" Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников"
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_navykov_vo_vneurochnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Симкина Наталья Германовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №1, г. Черногорск.
Слайд 1
Тема: " Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников"
Слайд 2
Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. А общение - это наша жизнь. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.
Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Мероприятия, направленные на формирование коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие творческой личности ребёнка коммуникативных качеств у младших школьников.
Уже с первого года обучения учащиеся, принимают активное участие в подготовке и проведению классных и школьных мероприятий.
В ходе работы я провожу с детьми беседы, классные часы, игры на общение, литературные викторины, КВН, спортивные праздники, традиционные мероприятия. В организации и подготовке мне помогают родители.
Для формирования коммуникативных навыков в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
Слайд 3
- Игровая деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество;
- Социальное творчество (социально значимая добровольческая деятельность);
- Трудовая (производственная) деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
Слайд 4
1. Игровая деятельность
В классе рекомендую проводить разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т.д. Общения в играх заставляют думать, развить свои способности, соревнуясь с другими учащимися.
В игре могут себя проявить и раскрыться все дети и сильные, и слабые. Самые любимые игры- это на свежем воздухе: «Казаки –разбойники», «12 палочек», на перемене «Зелёный, жёлтый, красный», параллельно повторяются ЛДД. Участие младших школьников в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, совершенствуется мышление, стремление к успеху и различные мотивационные качества.
Слайд 5
2. Познавательная деятельность
Познавательные беседы,
Тренинги,
Выполнение творческих заданий; проектных, креативных,
Участие в олимпиадных мероприятиях разного уровня
При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас. Участвуя в диспутах, творческих проектах, дети отстаивают и доказывают свои идеи. Однако необходимо учитывать, что мнение, высказанное одноклассниками, для ученика, порой важнее мнения учителя. Многие ученики активно работают на инновационных образовательных порталах «Учи.ру», «Яндекс-учебник». На портале стартовала олимпиада по математике, некоторые успешно прошли 1 этап.
Слайд 6,7
3. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
В организации внеурочной деятельности с младшими школьниками большое значение имеет развлекательно-познавательные (досуговые) мероприятия, сплачивающие коллектив, помогающие детям хорошо отдохнуть, поддерживают естественную доброжелательную атмосферу общения. Проведение таких мероприятий, как празднование Нового года, 8 марта, 23 февраля и других, невозможно без родителей. Ребятам интересно участвовать в подготовке театрализованных представлений вместе с родителями. Даже присутствует гордость за общее дело. Родители должны помогать учащимся в организации досуговой деятельности и принимать активное участие. Творческие идеи, актёрское мастерство родителей помогает проводить праздники весёлыми, интересными. По мере овладения само организованной совместной работы, дети переходят к качественно-новым отношениям, учителем, сверстниками и родителями Это создаёт сплочённый и дружный коллектив.
Слайд 8
4. Художественное творчество
Художественно-эстетическое направление имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребенка, т.к. пытается ввести детей в мир познания искусства. В результате занятий происходит стимулирование самостоятельного художественного творчества учащихся, создание нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции изобразительного искусства, музыки, художественного слова. Много детей посещают музыкальную и художественную школу. Уже выступают в концертных программах. Посещаем художественные выставки в городском музее. Дети принимают активное участие в конкурсах рисунков, творческих работ разного уровня, городских конкурсах чтецов «Поэтический звездопад», «Мудрые басни И.А.Крылова», и занимают призовые места. Это помогает организации детского общения, умению понимать друг друга, договариваться, выражать свои идеи, переживать радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы.
Слайд 9
5. Социальное творчество (социально значимая добровольческая деятельность);
Под социальным творчеством можно понимать добровольное посильное участие детей в значимых делах – это привлечение учащихся к патриотической работе. По традиции каждый год на 9 мая дети готовят открытки и поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны. Принимают участие в конкурсах рисунков, сочинений «Война в судьбе моей семьи», «Рассказ ветерана», посвящённых этой дате. В музее истории Черногорска с поздравлением ветеранов выступили на празднике « В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты».
Такие встречи школьников с ветеранами воспитывают патриотизм, уважительное отношение к заслуженным людям, и к тому же очень интересны для детей, рассказы о военном времени и тяготах. После таких рассказов остаётся масса впечатлений.
Слайд 10
6. Трудовая (производственная) деятельность
Освоению нравственных трудовых отношений способствуют этические беседы, экскурсии, общественно полезный труд, коллективная творческая деятельность. С этой целью проводятся ролевые игры, подготовка докладов и выступлений по профориентации. Участие младших школьников в школьных субботниках, городских выставках детского творчества, фотоконкурсы, оформление школьных газет. Экскурсии на предприятия, общение и беседы с людьми различных профессий способствуют осознанию младшими школьниками ценности собственного труда.
Слайд 11, 12
7 . Спортивно - оздоровительное направление
Спортивно-оздоровительная работа это- организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками ранее. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Слайд 13
8.Туристско-краеведческая деятельность
Туристско-краеведческая деятельность - есть деятельность групповая. Любая совместная деятельность требует формирования навыков общения (эффективной коммуникации). Понятно, что ребенок, занимаясь туристско-краеведческой деятельностью, просто вынужден осваивать общение. Весьма важно то, что делает он это не по принуждению и в неформальной обстановке. Совместная деятельность и общение в рамках коллективных туристских дел имеет одну особенность: высокий уровень значимости результатов для каждого из участников и для группы в целом.
Во время экскурсий, походов развивается личностно-значимое отношение к познанию природы, понимание и уважение её: определяет место человека в окружающем мире, получение и расширение знаний учащихся о родном крае.
Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка. Внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"
Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....
Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников
Доклад на тему «Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников»...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
.Использование компьютерной техники в учебной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы выглядит очень естественным и сточки зрения самого ребёнка, являясь одним из эффективных способов повыш...
Формирование информационной компетентности во внеурочной деятельности младших школьников
Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В условиях информатизации российского образования, внедрения ...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)
Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...
Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности. Организация досуга детей с РАС и ТМНР.
Посредством досуга дети познают мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимаются различными видами полезной деятельности....
Доклад «Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР»
В составе моего класса на начало обучения в нашем образовательном учреждении было и осталось на сегодняшний день шесть обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР, СНР, нарушением по...