Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Иванова Наталья Владимировна

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры

Цель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников

Задачи:

1.      Воспитательные: вырабатывать у учащихся правильные позиции в отношении ценностей к традициям Японии и ее культуре, обучать стремлению самостоятельно пополнять свои знания и применению их на практике.

2.      Развивающие:развивать у учащихся  художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.

3.       Обучающие: ознакомить учащихся с овладением техники Алла прима и отработать ее в изображении Японского пейзажа. Контрастировать пейзажи родной земли с пейзажами Японии. Научить рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_risovanie_vetki_cvetushchey_sakury.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство)

с использованием ИКТ на тему:

 "Образ художественной культуры Японии.

Рисование ветки цветущей сакуры"

4 класс

г.Заинск

МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»

учитель I квалификационной категории

Иванова Наталья Владимировна

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры

Цель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников

Задачи:

  1. Воспитательные: вырабатывать у учащихся правильные позиции в отношении ценностей к  традициям Японии и ее культуре, обучать стремлению самостоятельно пополнять свои знания и применению их на практике.
  2. Развивающие: развивать у учащихся  художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.
  3.  Обучающие: ознакомить учащихся с овладением техники Алла прима и отработать ее в изображении Японского пейзажа. Контрастировать пейзажи родной земли с пейзажами Японии. Научить рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК.

Материалы: на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, черная или коричневая, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаг, баночка для воды, салфетка.

Ход урока

1.Приветствие.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня я буду вашим учителем. Я очень рада видеть вас. И думаю что этот урок очень интересным и занимательным.

2.Сообщение темы и целей урока. 

Сегодня мы с вами познакомимся с такой удивительной страной как Япония и символом страны Сакурой. Научимся рисовать по сырой бумаге и для этого нам понадобится  акварель, гуашь белая, черная или коричневая, палитра, лист белой бумаги, баночка для воды, кисти.

.

3.Знакомство с страной Япония.

-Что вы о стране Япония? (ответ учащихся)

-Давайте найдем эту страну на карте./работа с картой/.

-Посмотрите какая она маленькая  по сравнению с нашей страной.

Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как “путь гор”. Мы с вами мысленно отправимся в эту далекую страну и попытаемся сравнить ее природу, культуру с природой и культурой нашей родины. Ведь у каждого народа есть свое искусство, свои традиции.

Посмотрите на слайды, видите разницу в изображениях пейзажа нашей Родины и Японии?

Японские произведения часто поражают своей тонкостью и глубиной. Они выражают грандиозность и величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, используют нежные оттенки.

А какое дерево считается символом России? (ответы учащихся)

Своим национальным символом японцы избрали цветок сакуры – вишни. Горная вишня – сакура!

/слайд “Сакура ”/

Она стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры. /вопрос классу: а у нас? С цветения вербы/ Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своей красотой и множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть совсем свежими.

Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка. Существует легенда: чтобы доказать правителю Сегуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры (слайд ).

Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.

4.Практическая работа.

Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, поэтому если посмотреть на (особенно утром) на  то легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике алла прима:

  1. Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
  2. Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.
  3. Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.

Даем немного фону подсохнуть, выбираем кисточку потоньше и начинаем работать над веткой сакуры.

5.Физкультминутка

- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

         - А давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

              «Цветы сакуры»

            Наши нежные цветки

            Распускают лепестки.

            Ветерок чуть дышит,

            Лепестки колышет.

            Нашей сакуры цветки

            Закрывают лепестки,

            Тихо засыпают,

            Головой качают

6. Рисование основного элемента сакуры.

А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гушью.

Этапы рисования:

  1. намечаем зоны, где будут цветы острым концом кисточки ;
  2. наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка . Наши цветы готовы ;
  3. начинаем рисовать ветку. Сначала проводим плоской стороной кисти фон ветки );
  4. затем оттеняем краской на тон темнее шероховатости коры вишни слегка подрагивающей рукой

7.Обобщение пройденного материала.

-Ребята о какой стране мы сегодня говорили?

- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?

-Какое дерево является символом Японии?

- С помощью чего можно добится туманности и размытости в картине?

-В какой , ребята мы сегодня работали, чтобы добится такого результата?

8.Выставка работ.

Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.

Несколько человек выходят к доске и, демонстрируя свои работы, читают короткие стихотворения в классическом жанре хокку:

Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь - вишневый цвет!
Кито
Туман весенний, для чего ты скрыл
Те вишни, что окончили цветенье
На склонах гор
Не блеск нам только мил,-
И увяданья миг достоин восхищенья!
Цураюки
Минула весенняя ночь.
Белый рассвет обернулся
Морем вишен в цвету
Басё
Цветы дикой вишни,
Разве не пышен их убор?
Из всех людей на свете
Нет ближе, чем братья родные
Мотоори Норинага

9. Объяснение домашнего задания.

Выполните дома в технике Алла прима свой пейзаж и представить его.

10. Подведение итогов урока.

-Ребята, вам понравился наш урок?

Мне было приятно с вами работать. Я хочу, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран и никогда не забывали о своей Родине.

Выставление оценок за урок.

До свидания.

Дополнительная информация

Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. В Японии все горы священные. Особенно священна гора Фудзи – самая высокая в Японии, почти 4000 метров. Обычно восходители поднимаются на нее ночью, чтобы встретить там восход солнца. Гора Фудзи – действующий вулкан! Около 300 лет здесь не было извержений, но зато последнее извержение было таким сильным, что даже далекий от горы город, столица Японии - Токио был, как снегом, засыпан слоем пепла.

Жители острова привыкли быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.

Для любого народа, пожалуй, самым важным является жилище, дом, постройка. Мы говорили об этом, когда знакомились с русской избой. Люди не могут жить вне коллектива, им нужны такие постройки, где они могли бы собираться все вместе. Такими сооружениями издавна были….(вопрос классу: что?) храмы. Давайте вспомним, на кого похожи храмы в России (на богатырей). А вот здание японского храма – пагода – больше похоже на что? /версии детей/. Да, похоже на изящную легкую башню, дерево. Это особенное явление, совсем непохожее ни на наши храмы, ни на европейские.

Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые кверху концы. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей.

Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат: … всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое; всматриваться в малое – и видеть великое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок труда и изобразительного искусства в 1 - 2 классе

изготовление праздничной открытки ко дню защитника отечества...

Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)

.          Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Представлен интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира в 4 классе...

«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме "Япония"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изобразительное искусство-картина-пейзаж» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урокаДидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакомит...

План-конспект открытого урока на тему: «Образ художественной культуры»

Цель:Всестороннее развитие детей в процессе изучения культуры, традиции и искусства других стран.  Осуществлять метапредметные связи.Задачи: Обучающая: формировать знания учащихся о культуре...