Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности
статья (3 класс) на тему

Личковаха Светлана Владимировна

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой.  Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД  во  внеурочной  деятельности.

   Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

  “Развивающемуся обществу, – подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.

  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

   Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

  Слайд 2. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

  Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация» Коммуникация – более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. (Слайд  3) Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.

  Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь.

Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.

  (Слайд  4) Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает  заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

   Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.

     (Слайд 5) Основу  формирования коммуникативных УУД  составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого занятия, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

   (Слайд 6)  Развитию коммуникативных навыков у учащихся мне помогает работа кружка «Театральный». Эти занятия помогают ребятам обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли, проявить свой талант.

-адекватно использовать аргументы в дискуссии;

-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

-понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию,

-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор,

-обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития школьника,

-воспитание творческой индивидуальности ребенка,

-развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности,

-освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;

- включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность,

-накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,

-пробуждение чувств сопереживания  воплощаемому образу,

-воспитание культуры движений.

     (Слайд 7) На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.

(Слайд 8)

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие;
  • никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил.

(Слайд 9) Для создания эмоционально благоприятной ситуации  необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

  1. «Рассказ от первого лица»:  

- рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица Лисы о том, как ее выгоняли из избушки герои сказки.
– Представлять повествование от имени предмета, например Колобка, презентация «Как хлеб к нам на стол пришел».

2. «Сказка в заданном ключе» ( сочинить новую историю с созданием к ней рисунков.)

3.«Изменение  развязки  истории»: 
– придумать другое окончание сказки, рассказа.
В сказке «Колобок» все дети мечтают о том, чтобы Колобок смог уйти от Лисы…

4. «Комплименты»
– сказать комплимент сказочному герою.

(Слайд 10) Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

(Слайд 11) Следующие упражнения помогают  детям стать более раскованным, общительным, понимающими  и изменить  отношения с другими людьми к лучшему:

— Каждое занятие  начинаем  с улыбки своему отражению в зеркале, строим рожицы.

— Приглядываемся  к окружающим  людям, их лицам, походке, одежде, рукам,  пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

— Пытаемся изобразить различные эмоции на лице, отгадываем  их на лицах товарищей.

— Изображаем  различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразить это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., дети  отгадывают, что  хотел изобразить.

— Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрят в глаза своему собеседнику. Затем обсуждают, какие чувства  испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?

— В группе  за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.

— Учим  наизусть стихи, басни, шутки, загадки, истории.

   

    Каждый ребёнок,  чувствует ответственность   за постановку спектакля, декорации меняют сами, тренируются играть пьесу с музыкальным сопровождением, отрабатывают отдельные сцены. Дети рады – они уже актёры, с их помощью рождается сказка.

(Слайд 12)  Мы выступаем на школьных праздниках, КТД, готовим отчётные выступления, выступаем в детском саду.

    Во время  работы, я стараюсь  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже   «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

 (Слайд 13) Исходя из выше сказанного,  делаем вывод: Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност

Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...

Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.

. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни....

Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников –  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности   данн...

" Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников"

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.Сформировать ...

Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Организация досуга детей с РАС и ТМНР.

Посредством досуга дети  познают мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимаются различными видами полезной деятельности....