Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Организация досуга детей с РАС и ТМНР.
опыты и эксперименты
Посредством досуга дети познают мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимаются различными видами полезной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_dosuga_detey_s_ras_i_tmnr.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Организация досуга детей с РАС и ТМНР.
Опыт работы учителя Алексеевой Л.А.
Любой ребенок в процессе своей внеурочной деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности. Так что же такое детский досуг?
Слово «досуг» происходит от древнего «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время. Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору
Под внеурочной - деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников.
Виды культурно - досуговой деятельности включают в себя отдых, праздники, развлечения, экскурсии и т.д.
Развитие внеурочной деятельности для данной категории детей играет чрезвычайно важную роль, но она должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. А для нужно пройти огромный путь....
В составе обучающихся моего класса находятся дети с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР (тяжелыми и множественными нарушение развития), нарушением поведенческой и эмоционально-волевой сферы, из них четверо имеют расстройства аутистического спектра (РАС). В первый год обучения в школе был очень сложным, детям было тяжело не только высидеть урок, но и просто находиться вместе в одном помещении. Отсутствовали навыки адекватного взаимодействия, совместной деятельности, умения вести себя в коллективе, организовывать своё свободное время, свой досуг.
В этих условиях для решения коррекционных и воспитательных задач был использован не только учебный процесс, но и внеурочная деятельность, в ходе которой создавались ситуации для многочисленных естественных социальных контактов. Различные формы организации свободного времени и отдыха продумывались и проводились вместе с коллективом родителей классов. Сначала организовывались совместные прогулки, дни именинника, как в классе, так и в детском развлекательном центре. Но это было очень сложно!!!
Первый опыт оказался достаточно тяжёлым, но помог понять особенности поведения детей и учесть это в будущем, чтобы избежать ошибок. Так, например, было выявлено, что часть обучающихся не переносят громких голосов, музыки, шума, чужого плача (закрывают уши руками). Чрезмерно чувствительны к зрительному раздражителю: яркому свету, боятся ростовых кукол, быстро утомляются, могут неадекватно реагировать на незнакомую ситуацию. В то же время большую часть детей может увлечь совместный просмотр мультфильма или небольшого представления. Потом это было использовано как один из стимулов для формирования приемлемого поведения.
В ходе дальнейшей работы активно использовался наиболее эффективный метод работы эмоционально-смысловой подход, когда взрослые, проживая вместе с детьми многообразные впечатления от совместных прогулок, культурно-массовых мероприятий и другого освоения социального пространства, помогают детям осмыслить происходящее. В этом случае взрослый как бы «ассистирует» ребёнку, вовремя подавая реплику, которую он может использовать. В этой естественной ситуации, при заинтересованности ребёнка к коммуникации, новые речевые формы схватываются и воспринимаются им как собственные, усваиваются и начинают использоваться впоследствии самостоятельно.
Поведение составляет значительную долю коммуникации. Считается, что у невербальных детей наиболее устойчивые и сложные проблемы поведения. Если у ребёнка отсутствует внутренняя мотивация к коммуникации, нет внешней необходимости в общении, то с точки зрения такого ребёнка ему гораздо проще участвовать в поведении, а не в коммуникации. Если ребёнку позволяют выражать свои желания криком, дракой, падением на пол или другим неприемлемым способом, у него нулевой стимул к подбору слов, формированию звуков и говорению. Важно не просто, например, научить ребёнка смотреть в глаза, обучить указательному жесту, но и сформировать умение обратиться с просьбой, выразить свои желания в приемлемой форме, получить возможность общаться с окружающими. Для неговорящих детей одним из наиболее перспективных методов для развития коммуникации является подход, развивающий речевые навыки вместе с формированием совместного разделённого внимания, в ходе получения разнообразных впечатлений окружающей действительности.
Необходимо отметить, что даже значительные успехи в развитии навыков коммуникации, возможности эмпатии сами по себе не решают проблему социализации аутичного человека. Огромное значение для успеха коррекционной работы имеет возможность выйти в более сложную социальную среду. Такие выходы необходимы, с одной стороны, для освоения более сложных форм социального поведения, с другой – для получения новых общих впечатлений, которые могут стать предметом общих воспоминаний, обсуждений. Эта проблема решается пошагово. После освоения пространства класса, привыкания к коллективу одноклассников, совместных игр на переменах и выполнения коллективных творческих работ для школьных выставок, обучающиеся стали принимать посильное участие в жизни школы (сбор макулатуры, батареек, пластиковых крышечек, изготовление творческих работ из природных материалов и т.д)
Первое время участие класса в общешкольных праздниках было минимальным. Дети учились быть просто зрителями и слушателями, привыкали к нахождению в многолюдном помещении, осваивали элементарные правила поведения на концерте. При этом непосредственные впечатления коллектива класса стимулировали переживания каждого из них. Дети начинали вспоминать, дифференцировать и связывать свои впечатления от происходящего вокруг. Они получают возможность многократного сопереживания друг другу и таким образом приобретают опыт коммуникативного взаимодействия, эмпатии. Пример других детей позволяет смоделировать сценарий правильного поведения, адекватного окружающей обстановке. Наблюдая за выступающими, дети получают пример поведения на сцене.
С каждым последующим годом обучения степень участия класса в школьной жизни увеличивается. Дети всё более социализируются, учатся имитации, взаимодействию, развивают творческие способности и коммуникативные навыки. Если во время спектакля «Кошкин дом» только один ученик принимал участие, то сейчас дети могут показать небольшую сценку и с удовольствием участвовали в танце с мамами на 8 марта. Принимают посильное участие практически во всех школьных праздниках. Они из роли зрителей и слушателей переходят в роль участников.
Мой класс постепенно начал адаптироваться к нахождению в коллективе, многолюдном помещении, научились какое-то время тихо сидеть на представлении, выполнять простые инструкции, отвечать на вопросы, более адекватно взаимодействовать с одноклассниками, с удовольствием ходить на различные экскурсии, в парк, в кино и театр. Для первых посещений театра мы приобретали билеты для класса на последнем ряду, чтобы иметь возможность видеть весь зал, меньше мешать другим и в случае перегрузки иметь возможность тихо покинуть помещение. Ещё мы в течение двух лет ходили в кинотеатр «Победа» на сеансы, специально адаптированные для детей с аутизмом. В результате дети класса смогли без проблем высидеть двухчасовой спектакль в театре «Красный факел» на местах, расположенных в центре зала.
На 8 году обучения в классном коллективе сложилась определенная традиция: каждое утро класс начинает с ежедневной утренней зарядки, отмечаем день именинника, проводим классные чаепития на праздники "День матери", "Новый год", "День Защитника Отечества", "8 марта", "Окончание учебного года" и др. Дети принимают активное участие в школьных, городских и областных конкурсах и становились лауреатами.
Посещение театров, кинотеатра, кафе, зоопарка, цирка, ботанического сада, детской железной дороги, совместные прогулки и празднование дней именинника, участие в общешкольных праздниках, выставках, конкурсах и других мероприятиях, позволило решать задачи развития внеурочной деятельности и коммуникативных навыков на доступном для детей данной категории, способствовало сплочению классных коллективов, положило начало формирования социально-приемлемого поведения обучающихся моего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност
Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...
Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".
Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....
Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров п...
Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.
. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни....
" Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников"
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.Сформировать ...
Доклад «Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР»
В составе моего класса на начало обучения в нашем образовательном учреждении было и осталось на сегодняшний день шесть обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР, СНР, нарушением по...
Развитие коммуникативных навыков младших школьников через организацию наставничества детей при работе на платформе «Учим учиться»
описание опыта работы на платформе "Учим учиться"...