Внеклассное мероприятие в 1 классе «Семейные чтения. В. А. Осеева, рассказ «Почему?»».
методическая разработка (1 класс)
Основной мыслью авторов разработки является показать родителям формы и приёмы работы с художественным произведением дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_chteniya._v.a.oseeva_rasskaz_pochemu.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №511
Пушкинского района города Санкт-Петербурга
Внеклассное мероприятие в 1 классе
«Семейные чтения. В. А. Осеева, рассказ «Почему?»».
Авторы-составители:
классные руководители
1- х классов
Литовченко Марина Владимировна,
Кудрявцева Лариса Геннадьевна
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка.
- Актуальность выбранной темы.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. В этом плане богатым источником для воспитания культуры толерантности являются уроки литературного чтения, а именно, семейные чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Через эти уроки пробуждается интерес к общечеловеческим ценностям, развиваются нравственные качества и эмоциональная сфера личности ребёнка. Дети учатся высказывать свою точку зрения, свои мысли и переживания. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка - школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Именно в начальной школе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое.
Примером такого взаимодействия стали уроки семейного чтения.
- Идея
Основной мыслью авторов является показать родителям формы и приёмы работы с художественным произведением дома.
- Цель и задачи
Цель:
Приобщить детей и родителей к семейному чтению.
Задачи:
- Учить анализировать поступки героев и оценивать свои, отличать хорошее от плохого.
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки, любовь к чтению.
- Особенности реализации воспитательного мероприятия
ГБОУ СОШ №511, 45 минут, учащиеся класса и их родители.
- Подготовка мероприятия
К мероприятию были напечатаны тексты рассказа В.А.Осеевой «Почему?» для каждого участника, родители приглашены заранее, подготовлены атрибуты (стол, настольная лампа, книги), музыкальное сопровождение: песни «Родительский дом», «Пропала собака», «Песенка друзей».
- Необходимое материально-техническое оснащение
- музыкальный центр.
- Особенности художественного, музыкального оформления, реквизиты, костюмы и т.п.
- портрет В.А.Осеевой, её книги;
- текст рассказа для каждого участника;
- реквизиты: стол, скатерть, настольная лампа;
- сердечки – пазлы;
- репродукция картины И.Левитана «Дождь. Буря».
- цветные карандаши.
Сценарий мероприятия.
- Организационный этап.
(Коллектив заранее разделён на 6 групп, в состав каждой группы входят учащиеся, родители, бабушки, дедушки. Для проведения урока потребуются: запись песни «Родительский дом», текст рассказа В. Осеевой «Почему» (каждому участнику урока))
Придумано кем-то
Просто и мудро-
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро, и солнцу, и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
-Здравствуйте, ребята, мамы, папы! Мы рады вас приветствовать на нашем совместном мероприятии. И мы начнём наше мероприятие с песни. Вслушайтесь в слова этой песни и попробуйте спеть припев все вместе.
(Звучит песня «Родительский дом»)
-Как вы понимаете слова припева? О чём думал автор, когда писал эти стихи?
-А как вы думаете , детство ваших пап , мам, бабушек и дедушек похоже на ваше?
-А давайте спросим у взрослых. Ведь неслучайно мы сегодня пригласили пап и мам.
(Воспоминания родителей)
- Каждая историческая эпоха имеет свои обычаи, правила жизни, но есть вещи, которые сохраняются в жизни семьи на несколько поколений. Это традиции.
-Как вы думаете, что такое традиции?
(Ответы детей.)
- Посмотрим толкование слова « традиция» (Словарь: множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение)
-А какие традиции есть в ваших семьях?
Ну а сейчас гасим свет, включаем лампу.
-Представьте, вечер дома. Все дела сделаны, дети выполнили домашнее задание. Чем же семья занималась по вечерам? (Не было компьютеров, не было мобильных телефонов)
(Предположения детей)
-Может нам подскажут взрослые?
(Воспоминания бабушек и дедушек)
- Действительно любимым занятием было чтение. Читали вместе, вслух, всей семьёй одну книгу и обсуждали прочитанное!
- Мы с вами читали много рассказов. Посмотрите на доску:
«Три товарища»
«Синие листья»
«Волшебное слово»
«Сыновья»
«Просто старушка»
-Что это за записи? (Названия рассказов)
Что объединяет все эти рассказы? (У них один автор, Валентина Александровна Осеева)
- А знаете ли вы, что Осеева Валентина Александровна родилась 28 апреля 1902 года.
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, онако стала воспитателем. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения учат вежливости, честности, уважению к людям.
- Сообщение темы и цели мероприятия.
-И сегодня я предлагаю вам продолжить традицию семейного чтения и познакомиться с рассказом В.А.Осеевой, который называется «Почему?»
- Интересное название. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? (автор нам объяснит какую-то причину, мы должны дать какой-то ответ на этот вопрос).
- Перед чтением рассказа я хотела бы поговорить с вами…. Я предлагаю вам послушать песню.
(Звучит песня «Пропала собака»)
- О чём эта песня? (Пропала собака)
-От чьего лица идёт в песне речь? (Маленького человека)
- Что у него случилось? (Горе)
- В каком состоянии находится ребёнок? (Плачет)
-Почему? Кем являлась собака для него? (Другом)
-А разве бывает такая дружба?
- А ведь действительно, дружба бывает не только между людьми. Дружба может быть и между человеком и животным.
- А что для вас означает это понятие «дружба»? Может быть нам взрослые подскажут?
(дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, слова Ожегова) Дружба не имеет возрастных ограничений, это понятие всегда актуально и важно.
- Физминутка.
- Основная часть.
- Чтение рассказа с комментированием.
(Чтение начинает учитель, продолжают родители, дети)
- Какие чувства испытывали при чтении рассказа. Не было ощущения, что хочется плакать. Почему? (Предательство друга)
- Творческое применение добывания знаний.
На доске слово «Природа» и репродукция картины И.Левитана «Дождь. Буря».
- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.
- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).
- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?
- Какие цвета будем использовать? (Тёмные)
(Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.)
-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика? (Душу)
-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.
- Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)
- Обратимся теперь к карандашам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?
-А сейчас какие цвета будем использовать? (Светлые и яркие)
(Дети рисуют)
-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)
-Почему иллюстрации получились разными?
Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
- Обсуждение названия рассказа.
- Давайте подумаем, почему рассказ называется «Почему?» Сколько раз этот вопрос прозвучал в тексте? Какие ответы мы дали на эти вопросы? (Мальчику – испугался, собаке- она не поняла предательства, маме - правда сразу)
- Что бы мы могли посоветовать, пожелать главному герою?
- А родители что бы пожелали нашему герою?
- Рефлексия.
Дети с родителями собирают «частички сердца» (пазлы).
- Вы рады за героя, что он нашёл в себе силы сознаться?
-Ну а теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Давайте пожелаем друг другу, чтобы у нас у всех было большое, отзывчивое сердце.
- Итог мероприятия.
-И мы заканчиваем наше мероприятие песней о дружбе.
(«Друг в беде не бросит»)
Список использованной литературы
- В.А.Осеева, рассказ «Почему?»
- Интернет ресурсы (поиск музыкального сопровождения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие - КВН по литературному чтению . 2 класс.
КВН по произведениям Н.Носова....
Внеклассное мероприятие по предмету литературное чтение "Брейн-ринг "Наши любимые сказки", 2 класс
Разработка сценария мероприятия, проводимого с целью формирования сознательного отношения к учению и развития познавательной активности....
Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"
Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе....
Внеурочное мероприятие 2 класс"Семейный бюджет"
Внеурочное мероприятие "Семейный бюджет" пмогает детям познакомиться с понятиями экономика, бюджет, расходы....
Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе "Рассказы В.А. Осеевой"
Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе"Рассказы В.А. Осеевой"...
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....
внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "Путешествие по рассказам М.М. Пришвина"
Конспект разработан на основе конспекта: Медведевой С.Л. (Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель начальных классов 1 категории); Глазыриной...