не могла рассказать о своей любви.

1. И поэтому ЕЙ пришлось превратиться в морскую пену.

Вопрос 2

5. Несмотря на название, главная ГЕРОИНЯ сказки не правительница, а простая девушка.

4. ОНА попадала к разбойникам и королям, разговаривала с птицами и волшебниками.

3. ОНА была верна тем, кого любила, и поэтому не побоялась искать пропавшего друга.

2. Когда ОНА отыскала его, ее горячее сердце растопило равнодушие и холодность друга.

1. Друга, которого заколдовала повелительница снежных бурь и метелей.

Вопрос 3

5. Героиня ЭТОЙ сказки доказывает, что любовь к родным может победить зло.

4. Однако любовь ЕЕ отца к недоброму человеку испортила его, заставив забыть о детях.

3. Дружные братья героини помогают ЕЙ преодолеть и море, и клевету, и страх.

2  У главной героини ЭТОЙ сказки было одиннадцать братьев.

1   Которым целебные свойства крапивы помогли вернуть человеческий облик.

Вопрос 4

5. Главная героиня ЭТОЙ сказки преодолела множество опасностей, к которым вовсе не стремилась.

4. ЕЕ признавали то прекрасной, то ужасной на вид.

3. ЕЕ похищали, она могла утонуть или замерзнуть, навеки потерять свободу.

2. ЕЕ выручали доброта и бескорыстие, трудолюбие и решительность в нужный час.

1. Поэтому ОНА смогла преодолеть море и стать принцессой эльфов.

Вопрос 5

5. Неглавные героини ЭТОЙ сказки были волшебными домашними животными.

4. ОНИ помогали похищать на время красавицу, чего, впрочем, окружающие не замечали.

3. Они похищали принцессу, так как в нее влюбился ИХ хозяин.

2. А ИХ хозяин был простым солдатом.

1. ОНИ спасли хозяина от смерти и потому присутствовали на его свадьбе с принцессой.

Ответы:

1. Русалочка.

2. Герда, «Снежная королева».

3. Элиза, «Дикие лебеди».

4. Дюймовочка.

5. Три собаки с большими глазами, «Огниво».

В заключение хочется сказать, что уроки, занятия, мероприятия в форме КТД, в подготовке которых принимают активное участие сами ученики, остаются в памяти и душе детей надолго.

Они проходят живо, с эмоциональным подъемом,  на достаточном практическом уровне.

У детей повышается самооценка, улучшаются взаимоотношения, как между собой, так и с учителем. Они учатся сравнивать, правильно оценивать работу и знания каждого. Заметен их личностный рост, дети становятся более самостоятельными, активными, раскованными и успешными.

Девиз каждого КТД: «Каждое дело - творчески, а иначе – зачем?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»

Аннотация  Данное занятие – практикум «Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века» ...

Дидактическая игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"В.А. Сухомлинский...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах...

Игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

Важнейшая задача состоит в том, чтобы, формируя новые ценные для творчества качества, шлифуя навыки, не погубить прошлые приобретения: творческую активность,  нешаблонность восприятия, ассоциатив...

«Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»

laquo;Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»...

«Компьютерная графика как инструмент развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся на занятиях в кружке «Икс-файл»

В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом ми...