ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) по теме
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. Современные исследования и практика работы говорят о том, что в результате обучения учащиеся могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.
Данная образовательная программа «Лепка» предназначена для учащихся, поступающих на отделение изобразительного искусства в младшем школьном возрасте (7-11 лет), и служит подготовительным курсом к дисциплине «Скульптура».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2
ЗАТО ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Директор МОУДОД ДШИ №2
от ___________________________ _______________ Зенкин А. П.
Протокол №__________________ ___________________________
ЛЕПКА
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Срок реализации – 3 года
Возраст учащихся – 7-11 лет
Составитель: Тынкова В.А.,
преподаватель отделения
изобразительного искусства
МОУДОД ДШИ №2
ЗАТО Шиханы
Саратовская область
2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. Современные исследования и практика работы говорят о том, что в результате обучения учащиеся могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, которыми пользуется скульптор (передают объем, движение, обогащают замысел дополнительными деталями), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.
Данная образовательная программа «Лепка» предназначена для учащихся, поступающих на отделение изобразительного искусства в младшем школьном возрасте (7-11 лет), и служит подготовительным курсом к дисциплине «Скульптура».
Лепка в младшем школьном возрасте – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того детям доступно выполнять небольшие украшения и сувениры. Навыки, полученные детьми в процессе занятий лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Для успешного овладения навыками лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. Чем раньше дети будут знакомиться с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.
В программе используются элементы таких учебных предметов, как декоративная, рельефная, предметная и сюжетная лепка.
Цели программы – развитие элементарных навыков и умений в работе с различными пластическими материалами, знакомство учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой (народной игрушкой, декоративной посудой и др.)
Задачи программы:
развить у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление;
воспитать творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание скульптурных материалов и их возможностей;
научить владеть различными материалами: пластилином, глиной, соленым тестом, стекой;
обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки;
сформировать умение использовать во время лепки знания формы, пропорций предметов, а также различные приемы лепки;
способствовать проявлению фантазии ребёнка в изображении лепных композиций.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7-11 лет.
Срок реализации – 3 года.
Форма занятий: групповой урок, продолжительностью 40 минут. Периодичность занятий 1 раз в неделю. Занятия проходят в течение 34 учебных недель.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Темы и задания уроков предполагают создания игровых и сказочных ситуаций. Процесс обучения на уроке характеризуют:
сотворчество учителя и ученика;
диалогичность;
созидательной творческой практической деятельности ученика по теме;
четкость поставленных задач и варианты их решения.
Также занятия совмещаются с просмотрами видеофильмов о народном искусстве, диапозитивов, наглядных пособий и образцов, экскурсиями в краеведческие, художественные музеи.
Ожидаемые результаты:
умение применять все приёмы лепки;
умение пользоваться стеками и пластическими материалами;
умение украшать и расписывать свои работы;
самостоятельное создание интересных, красивых и декоративных предметов из глины;
приобретение художественного вкуса, развитие фантазии и воображения.
Формы контроля успеваемости и подведения итогов. Формой контроля является проведение отчетных выставок в четверти и за год, а также участие в общегородских выставках и конкурсах.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов |
1. | Вводная беседа | 1 |
2. | Композиция на свободную тему | 2 |
3. | Основные приемы лепки | 2 |
4. | Лепка предметов простой формы | 1 |
5. | Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы | 3 |
6. | Лепка посуды способом кругового налепа | 2 |
7. | Декоративные композиции «Торт», «Пряник», «Поднос» | 3 |
8. | Декоративные композиции «Птица», «Рыба» | 2 |
9. | Декоративные композиции по литературным произведениям | 4 |
10. | Лепка по представлению «Забавные зверюшки» | 2 |
11. | Орнаментальный рельеф | 4 |
12. | Композиция «Игрушка», с последующей росписью | 4 |
13. | Композиция «Сказка». Заключительная коллективная работа. | 4 |
Итого за 1 год обучения | 34 |
2 год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов |
1. | Композиция по летним впечатлениям | 2 |
2. | Декоративная композиция «Сказочная птица» | 3 |
3. | Декоративная ваза с фруктами, овощами | 4 |
4. | Декоративная композиция «Орнамент» | 2 |
5. | Лепка декоративных пластин с последующей росписью | 3 |
6. | Композиция «Волшебная фантазия» | 2 |
7. | Этюд животного с натуры | 2 |
8. | Этюд фигуры человека с натуры | 4 |
9. | Сюжетная лепка | 4 |
10. | Композиция «Сувенир» | 2 |
11. | Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей росписью | 3 |
12. | Композиция «Человек и животное». Итоговая работа. | 3 |
Итого за 2 год обучения | 34 |
3 год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов |
1. | Лепка на тему: «Покажем мамам, что мы умеем лепить» | 1 |
2. | Вводная беседа о народном творчестве | 1 |
3. | Дымковская игрушка с последующей росписью | 4 |
4. | «Барыня», (дымковская игрушка). | 3 |
5. | Знакомство с декоративной посудой и ее роспись | 2 |
6. | Вводная беседа о Каргопольской декоративной игрушке | 1 |
7. | «Козлик», «Конь», «Олень» (по каргопольской игрушке) | 4 |
8. | Вводная беседа о Филимоновской игрушке | 1 |
9. | «Танцующая пара», «Петушок», «Уточка» (филимоновская игрушка). | 4 |
10. | Вводная беседа о Калининской игрушке | 1 |
11. | «Матрешка» (по калининской игрушке) | 4 |
12. | Вводная беседа о Богородской игрушке | 1 |
13. | «Мишка» (богородская игрушка) | 4 |
14. | Композиция «Веселая ярмарка». Экзаменационное задание. | 3 |
Итого за 3 год обучения | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
В течение первого года обучения учащиеся должны научиться пользоваться стеками, почувствовать свойства пластических материалов, приобрести первых навыки работы с натуры, построения композиции на основе наблюдения природы и предметов быта.
Тема 1. Вводная беседа. Предмет – лепка. Оборудование и материалы, порядок работы. Понятие «композиция» в скульптуре. Круглая скульптура и рельеф.
Тема 2. Композиция на свободную тему.
Задачи: Выявить наклонности у детей и уровень их подготовки.
Материалы: пластилин, стеки или палочки, рабочая дощечка.
Тема 3. Основные приемы лепки.
Задачи: Познакомить детей со свойствами материала, научить детей формообразующему движению – раскатыванию, скатыванию, сплющиванию, оттягиванию, отщипыванию, вдавливанию, присоединению.
Материалы: пластилин, рабочая дощечка.
Тема 4. Лепка предметов простой формы. Овощи, фрукты, грибы, гусеница и т.д.
Задачи: Познакомить с понятием объемности предметов; представление о пропорциях и характере предметов.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
Тема 5. Лепка сосудов округлой и цилиндрической формы.
Задачи: Научить детей делать сосуд путем выбирания пластилина стекой из шарообразной и цилиндрической формы; украшение узором.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
Тема 6. Лепка посуды способом кругового налепа.
Задачи: Познакомить с новым способом изображения посуды – из колец; научить передавать особенности формы, творчески подходить к выполнению задания. Самостоятельно придумать форму посуды. Закреплять умение пользоваться мокрой тряпочкой, отглаживать поверхность изделия.
Материалы: пластилин, глина, стеки, мокрые тряпочки.
Тема 7. Декоративные композиции: «Торт», «Пряник», «Поднос».
Задачи: Научить ритмично украшать округлую плоскую форму, дать понятие о декоративном рельефе.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
Тема 8. Декоративные композиции «Птица», «Рыба».
Задачи: Декоративная переработка форм, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.
Материалы: пластилин, стеки, глина, дощечки.
Тема 9. Декоративные композиции по литературным произведениям. «Сказка о золотой рыбке», «Колобок» и т.д.
Задачи: Освоение рельефной лепки на картоне.
Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки.
Тема 10. Лепка по представлению: «Забавные зверюшки».
Задачи: Учиться самостоятельно изображать животных, пользуясь знакомыми способами лепки: скатывание, вдавливание, присоединение.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечки.
Тема 11. Орнаментальный рельеф.
Задачи: Дать понятие о рельефе, развить способность создавать цельную композицию; познакомить учащихся с русскими изразцами. Выполнить растительный или геометрический орнамент на глиняной плитке.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
Тема 12. Композиция «Игрушка» с последующей росписью.
Задачи: Познакомить детей с произведениями народного творчества; дать сведения о народной игрушке, показать последовательность ее изготовления.
Материалы: глина, пластилин, стеки, дощечки, мокрые тряпочки, гуашь или акриловые краски, кисти.
Тема 13. Композиция «Сказка». Заключительная коллективная работа.
Задачи: Выяснить степень усвоения материала учебного года; выявить смысловую связь изображаемых фигур, развить умение передавать характер персонажей средствами скульптуры.
Материалы: пластилин, соленое тесто, глина, стеки, дощечки, мокрые тряпочки.
2 год обучения
Программа второго года обучения рассчитана на развитие навыков и умений в работе с пластическими материалами. Изобретательная деятельность значительно совершенствуется, прежде всего, более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. Одновременно углубляются знания учащихся.
Тема 1. Композиция по летним впечатлениям. Выполнение одно-двухфигурной композиции.
Задачи: Развитие наблюдательности, образной памяти, умения выразить то, что особенно заполнилось.
Материалы: пластилин, глина, стеки, дощечки.
Тема 2. Декоративная композиция «Сказочная птица».
Задачи: Научиться самостоятельно придумывать образ сказочной птицы, передавать форму, пропорции и характерные детали, умение создать образ, используя знания и умения при украшении предмета налепами и росписью стекой.
Материалы: глина, пластилин, мокрые тряпочки, стеки, кисти, гуашь или акриловые краски.
Тема 3. Декоративная ваза с фруктами, овощами.
Задачи: Учить детей проявлять самостоятельность в выборе темы и творчество при выполнении ее. Использовать опыт в отборе форм, украшений и способов лепки.
Материалы: глина, пластилин, стеки, мокрые тряпочки.
Тема 4. Декоративная композиция «Орнамент». Лепка пластины (10*10*2), орнаментальная роспись гуашью.
Задачи: Пояснения понятия «орнамент», подбор гармонического сочетания цветов.
Материалы: глина, пластилин, стеки, гуашь, кисти.
Тема 5. Лепка декоративных пластин, с последующей росписью.
А) Лепка пластины путем наложения формы на основу.
Задачи: Научить новому способу лепки, путем наложения формы на основу.
Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки, дощечки.
Б) Лепка пластины путем выбирания пластины с основной формы.
Задачи: Научить новой технике лепки путем выбирания пластилина стекой.
Материалы: пластилин, стеки, мокрые тряпочки, дощечки.
Тема 6. Композиция «Волшебная фантазия».
Задачи: Найти большую форму изображаемого, развить фантазию, освоить художественные приемы декора.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, гуашь или акриловые краски, кисти.
Тема 7. Этюд животного с натуры.
Задачи: Развить у детей наблюдательность, умение подмечать характерное движение, позу; навык быстрой прокладки фигуры животного, пластического решения наброска с учетом кругового обзора.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, дощечки.
Тема 8. Этюд фигуры человека с натуры.
Задачи: Дать понятие о пропорциях человека; первоначальные навыки передачи движения.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки, мокрые тряпочки.
Тема 9. Сюжетная лепка. «Курочка и цыплята», «Маша и медведь», «Конь с наездником».
Задачи: Научить учащихся задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета.
Материалы: пластилин, глина, стеки, картон, мокрые тряпочки.
Тема 10. Композиция «Сувенир». Изготовление небольшого размера декоративных фигурок людей или животных, с последующей росписью.
Задачи: Дать понятие о декоративности. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, добиться завершенности проработки формы.
Материалы: пластилин, соленое тесто, стеки, глина, дощечки, гуашь, кисти.
Тема 11. Орнамент из сочетания растительных и животных форм с последующей росписью.
Задачи: Вписать орнаментальный мотив в квадрат, освоить технические приемы лепки рельефа и росписи.
Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти, мокрые тряпочки.
Тема 12. Композиция «Человек и животное». Итоговая работа.
Задачи: Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний и умений, полученных за два года обучения.
Материалы: пластилин, соленое тесто, глина, стеки, дощечки.
3 год обучения
Программа третьего года обучения рассчитана на усовершенствование всех полученных ранее навыков и умений. В основе этого года обучения лежит знакомство учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой.
Тема 1. Лепка на тему: «Покажем мамам, что мы умеем лепить». Декоративные украшения.
Задачи: Вызвать интерес у учащихся к занятию, выяснить, как дети пользуются ранее освоенными способами лепки.
Материалы: пластилин, соленое тесто, иголка, стеки, нить, дощечки.
Тема 2. Вводная беседа о декоративно-прикладном народном творчестве.
Задачи: Познакомить учащихся с народными художественными промыслами, которые связаны с декоративной пластикой (народной игрушкой, декоративной посудой и др.). Известные центры народных художественных ремесел России.
Тема 3. Дымковская игрушка с последующей росписью. «Лошадка», «Петушок», «Уточка» и т.д.
Задачи: Передать выразительные особенности игрушки, передать пластику перехода одной части к другой. Отличительные особенности росписи дымковских игрушек, тематика игрушек.
Материалы: пластилин, глина, стеки, мокрые тряпочки, гуашь, кисти.
Тема 4. «Барыня», (дымковская игрушка).
Задачи: Передать выразительность куклы, уметь пользоваться во время лепки деталей налепами, украсить куклу.
Материалы: глина, пластилин, стеки, мокрые тряпочки, гуашь, кисти.
Тема 5. Знакомство с декоративной посудой и ее роспись.
Задачи: Знакомство учащихся с декоративной, художественно оформленной посудой. Умение создавать посуду в каком-либо определенном стиле. (Гжель, Хохлома и т.д.)
Материалы: пластилин, глина, стеки, мокрые тряпочки, гуашь, кисти.
Тема 6. Вводная беседа о Каргопольской игрушке.
Задачи: Познакомить учащихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи игрушки, с тематикой.
Тема 7. «Козлик», «Конь», «Олень» (по каргопольской игрушке)
Задачи: Познакомить с последовательностью изготовления игрушки, научиться передавать пластику и форму игрушки научиться лепить пластическим способом из одного куска глины или пластилина туловище, шею и голову.
Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти.
Тема 8. Вводная беседа о Филимоновской игрушке.
Задачи: Знакомство с Филимоновской игрушкой. Познакомить учащихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи игрушки, с тематикой.
Тема 9. «Танцующая пара», «Петушок», «Уточка» (филимоновская игрушка).
Задачи: Показать традиции изготовления филимоновской игрушки в трактовке формы и росписи.
Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти.
Тема 10. Вводная беседа о Калининской игрушке.
Задачи: Познакомить учащихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи игрушки, с тематикой.
Тема 11. «Матрешка» (по калининской игрушке)
Задачи: Передать форму и пластику в игрушке, показать особую гамму цветов в росписи.
Материалы: пластилин, глина, стеки, гуашь, кисти.
Тема 12. Вводная беседа о Богородской игрушке.
Задачи: Познакомить учащихся с историей промысла, с характерными отличиями в росписи игрушки, с тематикой.
Тема 13. «Мишка» (Богородская игрушка)
Задачи: Учить самостоятельно проявлять творчество на заданную тему и на основе знаний о Богородской игрушке создавать образ медведя в динамике.
Материалы: пластилин, глина, стеки, дощечки.
Тема 14. Композиция «Веселая ярмарка». Выполнение многофигурной композиции. Экзаменационное задание.
Задачи: Развитие образного мышления у учащихся, способности передать характер веселой, праздничной атмосферы. Закрепление всего пройденного в году.
Материалы: пластилин, глина, стеки, дощечки, гуашь, кисти, мокрые тряпочки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение:
предметы декоративно–прикладного искусства, в частности художественные изделия народных умельцев, а также работы преподавателя;
методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;
открытки, специальные журналы и книги;
видеоматериалы о народном декоративно-прикладном творчестве.
Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, доски, стеки, блюдца для воды, тряпочки, краски, кисти.
Техническое оснащение: столы, стулья, подиумы, доска, шкафы и полки для работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аракчеев Ю., Хайлов Л. Чудеса из глины. – М., 1980.
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л., 1975.
Ватагин В. Изображение животного. Записки анималиста. – М., 1957.
Горичева В., Нагибина М. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998.
Морозова О. Волшебный пластилин. – М., 2007.
Фирсова А. Чудеса из соленого теста. – М., 2008.
Халезова Н. Народная пластика и декоративная лепка. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы
Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы ...
Рабочая образовательная программа по курсу «Математика» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор И.И.Аргинская, С.Н.Кормишина) на период 2011 – 2015 годы
Рабочая образовательная программа по курсу «Математика» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор И.И.Аргинская, С.Н.Кормишина) на период 2011 – 2015 годы...
Рабочая образовательная программа по курсу «Музыка» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Г.С.Ригина) на период 2011 – 2015 годы
Рабочая образовательная программа по курсу «Музыка» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Г.С.Ригина) на период 2011 – 2015 годы...
Рабочая образовательная программа по курсу «Технология» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Н.А.Цирулик) на период 2011 – 2015 годы
Рабочая образовательная программа по курсу «Технология» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (автор Н.А.Цирулик) на период 2011 – 2015 годы...
Рабочая образовательная программа по родному (тувинскому) языку УМК «Школа России» учебник Ш.Ч.Сат, Н.Ч.Дамба, Н.М.Ондар
Рабочая образовательная программа по тувинскому языку для 3 класса...
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства...
Обзор методических нотных и цифровых ресурсов помогающих в обучении детей младшего возраста на музыкальном отделении детской школы искусств
Преподаватель может использовать всю широту предшествовавшего педагогического опыта, опираясь на традиционные педагогические школы и, несомненно, прибегать к современным технологиям как компьютерным, ...