Рабочая программа "Юные знатоки"
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные знатоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_znatoki_2_klass.docx | 43.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Костромского муниципального района
Костромской области
«Середняковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов _____________ /Крыкова В.А./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ /Колоколкина Е.А./ | «Утверждаю» Приказ №______ От «___»_________2020г. Директор: ______________________ /Некрасова Е.Е./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юные знатоки»
Направление «Общеинтеллектуальное»
для учащихся 2 класса
Составлено на основе программы
«Развитие познавательных способностей»
Автор: Л.В. Мищенкова
2020 – 2021 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма – «Знатоки» (автор Л.В. Мищенкова) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (ФГОС второго поколения), основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС) 2014г, с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой, Москва: РОСТ книга, 2020г.
Особенности организации учебного процесса
Курс «РПС» ориентирован на детей 7 - 8 лет, рассчитан на 34 занятия и предназначен для работы в любой системе начального образования. Занятия проводятся 1час в неделю по 40 минут во 2 классе
Класс разделён на две группы. Программа рассчитана на 34 занятия по 1 часу в неделю для каждой группы.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебные пособия для учащихся и учителя:
1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2020. – (Юным умникам и умницам. Курс для массовой школы).
2. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2020.
Основная цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
- В соответствии с целью определяются конкретные задачи:
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно- развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию..
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Название раздела и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Задания повышенной сложности | 5ч. | Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки. | Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. |
Раздел 2. Логически-поисковые задания | 5ч. | Предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. | |
Раздел 3. Тренировка внимания | 5ч | Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. | |
Раздел 4. Тренировка слуховой памяти | 5ч | Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. | |
Раздел 5. Тренировка зрительной памяти | 5ч | Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. | |
Раздел 6. Поиск закономерностей | 5ч | В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. | |
Раздел 7. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы | 4ч | В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов. | |
34ч |
Уроки каждого раздела перемежают друг друга.
3. Тематическое планирование.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
для каждой группы.
№п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1. | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
2. | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 5 | |
3. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
4. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
5. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
6. | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 | |
7. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 | |
Итого | 34 |
4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-доброжелательность, доверие и внимание к людям
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности
- проговаривать последовательность действий
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
- добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст
- совместно договаривать ся о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
- выделять существенные признаки предметов
- сравнивать между собой предметы, явления
- обобщать, делать выводы
- классифицировать явления, предметы
- определять последовательность событий
- давать определения тем или иным понятиям
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ 2 КЛАССА
Количество часов: всего 34 часа в год; в неделю 1 час,
для каждой группы
№ занятия | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация |
Снова в школу. Беседа-размышление на тему «Если б не было школ?» | Беседа-размышление на тему «Если б не было школ?» | |||
Как из рога изобилия | Игры | |||
Кое-что о школе | Игры. Загадалки - с - толку –сбивалки о школе. Криптограмма | |||
Овощи с грядки | Игры и задания на смекалку | |||
Курам на смех | Логические игры | |||
Сказочный листопад | Слушание сказок и её обсуждение | |||
Развиваем воображение и фантазию | Беседа - размышление | |||
Морские обитатели | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | |||
Бьём баклуши | Ролевые игры | |||
Зоологическое ассорти | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | |||
Клуб юных живописцев | Интеллектуальные игры | |||
Цветочная угадайка | Исследовательская работа | |||
Открываем долгий ящик | Интеллектуальные игры | |||
Звёздный дождь | Исследовательская работа КТД «Звёздное небо» | |||
Ёлочка с волшебными шишками | Информационно –развлекательный праздник «Как встречают Новый год люди всех земных широт».. Изготовление ёлочных украшений | |||
Учимся быть внимательными и заботливыми | Ролевые игры | |||
Засучив рукава | Игры и задания на смекалку | |||
Сундучок занимательных заданий | Интеллектуальные игры | |||
Симметрия | Логические игры | |||
Герои сказок в ребусах и загадках | Занимательные задания | |||
Учимся быть честными | Беседа-размышление о честности | |||
«Учитесь властвовать собой» | Ролевые игры | |||
Учимся управлять своими чувствами | КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела» | |||
Любопытные факты из жизни животных | Программа «Изучаем животных» Мини - проекты | |||
Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных | Программа «Изучаем животных» Мини - проекты | |||
Пятое колесо в телеге | Занимательные задания и игры | |||
Здравствуй, сказка! | Занимательные задания и игры по сказкам | |||
О водных судах | Мини - проекты | |||
Китайская грамота | Игры со словами | |||
По тропинкам математики | Математические игры | |||
Сказки А. С. Пушкина | Игры, викторины и задания на смекалку по сказкам А.С. Пушкина | |||
На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки | Разнообразие игр на основе загадок | |||
Самолётик Нескучалкин. На даче | Интеллектуальные и логические игры | |||
Согласись или поспорь со мной | Урок-соревнование в смекалке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб знатоков" 3-4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб знатоков" 3-4 классы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб знатоков" 1-2 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб знатоков" 1-2 классы....
Рабочая программа по факультативному курсу " Знатоки математики " 4класс
Рабочая программа по факультативному курсу " Знатоки математики " 4класс. Программа факультатива «Знатоки математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятель...
Рабочая программа по кружку для 1 класса "Знатоки языка"
Рабочая программа по кружку для 1 класса "Знатоки языка"...
Рабочая программа - Юный знаток
Рабочая программа по дополнительному образованию для учащихся 4 класса...
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» (внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» 1, 2, 3 класс (внеурочная деятельность) Калининградская область....