«Об искусстве».
материал (3 класс)
В данном уроке представленны материалы об известных писателях, художниках,композиторах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА
« Ассоциация творческих педагогов России»
Номинация: Интегрированный урок.
Конспект урока по окружающему миру, литературному чтению, ИЗО, музыке.
Тема урока: «Об искусстве».
3 класс
Бизяева Ирина Васильевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плодородная средняя общеобразовательная школа №16
учитель начальных классов
Тема урока: « Об искусстве».
Цели:
- Познакомить с произведениями Е. Баратынского, И.И.Левитана, П.И.Чайковского А.П.Чехова о весне; познакомить с терминами «шедевр», «музей»;
- показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи, литературы как составных частей искусства;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
.
Задачи:
Образовательные:
Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках ИЗО, музыки, окружающего мира, литературного чтения; формировать умение составлять художественное описание, иллюстрировать своё настроение; коммуникативно-речевые умения по составлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства (литература, музыка, живопись).
Воспитательные:
Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; создавать условия для реальной самооценки учащихся, реализации их как личности; воспитывать умение воспринимать красоту природы и эмоционально на неё откликаться.
Развивающие:
Развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; способствовать развитию творческого воображения детей: коммуникативные навыки при работе в группе, познавательный интерес; умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Учебные материалы:
- Зрительный ряд;
- презентация;
- репродукция картины И.И.Левитана «Март».
- иллюстрация по теме «Ранняя весна».
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
2. Литературный ряд:
- стихотворение Е.Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»!
- отрывок из рассказа А.П.Чехова «Весной».
3. Музыкальный ряд:
- Аудиозапись отрывка из произведения П.И.Чайковского «Времена
года».
4. Техническое оборудование;
- магнитофон;
- компьютер;
- проектор.
5. Материалы:
-Краски, кисти, пастельные карандаши, альбомные листы, цветная
бумага, ножницы, клей.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Открытие детьми новых знаний.
а) работа со стихотворением Е Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист»;
б) работа с произведением П.И.Чайковского «Весна»;
в) работа с отрывком из произведения А.П.Чехова «Весной»;
г) работа с репродукцией картины И.И.Левитана «Март».
5. Творческая работа в группах.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия кружка. Сегодня мне хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг, порадуйтесь солнцу – оно же светит для нас. Птицам – они поют для нас. Дорогие ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами! Я хочу пригласить вас в необычный музей. В его залах мы встретимся с поэтами, писателями, художниками и композиторами. А дорога в этот музей начинается в вашем сердце, в вашей душе!
Мы будем учиться раскрывать свою душу для красоты; учиться смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное!
Чтобы посетить этот музей, необходимо заполнить входной билет, который лежит у вас на партах. А ещё вы, наверное, заметили разноцветные «цветочки настроений», которые вам подарила весна. Выберите тот цветочек, который соответствует вашему настроению в начале урока.
- Актуализация знаний
Учитель: Ребята, вы были в музеях?
- Что вы там видели. (картины, старинную технику, исторические экспонаты, скульптуры);
- Чем являются перечисленные вещи? (произведениями искусства);
- Что такое музей? (это учреждение, которое собирает и хранит различные экспонаты).
Давайте обратимся к Толковому словарю С,И,Ожегова. Что такое музей.
Ученик зачитывает толкование слова:
« Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь (памятников искусства, предметов, представляющих исторический интерес)».
А вот какое толкование даёт Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Демонстрация фрагмента на доске (показ слайда)
Слово музей происходит от слова музы. Музы – богини, покровительствующие искусству.
- Как можно назвать одним словом все произведения искусства? (шедевры)
- Обратимся к Толковому словарю. Что такое шедевр.
Ученик зачитывает:
« Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера».
- Постановка учебной задачи.
Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке. Назовите тему урока.
Запись на доске: «Об искусстве» (показ слайда)
Цель нашего урока – учиться понимать произведения искусства, познакомиться с некоторыми из них. Во входном билете на первой строчке под № 1 запишите по памяти, что такое музей и шедевр. (дети записывают).
- Искусство появилось много тысяч лет назад, когда люди не могли ещё выращивать растения, шить одежду, но они уже рисовали, пели и танцевали.
На уроках рисования, окружающего мира мы знакомились с видами искусства. Перечислите их. ( живопись, музыка, скульптура, архитектура, литература).
На доске дети рассматривают слайды с видами искусства.
- На нашем уроке мы подробно остановимся на некоторых из них.
4. Открытие детьми новых знаний.
Работа со стихотворением Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…».
Учитель: - Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
Сегодня мы постараемся увидеть весну в разных произведениях искусства.
Тема весны звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников и композиторов. А как любил весну Е.Баратынский!
Демонстрируется портрет поэта.(показ слайда)
-«Весна мне подходит, - писал он своему другу. – Это моё любимое время года, здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт». Баратынский очень любил весной бывать в деревне. Здесь день за днём перед глазами поэта развёртывалась картина долгой весны со всеми её оттенками и переменами – от первых весенних проталин, до ярких майских цветов. Прочитаем стихотворение, написанное поэтом в один из таких дней.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
- О чём говорится в стихотворении?
- Какие картины весны мы увидели? (дети зачитывают).
- Какие краски отметил поэт?
- Что вы чувствуете при чтении стихотворения?
- Подчеркните во входном билете под №2 : радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение.
- Как вы прочтёте это произведение?
- К какому жанру искусства вы отнесёте это произведение? (к литературе)
Работа с произведением П.И.Чайковского «Весна».
Учитель: Хотите отправиться на прогулку в весенний лес. Закройте глаза.
Звучит фрагмент из цикла П.И.Чайковского «Времена года» - «Весна».
- Какое впечатление произвело на вас данное произведение?
- Это произведение сочинил П.И.Чайковский.
Демонстрируется портрет композитора (показ слайда)
- Что вы увидели в весеннем лесу?
- К какому виду искусства относится это произведение?
- Какие строки из стихотворения Е.Баратынского вы бы отнесли к этому произведению7
Работа с отрывком из произведения «Весной».
Учитель: Вы познакомились с произведениями великих людей, выражающих настроение весенней поры. А русская душа созвучна весне. К теме весны обращались не только поэты и музыканты, но и писатели. Они ждали её как самое дорогое и мимолётное время года. Свои впечатления передал нам А.П.Чехов.
Демонстрация портрета писателя (показ слайда)
- Прочитайте отрывок из его произведения на карточках: (дети читают).
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпают под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут и дышат. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу.
- Подчеркните, какие краски использовал писатель в своём произведении?
- Что сказано о земле?
- Что сказано о воздухе?
- Что сказано о реке? О деревьях?
- Что хотел показать нам А.П.Чехов своим рассказом?
- К какому жанру искусства относится это произведение? (к литературе).
Работа с репродукциями картин И.И.Левитана
Учитель: Многие русские художники создавали весенние пейзажи. Большим мастером в этой области был художник И.И.Левитан.
Демонстрируется портрет художника (показ слайда)
Сообщение о жизни и творчестве этого человека подготовил Захар.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. В 13 лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учился.
С ученической выставки Третьяков приобретает картину 19-летнего художника. Это было первым признанием его таланта.
Левитан - пейзажист. Его пейзажи называют лирическими, поэтическими, музыкальными.
Учитель: Посмотрите на эпиграф к картине И.И.Левитана «Март».
Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана.
Б. Иогансон.
На холсте И.И.Левитана «Март» изображён обыкновенный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряженная в сани. Вся картина пронизана тёплыми тонами. Светлая стена дома, оранжевые столбики крыльца, голубые тени на снегу, ярко-синяя глубина неба – всё это пронизано солнечным светом. Именно этот мягкий, солнечный свет вызывает ощущение наступления весны.
Всё словно замерло вокруг, согретое весенним тёплым солнцем. Не шелохнутся деревья, в ожидании задремала рыжая лошадка у крыльца.
Настроение, создаваемое картиной, можно определить одним словом: праздник.
В пейзаже «Март» художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли.
- К какому жанру относится это произведение? (к живописи).
- Во входном билете запишите имя русского художника - пейзажиста под №3.
5. Творческая работа в группах.
Учитель: У нас будет работать 3 группы.
1 группа: «Мастерская художников».
- Изобразите в разных техниках весенний лес:
- акварелью;
- восковыми мелками;
- пастелью.
2 группа «Умельцы».
Выполните аппликацию весеннего коврика из цветов и листьев.
3 группа «Мастера слова».
Обогатите текст красивыми словами; соберите примету и пословицу о весне.
Обогатите текст красивыми словами:
В начале весны стоит _______________________,но __________________ и _______________________ погода. Обнажённая земля жадно вбирает в себя ________________________ тепло, пробуждающее к жизни бесчисленное множество ________________________ животных и растений. Оживают деревья, кустарники, многолетние травы, _________________ хлеба, _________________ подснежники.
Слова-подсказки:
Солнечная, ветреная, прохладная, живительное, разнообразных, озимые, степные.
Соберите примету о весне:
Грача, весну, увидал, встречай.
___________________________________________________________.
Собери пословицу о весне:
Май, лето, наряжает, леса, в гости, ожидает.
____________________________________________________________
6. Итог урока.
Дети анализируют работу каждой группы. (Рассматривают рисунки, аппликации, слушают выступления группы «Мастера слова».)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими произведениями познакомились?
- Дайте оценку своей работе по группам. Результаты запишите во входном билете.
Итак, вы заполнили билеты и теперь по праву можете посещать любые музеи и исторические памятники нашей страны. На своих цветочках отметьте своё настроение в конце урока. А теперь «оденьте» нашу «поляну настроений» - поместите на ней свои цветочки. И пусть ваше прекрасное настроение сопутствует удаче на всех ваших уроках. Спасибо за работу. Подарите цветочки нашим гостям и передайте им своё хорошее настроение.
7. Домашнее задание.
Продолжить наблюдать за весенними изменениями в живой и неживой природе. Свои наблюдения продолжайте записывать в научный дневник страница 11 – 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/12/picture-23709.jpg)
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/12/picture-108365.jpg)
Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"
Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-135989-1351800161.jpg)
ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-169990-1356438056.jpg)
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."
Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427876-1396096773.jpg)
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126153-1350418912.jpg)
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...