Методическая разработка занятия "Притча о фарисее и мытаре"
методическая разработка (4 класс)
Дети узнают, что есть фарисейство. Речь идет об умении видеть свое несовершенство, свои недостатки, о главной библейской заповеди "Возлюби Бога и ближнего".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети узнают о духовной природе фарисейства.. | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия 8
Тема: Притча о фарисее и мытаре
Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям
Задачи занятия:
Образовательные:
- учить школьников читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;
- формировать у учащихся представление о жизни, обычаях людей во времена Иисуса Христа;
- раскрыть учащимся содержание таких понятий как гордыня и фарисейство, смирение и покаяние, молитва, любовь Агапе;
- Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
- развивать желание учиться, познавать окружающий мир;
- ознакомить детей с русской поэзией, посвященной притче;
- ознакомить учеников с репродукциями картин русских и зарубежных художников, использовавших тему притчи о фарисее и мытаре в своем творчестве;
- предложить ученикам прослушивание духовного песнопения детско – юношеского хора Иоанна Дамаскина «постоянная молитва»
Воспитательные:
воспитывать у младших школьников бережное отношение к ближнему, умение мирно разрешать конфликты
Оснащение (оборудование) занятия
- Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
- Презентация репродукций картин на тему урока - Юлиуса фон Карольсфельда, Юрия Богоявленского;
- Раскраски с репродукцией Доре «Фарисей и мытарь»
- Рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
- Музыкальная кассета с песнопениями детско – юношеского хора преподобного Иоанна Дамаскина собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт - Петербурга;
Тип занятия: открытие нового знания
Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся)
Притча о фарисее и мытаре
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости
Титу 3:5
Учитель: Библия содержит истории, непревзойденные по важности для человечества. Проходят столетия, а они не утрачивают своей значимости, по-прежнему воспитывают нас духовно, учат различать добро и зло. Почитаемый Православной Церковью Св. Серафим Саровский говорит: «…Только тогда, когда человек снабдит душу свою словом Божьим, он исполнится разумением того, что есть добро, а что – зло (слайд 1).
Продолжим наше путешествие по Библии.
Сегодня мы находимся в Новом Завете, о котором английский писатель Чарльз Диккенс сказал: «Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». Сейчас нас интересует Евангелие от Луки, глава 18. Мы начинаем изучать притчу Иисуса Христа о фарисее и мытаре.
Как мы уже знаем, притча - это рассказ, сюжет для которого Спаситель брал из обычной жизни. Посредством притч Иисус Христос вводил людей в мир невидимый, мир духовный, мир взаимоотношений между Богом и человеком.
В Православных храмах притча о фарисее и мытаре читается раз в году, и целую неделю упоминается в церковных песнопениях. Она раскрывает понятия смирения и гордыни, предостерегает нас от фарисейства, отвечает на вопрос, как правильно приближаться к Богу.
Начнем наше занятие. Запишите в тетрадях тему урока (слайд 2) и библейский стих, отражающий основную мысль занятия (слайд 3).
Артем, прочти нам этот стих.
Ученик: «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Мф.23:12).
Учитель: находим Евангелие от Луки, глава 18, стихи 9 -14.
Ученики читают текст «по цепочке» с паузой для комментирования библейских стихов:
«сказал также к некоторым, которые были уверены о себе, что праведны, и уничижали других, следующую притчу».
Учитель: обратите внимание. Иисус Христос адресует свою притчу тем, кто, считая себя праведным, не задумываясь, может оттолкнуть, унизить, оскорбить своего ближнего. Продолжим чтение Библии.
Ученик: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь».
Учитель: я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Юлиуса фон Карольсфельда (слайд 4), посвященную притче о фарисее и мытаре.
Словарная работа (толкование лексического значения непонятных для учащихся слов)
Учитель: что такое фарисейство? Это - отрицательное духовное состояние человека, оно проявляется в совершении неискренних, лицемерных поступков. Фарисей – гордый, надменный, человек. Критикует других людей, чтобы самому выглядеть лучше. Молится, раздает милостыню, жертвует на храм напоказ - так, чтобы все это видели и восхищались его набожностью. Набожность у него притворная, показная.
Написано: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).
Фарисей же считает себя безгрешным. Идет по жизни гордо подняв голову, и с этим грузом гордыни - он приходит и в храм
О таких людях Иисус Христос сказал: «Горе вам … фарисеи, вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:28).
Мытарь – безжалостный сборщик податей (налогов), обманщик. Мытари завышали налоги, собиравшиеся с простого народа, и за счет этого имели неправедные доходы. Поэтому люди к ним относились с глубоким презрением, неуважением. В храме он – редкий гость
Продолжим чтение притчи.
Ученик: «Фарисей став молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Учитель: вот такова молитва фарисея. Не кажется ли она вам странной?
Ученики: реплики с мест: «Не похоже на молитву». «Ужасно». «Фарисей хвастается, все «я» да «я». «Он не просит прощения за свои недостатки». «Не понятно – благодарит Бога или восхищается собой»
Ученица: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешному!»
Ученики: «это - молитва». «Мытарю страшно, он боится наказания. Много наворовал, многих обидел. Просит Бога не наказывать его».
Ученик: «Сказываю вам, что этот пошел в свой дом более оправданным, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится».
Учитель: Аня, прочти нам стихотворение, посвященное этой притче
Ученица:
В Господень храм вошел молиться
Однажды гордый фарисей,
И, возведя на небо взоры,
Хвалился святостью своей.
Благодарю Тебя, о Боже,
Так он в молитве говорил,
За то, что праведно и свято
Я жизнь доныне проводил
Я не таков, как эти люди,
Что утопают во грехах,
Чьи дни в неправде протекают
И в беззаконных злых делах.
Вот мытарь там стоит у двери,
Я на него не похожу:
Пощусь два раза я в неделю,
В храм десятину приношу!
Мытарь стоял главой поникнув
И в грудь с тоскою ударял:
«Помилуй, грешника, о Боже» -
Так он смиренно повторял.
И был он Господом оправдан
И за смиренье вознесен…
Господь смиренных возвышает,
А гордых всех смиряет Он…
Учитель: автор стихотворения Евгений – Людвиг Карлович Миллер, один из наиболее талантливых генералов русской императорской армии. Истинный, пламенный христианин. За свои убеждения был расстрелян большевиками в 1939 году. Христос говорит: « Я есть путь, истина и жизнь». Лидер партии большевиков Ленин заявил: «Мы пойдем другим путем. Это был кровавый путь воинствующего безбожия. Разрушались храмы, сбрасывались кресты с церквей, отправлялись за решетку и расстреливались священнослужители и члены их семей, преследовались христиане. Такой трагедии не переживала ни одна страна в мире. Погибли тысячи людей.
Но вернемся к притче о фарисее и мытаре.
Учитель: св. Николай Сербский свое толкование притчи о фарисее и мытаре начал с такой истории: «Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое дерево снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое. Если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, недолго думая, он выбрал второе дерево».
Давайте разделимся сейчас на две группы. После обмена мнениями в группах дайте ответ на три вопроса:
1. Как вы думаете, какое дерево из двух символизирует мытаря, а какое - фарисея?
2. Какую главную заповедь дал нам, людям, Бог? Исполнил ли фарисей Божью заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» по отношению к мытарю?
3.Что общего между фарисеем и мытарем? В чем различие между ними?
Ответы учеников
- «Дерево с гнилой древесиной внутри – фарисей; со здоровой сердцевиной - мытарь
- Главная Божия заповедь - «Возлюби Бога и ближнего». Фарисей не любит мытаря. Осуждает его.
- «Фарисей всех судит, сам себя хвалит. Мытарь – вор. Оба поступают плохо».
«Фарисей считает себя хорошим человеком, а мытарь – грешником, в этом различие между ними».
Комментарий учителя к ответам учащихся
Учитель: да, и фарисей, и мытарь – грешники. Апостол Павел говорит: «Все согрешили … Нет праведного ни одного» (Рим.3:23,10). Разница между фарисеем и мытарем очевидна. Они принесли Богу разные плоды своей духовной жизни: один – гордыню и осуждение, другой – смирение и покаяние.
Один пришел к Богу для того, чтобы сказать, что он хорош, что он все исполняет, как надо, и потому заслужил награду от Бога.
Фарисей, вместо того, чтобы сравнивать свою жизнь и сердце в свете Божьих требований, сравнивает себя с вором. И это возвеличивает его в собственных глазах. Он всерьез думает, что достиг духовного совершенства.
Ученик: читает текст к репродукции художника Ю. Богоявленского «Фарисей и мытарь» (слайд 5)
"Чем ниже человек душой,
тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда,
куда душою не дорос".
Омар Хайям.
Учитель: в сердце фарисея нет любви Агапе к мытарю. Изучая притчу о блудном сыне, мы узнали, что «Агапе» - это способность любить тех, кто нам не нравится, и кому мы не нравимся. Это - глубокое нравственное чувство, возникающее не спонтанно, как порыв, а сознательно, на основании моральных принципов, чувства долга. Любовь Агапе – это непоколебимая доброжелательность, безусловная любовь, которая любит независимо от того, совершенен объект любви или нет. В христианстве – это любовь Бога к человеку. Именно любовь Агапе побудила Иисуса Христа сойти на землю в образе Человека ради нашего искупления.
Учитель: Максим, прочти нам библейский стих на слайде 6.
Ученик: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:7-8).
Учитель: вы правильно отметили, что в сердце фарисея нет любви к мытарю. Значит, и любви к Богу у него тоже нет.
О таких людях Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их отстоит далеко от Меня» (Мф. 15:8).
Эти слова актуальны и сейчас для людей, соблюдающих лишь «наружность» христианских добродетелей.
Ученик: читает текст слайда 7 .
Прикинулась гордыня высотой души…
Поверить в это, друг мой, не спеши!
Гордыня — величайший из пороков.
Не высота, убожество души…
Учитель: синоним слова «убожество» - «нищета». Фарисей – духовно нищий человек. У него в сердце нет ни любви, ни смирения, ни покаяния. Фарисей далек и от ближнего, и от Бога. Он не совершил того великого перехода к Всевышнему, который совершил мытарь.
Мытарь пришел в храм, чтобы молить Бога о прощении. Он осознал весь ужас своей жизни – воровство, бессердечие. Из груди его вырывались лишь вздохи и всхлипывания. Он не смел даже поднять глаза на небо, потому что остро ощущал свою греховность перед Святым Богом. Возможно, он не поклонялся Ему до прихода в храм. Но сейчас это - молитва убитого горем и презирающего себя человека. Мытарь отдал свою изломанную судьбу в руки Всевышнего: «Господи, будь милостив ко мне грешному». Это - великая молитва, путь приближения к Богу. Именно ей посвятил свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов (слайд 8).
Ученица:
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть,
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко
И верится, и плачется,
И так легко, легко …
М. Лермонтов
Она составляет единое целое с молитвой царя Давида: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс.50:12) …
Молитва покаяния мытаря показывает нам, что приблизиться к Богу можно только через осознание своего несовершенства.
Максим, прочти нам молитву святого Франциска Ассизского, сердце которого полно любви и смирения (слайд 9).
Ученик:
«Господи, удостой меня быть орудием мира Твоего,
Чтобы я любил, где ненавидят,
Прощал, где обижают,
Мирил, где враждуют,
Давал веру, где сомневаются
Господи, удостой меня
Любить, а не ждать любви
Ибо, кто дает, тот получает
АМИНЬ
Учитель: а как вы думаете, в нашем классе есть фарисеи»? (слайд 10)
Ученики: дружное, громогласное «Нет»!
Учитель: на прошлом занятии у меня возникло ощущение, что дух фарисейства проник в наш класс. Команды, на которые разделился класс для проведения занятия, не пожелали принять в свой коллектив Степу. А одна из моих любимых учениц – Ира – громогласно заявила ему: «Ты нас не достоин». Ни один из учеников не возразил ей. Все промолчали. Я видела выражение лица Степы - он был расстроен, сидел, опустив голову.
Артем, я всегда восхищаюсь тобой – ты реставрировал столько наших Библий, перед занятием прибегаешь ко мне с вопросом: «Чем помочь?» Ты несешь в класс тяжелые Библии, пособия. Меня радует твоя активность на уроках. Ты сидишь со Степой за одной партой. И вдруг эта фраза: «Он мне не друг».
Представьте, с каким настроением Степа каждый день идет в класс, где к нему относятся подобным образом (слайд 11). Представьте, с каким чувством разочарования и обиды он будет вспоминать вас, когда станет взрослым человеком (в классе тишина, все молчат).
Артем: «Степа, прости меня». Тася: «Степа, если хочешь, можешь сидеть со мной за партой».
Артем, прочти нам текст заключительного слайда (слайд 12).
Ученик: «Не тот мудр, кто всех судит, а тот мудр, кто всех любит» (Монах Симеон Афонский).
Дети получают раскраски – репродукцию гравюры Доре «фарисей и мытарь» (слайд 13).
Ученики рисуют. Звучит детский хор Иоанна Дамаскина (песнопение «постоянная молитва»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Презентация к методической разработке занятия "Притча о фарисее и мытаре"
Презентация иллюстрирует содержание методической разработки "Притча о фарисее и мытаре"...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...