Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности
статья (3 класс) на тему
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnykh_uud_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
“Развивающемуся обществу, – подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Слайд 2. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация» Коммуникация – более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. (Слайд 3) Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.
Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.
От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь.
Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.
(Слайд 4) Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.
Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, КВН, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д.
При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.
(Слайд 5) Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого занятия, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
(Слайд 6) Развитию коммуникативных навыков у учащихся мне помогает работа кружка «Театральный». Эти занятия помогают ребятам обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли, проявить свой талант.
-адекватно использовать аргументы в дискуссии;
-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
-понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию,
-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор,
-обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития школьника,
-воспитание творческой индивидуальности ребенка,
-развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности,
-освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;
- включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность,
-накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,
-пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу,
-воспитание культуры движений.
(Слайд 7) На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.
(Слайд 8)
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил.
(Слайд 9) Для создания эмоционально благоприятной ситуации необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:
- «Рассказ от первого лица»:
- рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица Лисы о том, как ее выгоняли из избушки герои сказки.
– Представлять повествование от имени предмета, например Колобка, презентация «Как хлеб к нам на стол пришел».
2. «Сказка в заданном ключе» ( сочинить новую историю с созданием к ней рисунков.)
3.«Изменение развязки истории»:
– придумать другое окончание сказки, рассказа.
В сказке «Колобок» все дети мечтают о том, чтобы Колобок смог уйти от Лисы…
4. «Комплименты»
– сказать комплимент сказочному герою.
(Слайд 10) Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.
(Слайд 11) Следующие упражнения помогают детям стать более раскованным, общительным, понимающими и изменить отношения с другими людьми к лучшему:
— Каждое занятие начинаем с улыбки своему отражению в зеркале, строим рожицы.
— Приглядываемся к окружающим людям, их лицам, походке, одежде, рукам, пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.
— Пытаемся изобразить различные эмоции на лице, отгадываем их на лицах товарищей.
— Изображаем различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразить это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., дети отгадывают, что хотел изобразить.
— Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрят в глаза своему собеседнику. Затем обсуждают, какие чувства испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?
— В группе за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.
— Учим наизусть стихи, басни, шутки, загадки, истории.
Каждый ребёнок, чувствует ответственность за постановку спектакля, декорации меняют сами, тренируются играть пьесу с музыкальным сопровождением, отрабатывают отдельные сцены. Дети рады – они уже актёры, с их помощью рождается сказка.
(Слайд 12) Мы выступаем на школьных праздниках, КТД, готовим отчётные выступления, выступаем в детском саду.
Во время работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.
(Слайд 13) Исходя из выше сказанного, делаем вывод: Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност
Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...
Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".
Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....
Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.
. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни....
Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данн...
" Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников"
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.Сформировать ...
Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Организация досуга детей с РАС и ТМНР.
Посредством досуга дети познают мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимаются различными видами полезной деятельности....