Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства
Сегодня, важное место в начальном обучении отводится творчеству учащихся, поэтому необходимо: конкретизировать способы организации творческой деятельности учащихся и определить педагогические условия развития творческой деятельности на уроке.
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyurok.variant.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г.Саяногорск
Черемушкинская детская школа искусств.
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств.
Тема: Русское искусство. Начало времен.
Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Баженова Светлана Вадимовна
Преподаватель изобразительного
искусства.
2014 год.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.
Введение.
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства
Сегодня, важное место в начальном обучении важное место отводится творчеству учащихся, поэтому необходимо: конкретизировать способы организации творческой деятельности учащихся и определить педагогические условия развития творческой деятельности на уроке.
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1.Конспект урока
Представляю вашему вниманию урок конспект урока на тему «Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Данный урок является итоговым по теме «Русское искусство. Начало времен». Тематический план серии уроков был построен так, что дети на протяжении целой четверти знакомились с героями русского эпоса, архитектурой, костюмами, с иллюстрациями И.Билибина, Б.Дехтерева .Делали копии архитектурных сооружений, зарисовки русских костюмов, силуэт фигуры человека. Параллельно с этим знакомились с понятиями формат,теплая и холодная гамма, тон, контраст и работали разными материалами ( простой карандаш, фломастеры, гуашь, акварель и др.)
Класс | Тема урока | Материал | Краткое содержание |
| «Русское искусство: в начале времен»
| ||
Архитектура Древней Руси: от дерева до камня. (изучаем : копия, тон)
| Белая бумага (формат А8) калька, простой карандаш, ластик | Представлен видеоряд русской архитектуры XII- XV века. Выполнить копии архитектурных сооружений. Эмоциональное восприятие и понимание развития русской архитектуры. | |
| «Богатыри земли русской» ( особенности мужской фигуры, орнамент, мужской костюм) Знакомим с понятием«Ритм» и цвет в русском орнаменте, семантика русского орнамента . | Простой карандаш, Гелиевая ручка Формат А4, | Знакомство с героями- богатырями и их историями, патриотическое воспитание и создание образа своего героя-богатыря. |
| «Русский женский костюм» (выполнение копии русского костюма в свободной интерпретации), цвет и орнамент в русском костюме. | Простой карандаш, Фломастеры Формат А4 | На компьютере подобран видеоряд русского костюма, с головными уборами, украшениями и т.д. Создание образа «Русской красавицы в русском костюме» |
«Что такое книжная иллюстрация?» Познакомить детей с иллюстрациями художника И. Билибина к русским сказкам. Понятие «Эскиз» | Простой карандаш, Цв.карандаши Формат А8 | На компьютере подобран видеоряд иллюстраций И.Билибина к разным сказкам. Ребятам необходимо придумать свой эскиз к любимой сказке. | |
Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» |
Тема : « Рисуем книжку вместе»
Цели урока:
- Продолжить освоение книжной иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- Воспитывать уважение к русской культуре, развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие красоты русского народного творчества, его самобытности;
- Обучить изобразительной грамоте, на основе формирования навыков по созданию иллюстрации графическими материалами.
Материалы и оборудование: Доска, компьютер. Лист формата А4 с текстом сказки.
Цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик.
Иллюстративный ряд:
1. Выставка книг А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» разных издательств.
2. Выставка из детских работ учащихся группы на темы: «Богатыри земли русской», «Архитектура Древней Руси: от дерева до камня.», «Русский женский костюм»
3.Видеоряд на компьютере:
- Иллюстрации художников И.Билибина, Б. Дехтерев «Сказка о рыбаке и рыбке» - -- Мультфильм «Сказка о золотой рыбке».
План урока
1.Организационный момент (2мин)
2.Актуализация знаний
3. Теоретическая часть
4.Практическая часть
5. Обсуждение учеников
6.Итог урока
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих и готовности к уроку.
2.Актуализация знаний
Учитель: Ребята, а вы любите читать книжки? А какие книжки вам интереснее читать, где есть картинки или нет? А знаете ,кто для нас с вами украшает книги?. Мы сегодня с вами на один урок станем иллюстраторами и создадим свою книжку. Для этого нам понадобятся простой карандаш, ластик, цветные карандаши и фломастеры.
3. Теоретическая часть
«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения», эта замечательная сказка интересовала многих творческих людей. По ней был поставлен балет и написано множество произведений искусства нашими художниками.
Обратите внимание на наш выставочный стенд, на нем представлены книжки разных издательств и разные художники трудились над нашей сказкой. Преподаватель предоставляет возможность ребятам посмотреть и обращает внимание на то, как устроена книга: титульный лист и его оформление, расположение текста и иллюстраций и т.д. Вот и мы сегодня с вами создадим свою особенную книгу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», где каждый попробует себя в роли художника –иллюстратора.
Выбери свой отрывок для работы: Прежде чем мы начнем, прошу вас подойти к моему столу и взять свой лист с отрывком из сказки, прочитайте внимательно и подумайте :Кто? Что происходит? И как это можно изобразить?. Фломастеры и цветные карандаши помогут вам сделать яркие и красочные иллюстрации (выполнение практического задания).
Прежде, чем приступить к практическому заданию, давайте договоримся, так как сказка написана давным давно, то и мы с вами вспомним все то, что изучали на уроках по русской истории. Я специально для вас приготовила выставку из ваших работ, где хранятся для вас подсказки о русской архитектуре, русском костюме и замечательных теплых и холодных цветах.
4.Практическая часть
В практической части ребята выполняют творческое задание. После того, как каждый ребенок выполнил свою иллюстрацию, преподаватель предлагает выполнить коллективное творческое задание: Оформляем титульный лист. Учитель обращает внимание на особенности определения авторства, художники (фамилия и имя каждого ребенка), редактор книги - учитель. Затем ребятам предлагается 10 минутный перерыв (просмотр мультфильма А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке») В это время преподаватель сканирует книгу и копирует её на каждого ученика.
6.Итог урока
В конце урока каждый ученик получает на память экземпляр книги, где есть иллюстрация каждого ученика. Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательная у вас получилась книжка!
ВЫВОД:
Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включение в ход занятия компьютеров, отдельные приемы работы в различной технике создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства. Дети любят все, что сделано собственными руками. Здесь утверждается право каждого на индивидуальность и никто не подвергается критике. Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.
Список методической литературы
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.
2. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2.
3. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил.
4. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
5. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Изд. 2-е. – Л.: Детская литература, 1973. – 160 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие ...
«Актуальные вопросы развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста на занятиях в художественной школе по разделу «Русское искусство. Иллюстрация «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»
Материал содержит информацию способах мотивации детей к созданию образов по теме: "Русское искусство.Начало времен"...
Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», умк «Перспектива», 2 класс.
Урок литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспектива»Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»....
Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).
Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...
Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...
Конспект урока литературного чтения А.С.Пушкин- Сказка о мертвой царевне 1 класс
Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушинк- Сказки..." разработанны в рамках УМК "Школа России"...
Презентация к уроку литературы в 4 классе "Герои сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
Презентация к уроку литературы в 4 классе "Герои сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."....