Доклад «Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР»
учебно-методический материал (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bb1f1.doc | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области
Доклад
На тему:
«Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР»
Подготовила: Тонкова Е.П.
Учитель начальных классов
2020-2021г.
Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР.
Организация досуга детей
В составе моего класса на начало обучения в нашем образовательном учреждении было и осталось на сегодняшний день шесть обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР, СНР, нарушением поведенческой и эмоционально-волевой сферы, из них четверо имеют расстройства аутистического спектра (РАС). В первый год обучения детям было тяжело не только высидеть урок, но и просто находиться вместе в одном помещении. Отсутствовали навыки адекватного взаимодействия, совместной деятельности, умения вести себя в коллективе.
В этих условиях для решения коррекционных и воспитательных задач был использован не только учебный процесс, но и внеурочная деятельность, в ходе которой создавались ситуации для многочисленных естественных социальных контактов. Различные формы организации свободного времени и отдыха продумывались и проводились вместе с коллективом родителей класса. Сначала организовывались совместные прогулки, дни именинника, как в классе, так и в детском развлекательном центре. Первый опыт оказался достаточно тяжёлым, но помог понять особенности поведения детей и учесть это в будущем, чтобы избежать ошибок. Так, например, было выявлено, что часть обучающихся плохо реагируют на громкую музыку, боятся ростовых кукол, быстро утомляются, могут неадекватно реагировать на незнакомую ситуацию. В то же время большую часть класса может увлечь совместный просмотр мультфильма или небольшого представления. Потом это было использовано как один из стимулов для формирования приемлемого поведения.
В ходе дальнейшей работы активно использовался эмоционально-смысловой подход, когда взрослые, проживая вместе с детьми многообразные впечатления от совместных прогулок, культурно-массовых мероприятий и другого освоения социального пространства, помогают детям осмыслить происходящее. В этом случае взрослый как бы «ассистирует» ребёнку, вовремя подавая реплику, которую он может использовать. В этой естественной ситуации, при заинтересованности ребёнка к коммуникации, новые речевые формы схватываются и воспринимаются им как собственные, усваиваются и начинают использоваться впоследствии самостоятельно.
Поведение составляет значительную долю коммуникации. Считается, что у невербальных детей наиболее устойчивые и сложные проблемы поведения. Если у ребёнка отсутствует внутренняя мотивация к коммуникации, нет внешней необходимости в общении, то с точки зрения такого ребёнка ему гораздо проще участвовать в поведении, а не в коммуникации. Если ребёнку позволяют выражать свои желания валянием по полу или другим неприемлемым способом, у него нулевой стимул к подбору слов, формированию звуков и говорению. Важно не просто, например, научить ребёнка смотреть в глаза, обучить указательному жесту, но и сформировать умение обратиться с просьбой, выразить свои желания в приемлемой форме, получить возможность общаться с окружающими. Для неговорящих детей одним из наиболее перспективных методов для развития коммуникации является подход, развивающий речевые навыки вместе с формированием совместного разделённого внимания, в ходе получения разнообразных впечатлений окружающей действительности.
Необходимо отметить, что даже значительные успехи в развитии навыков коммуникации, возможности эмпатии сами по себе не решают проблему социализации аутичного человека. Огромное значение для успеха коррекционной работы имеет возможность выйти в более сложную социальную среду. Такие выходы необходимы, с одной стороны, для освоения более сложных форм социального поведения, с другой – для получения новых общих впечатлений, которые могут стать предметом общих воспоминаний, обсуждений. Эта проблема решается пошагово. После освоения пространства класса, привыкания к коллективу одноклассников, совместных игр на переменах и выполнения коллективных творческих работ для школьных выставок, обучающиеся стали принимать посильное участие в жизни школы.
Первое время участие класса в общешкольных праздниках было минимальным. Дети учились быть просто зрителями и слушателями, привыкали к нахождению в многолюдном помещении, осваивали элементарные правила поведения на концерте. При этом непосредственные впечатления коллектива класса стимулировали переживания каждого из них. Дети начинали вспоминать, дифференцировать и связывать свои впечатления от происходящего вокруг. Они получают возможность многократного сопереживания друг другу и таким образом приобретают опыт коммуникативного взаимодействия, эмпатии. Пример других детей позволяет смоделировать сценарий правильного поведения, адекватного окружающей обстановке. Наблюдая за выступающими, дети получают пример поведения на сцене.
С каждым последующим годом обучения степень участия класса в школьной жизни увеличивается. Дети всё более социализируются, учатся имитации, взаимодействию, развивают творческие способности и коммуникативные навыки. Если во время спектакля «Кошкин дом» наши классы изображали огонь, и им надо было, держась за алую ткань, стремительно покружиться по сцене и быстро убежать, то к третьему-четвёртому классу дети уже могли показать небольшую сценку и с удовольствием участвовали в танце с мамами на 8 марта.
Обучающиеся с РАС и ТМНР начали адаптироваться к нахождению в коллективе, многолюдном помещении, научились какое-то время тихо сидеть на представлении, выполнять простые инструкции, отвечать на вопросы, более адекватно взаимодействовать с одноклассниками, с удовольствием ходить на различные экскурсии, в кино и театр. Для первых посещений театра мы приобретали билеты для класса на последнем ряду, чтобы иметь возможность видеть весь зал, меньше мешать другим и в случае перегрузки иметь возможность тихо покинуть помещение. Ещё мы в течение двух лет ходили в кинотеатр «Победа» на сеансы, специально адаптированные для детей с аутизмом. В результате перед этим новым годом дети смогли без проблем высидеть двухчасовой спектакль в театре «Красный факел» на местах, расположенных в центре зала.
Посещение театров, кинотеатра, зоопарка, цирка, ботанического сада, детской железной дороги, совместные прогулки и празднование дней именинника, участие в общешкольных праздниках, выставках, конкурсах и других мероприятиях, позволило решать задачи развития коммуникативных навыков на доступном для детей с РАС и ТМНР уровне, способствовало сплочению коллектива, положило начало формированию социально-приемлемого поведения обучающихся нашего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност
Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...
Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".
Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....
Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров п...
Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.
. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни....
" Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников"
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.Сформировать ...
Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Организация досуга детей с РАС и ТМНР.
Посредством досуга дети познают мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимаются различными видами полезной деятельности....
Доклад на тему: "Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (из опыта работы ТО «В гостях у Петрушки")"
Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (из опыта работы ТО «В гостях у Петрушки")...