Развитие коммуникативных навыков младших школьников через организацию наставничества детей при работе на платформе «Учим учиться»
презентация к уроку (1 класс)
описание опыта работы на платформе "Учим учиться"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maou_sosh_19.docx | 671.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков младших школьников через организацию наставничества детей при работе на платформе «Учим учиться»
Лысенко С.А.,
заместитель директора
МАОУ СОШ № 19 г. Калининград
Кулешова С.С.,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 19
Современное образование - это непрерывный процесс. В этом процессе важную роль играет коммуникация.
Согласно требованиям ФГОС НОО к условиям реализации программы начального общего образования психолого-педагогические условия реализации программы должны обеспечивать формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
Организовывая работу обучающихся 1-2 классов на платформе «Учим учиться», учителя нашей школы разглядели большой потенциал для формирования коммуникативных навыков учащихся как внутри класса, так и между классами.
Имея опыт внедрения наставничества между классами, участвуя в общешкольном проекте «Дети-детям», который способствует формированию общих интересов и ценностей у ребят, педагогов и родителей, мы приняли решение реализовать идеи наставничества во внеурочной деятельности, связанной с работой на цифровой платформе «Учим учиться».
Подводя итоги учебного года, наша команда разработала несколько диагностических опросников. Первый состоял всего из двух вопросов.
Первый вопрос: «Нравится ли тебе заниматься на платформе «Учим учиться»? Все дети ответили «Да». Из ответов на второй вопрос «Почему нравится?» образовалось облако слов. Больше всего раз повторялось слово ИНТЕРЕСНО.
Интерес - великий маг. Если интересно, дети учатся сами.
Но к самостоятельности у первоклассников, да и у второклассников был нелёгкий путь решения технических, организационных, коммуникативных проблем.
Мы составили «Эволюцию вопросов и трудностей детей»
Начало пути:
Как включить компьютер?
Я потерял логин.
Не помню пароль.
Как войти на платформу?
Как выйти со страницы?
Где выход?
Илья меня отвлекает.
Как стереть букву?
Середина пути:
Как напечатать заглавную букву?
Куда сбежала буква ё?
Где точка на клавиатуре?
Что такое клавиша ввода?
Настоящий момент:
Откройте мне, пожалуйста, следующий блок!
Эволюционный путь на цифровой платформе показывает, как от вопросов и проблем ребёнок на протяжении учебного года приходит практическим путём к познавательному интересу, уверенности в своих силах и желанию двигаться дальше.
Чтобы помочь первоклассникам решить организационные вопросы, мы создали отряд Фиксиков из учащихся, которые обучаются на платформе второй год.
Дети младшего школьного возраста не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.
Учитель первого класса, в отличии от учителя, который занимается второй год на платформе, тратит много времени на решение организационных вопросов.
Занимаясь раз в неделю на платформе, дети на первоначальном этапе забывали элементарно, как включить компьютер. Для помощи первоклассникам на первые занятия приглашались второклассники, которые помогали младшим сверстникам включать компьютер, напечатать название сайта, ввести пароль, войти на сайт. Второклассники – дети с опытом работы на платформе, им это всё знакомо. Они с большим удовольствием приходили к малышам. Через несколько занятий у нашей команды родилась идея провести «Фиксоинструктаж».
Второклассники, под руководством своего учителя красочно оформили ответы на вопросы, которые часто дети задают, например, где находится на клавиатуре буква Ё, как напечатать заглавную букву и другие советы.
Затем с этим инструктажем Фиксики пришли и в игровой форме провели занятие для первоклассников, подарили им Помогатор и инструменты. Теперь перед занятием дежурный достаёт из помогатора инструменты, размещает их на доске, и при необходимости, дети смотрят подсказки. Так в игровой форме были решены многие организационные моменты и начали формироваться коммуникативные связи. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции.
Учащиеся первого класса подружились с второклассниками. Они ходят в гости друг к другу на занятия посмотреть, чем занимаются их друзья, на каком они уровне, иногда за помощью. И мы, учителя их в этом поддерживаем. Занятие внеурочной деятельности на цифровой платформе мы ставим в одно время, позволяем учащимся первого и второго класса приходить друг другу в гости, но, договариваемся, что это не должно мешать процессу, что посетить друга можно только один раз в течение занятия для того, чтобы попросить помощи или продемонстрировать свой результат и посмотреть работу друга.
Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся, в процессе поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
Навыки, приобретённые на занятиях клавиатурного письма, мы с успехом применяем на уроках русского языка: печатаем словарные слова, предложения на доске при помощи интерактивной клавиатуры. На перемене выстраивается очередь из желающих продемонстрировать свой опыт. Вместе обсуждают и исправляют ошибки.
В мае в рамках нашего проекта планируем провести совместный компьютерный квест смешанных команд 1-2 классов «В поисках знака»
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Изучение удовлетворённости обучающихся занятиями на платформе и сформированности коммуникативных навыков
Всего респондентов: 51 человек
Итоги анкетирования показывают, что обучающиеся с большим удовольствием занимаются на платформе «Учим учиться». Они овладели многими компетенциями, приобрели ценные для дальнейшего обучения навыки работы на компьютере. Кроме того, дети научились взаимодействовать не только с учителем, но и с одноклассниками и ребятами другого класса, выполняя учебную задачу. Работая на платформе, дети выстраивали коммуникативные связи, обменивались опытом, учили друг друга – получали богатый опыт сотрудничества.
Атмосфера учебной деятельности, рождающая желание работать, испытывая удовольствие от пробы собственных сил, от собственного продвижения – все это вызывает, поддерживает и развивает познавательный интерес, вызывает стремление учащихся подняться над тем, что уже достигнуто.
Приложения
Анкета для обучающихся 1 класса
Дорогой друг!
Подходит к концу учебный год. Мы хотим узнать, чему ты научился!
Читай утверждения и закрашивай гаечный ключ
Да – зелёный
Иногда – жёлтый
Нет – красный
1 | Я с удовольствием печатаю буквы, слова, предложения. | |
2 | Я легко включаю компьютер, захожу в свой личный кабинет. | |
3 | Я знаю, как завершить работу на компьютере. | |
4 | Если у меня что-то не получается напечатать, я обращаюсь за помощью к учителю | |
5 | Если у меня что-то не получается напечатать, я обращаюсь за помощью к однокласснику | |
6 | Если у меня что-то не получается напечатать, я обращаюсь за помощью к помощнику | |
7 | У меня появился друг из другого класса | |
8 | В следующем году я буду продолжать заниматься на платформе «Учим учиться» |
Анкета для обучающихся 2 класса
Дорогой друг!
Подходит к концу учебный год. Мы хотим узнать, чему ты научился!
Читай утверждения и закрашивай гаечный ключ
Да – зелёный
Иногда – жёлтый
Нет – красный
1 | Я с удовольствием выполняю задания на платформе | |
2 | Я легко включаю компьютер, захожу в свой личный кабинет. | |
3 | Я знаю, как завершить работу на компьютере. | |
4 | Если у меня что-то не получается напечатать, я обращаюсь за помощью к учителю. | |
5 | Если у меня что-то не получается напечатать, я обращаюсь за помощью к однокласснику. | |
6 | Если у меня что-то не получается напечатать, я обращаюсь за помощью к помощнику. | |
7 | Мне нравиться помогать другим ребятам. | |
8 | В следующем году я буду продолжать заниматься на платформе «Учим учиться» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников
Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с младшими школьниками для развития коммуникативных способностей....
"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"
Инновационный педагогический опыт Уваровой В. Н. "Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"...
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательн...
Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)
На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...
Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работ...
«Формирование коммуникативных навыков младших школьников через танец"
laquo;Формирование коммуникативных навыков младших школьников через танец"В современном мире многим людям не хватает не просто человеческого общения, именно общения с окружающими, стало больше в...
Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"
В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового) способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....