внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "Путешествие по рассказам М.М. Пришвина"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Конспект разработан на основе конспекта: Медведевой С.Л. (Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель начальных классов 1 категории); Глазыриной Н.Л. (Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы).
Цель: знакомство и изучение творчества М.М. Пришвина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_puteshestvie_po_rasskazam_prishvina.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект разработан на основе конспекта:
Медведевой С.Л. (Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель начальных классов 1 категории); Глазыриной Н.Л. (Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы)
Внеклассное мероприятие: «Путешествие по творчеству М.М. Пришвина»
Цель: знакомство и изучение творчества М.М. Пришвина
Задачи:
- Познакомиться с творчеством М.М. Пришвина и его произведениями: «О чём шепчутся раки», «Изобретатель», «Выскочка», «Ёж», «Моя Родина», «Филин», «Ребята и утята»;
- Прививать любовь к чтению, слушанию произведений писателя;
- Воспитывать нежное чувство к своей Родине, природе родного края;
- Расширять словарный запас: писатель-натуралист, очерк;
- Развивать коммуникативные и творческие навыки обучающихся;
- Способствовать развитию исследовательских навыков
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку; портрет М.М. Пришвина; распечатки ребусов, шифровки, пословицы, иллюстрации из книг; задания на нахождение соответствия в описании птиц в рассказе «Филин»; грамоты «Участники мероприятия «Путешествие по творчеству М.М. Пришвина»».
Предварительная подготовка:
- Дети знакомятся с произведениями: «Моя Родина», «Филин»;
- Организация книжной выставки из фонда школьной библиотеки и домашней библиотеки обучающихся;
- Исследовательская деятельность. Найти ответ на вопрос: «Зачем ежу яблоки на спине, если он не делает запасов на зиму?»;
- Один ученик учит стихотворение Михаила Цукана «Старик»;
- Подбор диафильма по произведению М.М. Пришвина «Ребята и утята».
Ход мероприятия:
Задание 1 Разгадывание темы мероприятия.
- Ребята, сегодня утром я получила вот такое письмо (слайд 1), а там шифровка (слайд 2). Я сама никак не могу её разгадать. Подчеркните ТОЛЬКО русские буквы, и вы прочитаете имя, отчество и фамилию писателя о котором мы будем разговаривать. Помогите мне расшифровать это письмо (слайд 3).
Ответы детей
- Правильно (слайд 4), это Михаил Михайлович Пришвин. Сегодня мы с вами «Путешествуем по творчеству М.М. Пришвина».
Задание 2 Определение портрета М.М. Пришвина (слайд 5)
- Это детские писатели. А где здесь Пришвин? Назовите, под какой буквой его портрет.
(А – Берестов Валентин Дмитриевич, Б – Бианки Виталий Валентинович, В – Житков Борис Степанович, Г – Пришвин Михаил Михайлович, Д – Чарушин Евгений Иванович)
- Правильно, под буквой Г (слайд 6).
- Эта тема не случайна. 4 февраля 2023 года отмечали 150-летие со дня рождения М.М. Пришвина.
Задание 3 Стихотворение о М.М. Пришвине
- Послушайте, как поэты отзываются о М.М. Пришвине (слайд 7). Стихотворение Михаила Цуканова «Старик» прочитает
М. Цуранов «Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперёд
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растёт
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек.
Зимой вдали, за снежной мглой
Бывало, слышал он,
Как колокольчик луговой
Роняет синий звон.
Порой в бору, что мхом оброс
Присядет на пенек,
И верный спутник его – лес
Ложится возле ног.
Родных земель щедра краса
И светлый облик мил
Любите дом вы и леса
Как Пришвин их любил.
- Ребята, вы прослушали стихотворение. О чём писал Михаил Пришвин? (о природе).
- А как называют писателей, которые пишут о природе? (писатели-натуралисты) (слайд 8)
- Кто из вас знает, как называли Пришвина его читатели и почему? (называли волшебником, потому что он понимал язык растений и животных) (слайд 9).
- О ком ещё очень часто писал Михаил Пришвин в своих произведениях? (о животных) (слайд 10).
Задание 4 Отгадывание шифровки произведения о животных
- Отгадайте произведение Михаила Пришвина о животных. Разгадайте шифровку (слайд 11), подчеркните все русские буквы.
- Правильно (слайд 12), это рассказ «О чём шепчутся раки?»
Задание 5 Разгадывание ребуса
- Ещё одно произведение о животных. Разгадайте ребус (слайд 13), для этого соедините числа из левого столбика с буквами из правого столбика, и прочтёте название произведение Михаила Пришвина.
- Правильно (слайд 14). Это произведение «Изобретатель».
Задание 6 Отгадывание ребуса (слайд 15)
- Соедините числа из левого столбика с буквами из правого столбика, и прочтёте название произведения Михаила Пришвина.
- Правильно (слайд 16). Это рассказ «Выскочка».
Задание 7 Еще одно произведение Пришвина о животных (слайд 17)
- Разгадайте ребус.
- Правильно (слайд 18). Это рассказ «Ёж».
Задание 8 Исследовательский вопрос: «Для чего ежу на спине нужны яблоки, хотя он не делает запасов на зиму?» (слайд 19)
Ответы детей.
- Внимание, правильный ответ: запасов на зиму ёж не делает, так как он зимой спит. Яблоки же необходимы ему исключительно в гигиенических целях. Дело в том, что, путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки. Кислота, которая содержится в яблочном соке, уничтожает и блох, и клещей.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 20).
ЗАДАНИЕ 9 Беседа по содержанию
- Разгадайте ребус (слайд 21).
- Что за произведение написал Михаил Михайлович Пришвин?
- Правильно (слайд 22). Это рассказ «Моя Родина».
- Разгадайте шифровку (слайд 23).
- Посчитайте числа в порядке возрастания, выписывая слоги. И прочтёте предложение из рассказа М. Пришвина «Моя Родина».
- Ответ (слайд 24).
- Это отрывок из ОЧЕРКА Михаила Пришвина «Моя Родина».
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина!».
- Обычный ли это рассказ? Нет, это ОЧЕРК.
- Какое произведение называется очерком? (слайд 25)
- Очерк – это документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке.
- Ребята, скажите, что значит охранять природу? (значит охранять Родину).
- К кому обращается писатель в своём произведении? (к своим читателям – к детям).
- Что это за кладовая солнца и сокровища жизни? (это наша природа).
- Какова главная мысль очерка «Моя Родина»? (главная мысль произведения заключается в том, что надо любить свою родину и беречь природные богатства) (нажать 1 раз).
Задание 11 Собери пословицы.
- Когда вы знакомились с очерком «Моя Родина», мы изучали пословицы о Родине. Сейчас каждой группе я раздаю листы, на которых написаны пословицы, но они разделены на 2 части. Соедините пословицы из предложенных образцов.
В родном краю – | что соловей без песни. |
Родина – мать, | будет Родина крепка. |
Человек без Родины, | как в раю. |
Если дружба велика – | умей за нее постоять. |
- Прочитайте.
В родном краю – как в раю.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Если дружба велика – будет Родина крепка.
Задание 12 Отгадайте следующее произведение Михаила Пришвина (слайд 26).
- Разгадайте ребус.
-Правильно (слайд 27). Это рассказ «Филин».
- «Все вороны поднялись с дерева, вслед за воронами все галки, сойки, иволги, дрозды, вертишейки, трясогузки, щеглы, синички, гаечки, московочки, и все эти птицы помчались тёмной тучей . . . и все орали одно только:
- Брать, брать, брать!»
- Рассказ «Филин». Филин опасен для птиц в ночное время, а днём он беспомощный, поэтому птицы, собравшись вместе, проучили его.
- Главная мысль заключается в том, что за недобрые поступки рано или поздно наступает расплата.
Задание 13 Проверим, как вы знаете, как выглядят птицы? (слайд 28).
- Найди соответствие в описании птиц в рассказе «Филин», соедини стрелками.
- Проверяем. (слайд 29)
- Галки чёрные с белыми глазами; сойки бурые с голубыми крыльями, иволги ярко-жёлтые, почти золотые.
(слайд 30) Выставка книг.
- Ребята, посмотрите на выставку книг М.М. Пришвина. Её мы организовали при помощи нашей школьной библиотеки. Здесь находятся и те книги, которые вы ещё не читали. Если вы захотите узнать больше интересных увлекательных историй об окружающем нас мире, вы теперь знаете куда обратиться.
Задание 14 Просмотр диафильма.
- Предлагаю посмотреть диафильм по произведению М. Пришвина «Ребята и утята» (слайд 31, нажать на ))
- К чему призывают произведения Михаила Пришвина? (слайд 32) ( 1 раз).
Итог. (слайд 33)
- Ребята, сегодня вы активно работали в течение всего мероприятия, и я хочу вручить вам грамоты за активное участие в мероприятии «Путешествие по произведениям М.М. Пришвина».
- И в завершении путешествия по творчеству Пришвина, я хотела бы узнать:
- Понравилось вам мероприятие?
- С названиями каких произведений вы познакомились?
- Какие новые слова узнали? (писатель-натуралист, очерк).
- На какой исследовательский вопрос получили ответ? (для чего ежу нужны яблоки на спине).
- За ваш труд и работу все получают волшебную корзинку из леса, о котором писал М. Пришвин. (выдать корзинки с конфетами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки проведения мероприятий в рамках недели начальных классов
Методические разработки мероприятий Недели начальных классов: открытие недели, "Сказочный денёк", "Весёлая математика", "Осенний калейдоскоп", "Диск для интеллектуалов искусства"...
Экологическое мероприятие в рамках недели начальных классов.
2013 год объявлен президентом годом окружающей среды. Данное мероприятие связано с этим событием и способствует воспитанию экологической культуры младших школьников....
Мероприятие в рамках недели английского языка по теме"Food" в 3 классе
Презентация, конспект мероприятия и дополнительный материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Food" в 3 классе...
Планирование мероприятий в рамках "Неделя безопасности" в пришкольном летнем лагере
Дневник мероприятий, проведенных в летнем пришкольном лагерев рамках мероприятия «Неделя безопасности»...
Сценарий мероприятия в рамках Недели науки по окружающему миру "Жизнь в зеленом лесу" 2 класс
Сценарий мероприятия в рамках Недели науки по окружающему миру" 2 класс...
Мероприятие в рамках недели английского языка
Цели:Образовательные:1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по следующим темам:- алфавит английского языка;- звуки английских букв;- цвета;- глаголы;- животные.2. Закрепить и активизировать л...
Открытое внеклассное мероприятие в рамках предметной недели
Консект занятия...