Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» (внеурочная деятельность)
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» 1, 2, 3 класс (внеурочная деятельность) Калининградская область.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, которую нужно прививать с младшего возраста.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению прошлого и настоящего родного края, его истории, природы, литературы, культуры.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю, богатому своей историей, своими людьми.
Цель системы краеведческого образования - создать условия для духовно -ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире, помочь ему правильно построить мир взаимоотношений: я - мой город - мой край -мое Отечество - Мир.
Цель программы: воспитать калининградцев - патриотов своего края, умеющих действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящих свою семью, школу, город, Россию.
Задачи программы:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- сохранение лучших традиций школы, района, города;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
• посещение исторических мест города;
- привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
Воспитательные задачи программы:
- Пробуждение интереса школьников к прошлому и настоящему России, Калининградской области, нашей «малой Родины».
- Воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, шефство над историческими памятниками своего района, помощь ветеранам Великой отечественной войны и труженикам тыла
- Привить школьникам ответственности за будущее Калининградской области, своей «малой Родины», научить уважать прошлое и настоящее нашего края.
- Формирование навыков поисково – исследовательской работы в краеведческих отделах областной научной и областной детской библиотеках, историко – краеведческом музее, использование компьютерных технологий не только для поиска готового материала, но и для создания нового знания – виртуального музея «Прошлое и настоящее земли Калининградской»
Формы проведения занятий:
- лекции,
- беседы,
- встречи с краеведами, интересными людьми,
- экскурсии,
- работа в библиотеке, музее,
- подготовка сообщений.
Основные направления краеведческой работы:
- Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях народов Калининградской области; знакомство с культурой края; изучение истории нашего края.
- Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром области;
- Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Программа рассчитана на 31 часа, по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Вводное занятие. Вводное занятие. Из Калининграда в Кенигсберг. (1 ч)
Цель: объяснить детям, что такое краеведение, зачем нужно изучать родной край.
2. Географическое положение Калининградской области (1 ч)
Цель: знакомство с картой области.
3. Начало древней истории края. Языческая Пруссия (1 ч)
Цель: дать представление о древних поселениях пруссов, их культуре.
4. Образование Кенигсберга. Замок. Кафедральный собор (3 ч)
1255 год - образование Кенигсберга. Строительство замка. Кафедральный собор - одна из главных достопримечательностей города.
Практическое занятие:
• просмотр д/фильма «Кенигсберг в веках»;
• экскурсия к Кафедральному собору;
• составит рассказ о своих впечатлениях, полученных в ходе экскурсий.
5. Мосты Кенигсберга (1 ч)
Семь знаменитых мостов Кенигсберга. Историческая загадка семи мостов.
6. Петр I и Кенигсберг (1 ч)
Посещение русским царем Кенигсберга. Великое Посольство. Рассказ о взаимоотношениях России и Восточной Пруссии.
7. Знаменитые люди Кенигсберга (2 ч)
Знаменитый ученый Кант. Рассказ о детстве Канта, его учебе в гимназии, взаимоотношениях с родителями. Писатель-романтик Э.Т. Гофман. Сказки Гофмана.
Практическое занятие:
• просмотр х/фильма «Щелкунчик»;
• знакомство с выставкой произведений Гофмана;
8. Полезные ископаемые (2 ч)
Янтарь и другие богатства нашей земли. Легенда о янтаре.
Практическое занятие:
• посещение музея янтаря;
• знакомство с книгой «Легенды и сказания Висланда»;
9. Животный мир (4 ч)
Животные нашей области и среда их обитания.
Практическое занятие:
• посещение зоопарка;
• игра-кроссворд «Животные нашей области»;
• знакомство с Красной книгой;
• ребенок готовит сообщение о своем любимом животном и иллюстрацию к нему.
10. Реки и озера нашей области. Балтийское море (3 ч)
Главные реки и озера области: Преголя, Неман, о. Выштынец. Образование Балтийского моря.
Практическое занятие:
• просмотр д/фильма о природе нашей области;
• работа с картой Калининградской области;
• игра-кроссворд «Водные пути нашей области».
11. Зеленые чудеса нашего края (2 ч)
Растения лесов, лугов. Редкие растения нашего края. Красная книга. Практическое занятие: - посещение ботанического сада;
- экологическая игра « Деревья и кустарники нашего края»;
- составление гербария:
- ребенок готовит сообщение о деревьях, окружающих его.
12. Исторические места штурма Кенигсберга. Памятники и обелиски героям ВОВ (5 ч)
Рассказ о Великой Отечественной войне. Мужество и героизм русских солдат. Штурм Кенигсберга.
Практическое занятие:
• посещение мемориала 1200 гвардейцам, рассказ о его создании;
• Рассказ о истории памятного знака воинам-танкистам;
• знакомство с книгами серии « Пионеры-герои»;
• подготовить рассказ о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.
13. Имена в названиях улиц (1 ч)
Герои Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы: А.И. Соммер, А.М. Иванников, К. К. Рокоссовский и др. Подготовить рассказ о названии улицы, на которой живешь.
14. Земляки – космонавты (2 ч)
Познакомить детей с личностями наших земляков — космонавтов: А. Леоновым. В. Панаевым, Ю. Романенко, А. Викторенко. Их вклад в дело изучения и освоения космоса.
Практическое занятие:
• познакомить с книгами о космосе;
• игра «Путешествие в космос»;
• иллюстрации «Наши земляки - космонавты»
15. Детские писатели г. Калининграда (2 ч)
Знакомство детей с творчеством Т. Тихоновой, И. Каюковой. Обзор книг. Практическое занятие:
• беседа у выставки «Калининградские писатели -детям»;
• составь рассказ: «Я и моя любимая книга»;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
««Знатоки родного края», 1 КЛАСС»
1 класс, базовый уровень. 20__-20__ учебный год.
УМК Перспектива, 24часа, 1 час в неделю.
Учитель Бугаева О.О.
№ | Дата | Темы программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Из Калининграда в Кенигсберг. | 1 | 1 | - | |
2 | Географическое положение Калининградской области. | 1 | - | 1 | |
3 | Начало древней истории края. Языческая Пруссия | 1 | 1 | - | |
Образование Кенигсберга. Замок. Кафедральный собор. (3 ч) | |||||
4 | Образование Кенигсберга. Замок. | 1 | 1 | - | |
5 | Образование Кенигсберга. Кафедральный собор. | 1 | 1 | - | |
6 | Образование Кенигсберга. Кафедральный собор. | 1 | - | 1 | |
7 | Мосты Кенигсберга. | 1 | 1 | - | |
8 | Петр I и Кенигсберг. | 1 | 1 | - | |
Знаменитые люди Кенигсберга. (2 ч) | |||||
9 | Знаменитые люди Кенигсберга. | 1 | 1 | 1 | |
10 | Знаменитые люди Кенигсберга. | 1 | - | 1 | |
Полезные ископаемые. (2 ч) | |||||
11 | Полезные ископаемые. | 1 | 1 | - | |
12 | Полезные ископаемые. | 1 | - | 1 | |
Животный мир Калининградской области (4 ч) | |||||
13 | Животный мир Калининградской области | 1 | 1 | - | |
14 | Животный мир Калининградской области | 1 | - | 1 | |
15 | Калининградский зоопарк. | 1 | 1 | - | |
16 | Калининградский зоопарк. | 1 | - | 1 | |
Реки и озера нашей области (3 ч) | |||||
17 | Реки нашей области. | 1 | 1 | - | |
18 | Озера нашей области. | 1 | 1 | - | |
19 | Реки и озера нашей области. | 1 | - | 1 | |
Зеленые чудеса нашего края (2 ч) | |||||
20 | Зеленые чудеса нашего края. | 1 | 1 | - | |
21 | Ботанический сад. | 1 | - | 1 | |
Исторические места штурма Кенигсберга (5 ч) | |||||
22 | Исторические места штурма Кенигсберга. | 1 | 1 | - | |
23 | Памятники и обелиски героям ВОВ. | 1 | 1 | - | |
24 | Мемориал 1200 гвардейцам. | 1 | - | 1 | |
25 | Знакомство с книгами серии «Пионеры – герои» | 1 | - | 1 | |
26 | Составление книги памяти. | 1 | - | 1 | |
27 | Имена в названиях улиц. | 1 | 1 | - | |
Земляки – космонавты (2 ч) | |||||
28 | Земляки - космонавты. | 1 | 1 | - | |
29 | Земляки - космонавты. | 1 | - | 1 | |
Детские писатели г. Калининграда о своем городе (2 ч) | |||||
30 | Детские писатели г. Калининграда о своем городе. | 1 | 1 | - | |
31 | Детские писатели г. Калининграда о своем городе. | 1 | - | 1 | |
И Г 0 Г О | 31 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям. 3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник. | 1. Владеть конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития области, города 2. Использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края; 3. Владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества; 4. Отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами; 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в работе в паре. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- культуру и быту древних пруссов;
- лучшие традиции школы, района, города ;
- некоторые памятные места, памятники истории и культуры родного края;
• некоторые музеи, библиотеки и театры города;
• основные города, водоемы, растения и животные края.
Учащиеся должны уметь:
• самостоятельно подбирать литературу по теме;
• работать в читальном зале библиотеки;
• готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;
• работать в семейных архивах;
• уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• сравнивать и обобщать факты;
• работать с атласом и контурной картой;
• бережно относиться к природе;
• испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия окружающего мира;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989.
2. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининград: «Янтарный сказ», 2006
3. Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970
4. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.
5. Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград: РГУ 2003
6. Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –
Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное издательство. 1985
7. П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989.
8. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области. Калининград: «Янтарный сказ», 2008
9. Фёдоров Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.
10. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.
11. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, которую нужно прививать с младшего возраста.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению прошлого и настоящего родного края, его истории, природы, литературы, культуры.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю, богатому своей историей, своими людьми.
Цель системы краеведческого образования - создать условия для духовно -ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире, помочь ему правильно построить мир взаимоотношений: я - мой город - мой край -мое Отечество - Мир.
Цель программы: воспитать калининградцев - патриотов своего края, умеющих действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящих свою семью, школу, город, Россию.
Задачи программы:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- сохранение лучших традиций школы, района, города;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
• посещение исторических мест города;
- привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
Воспитательные задачи программы:
- Пробуждение интереса школьников к прошлому и настоящему России, Калининградской области, нашей «малой Родины».
- Воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, шефство над историческими памятниками своего района, помощь ветеранам Великой отечественной войны и труженикам тыла
- Привить школьникам ответственности за будущее Калининградской области, своей «малой Родины», научить уважать прошлое и настоящее нашего края.
- Формирование навыков поисково – исследовательской работы в краеведческих отделах областной научной и областной детской библиотеках, историко – краеведческом музее, использование компьютерных технологий не только для поиска готового материала, но и для создания нового знания – виртуального музея «Прошлое и настоящее земли Калининградской»
Формы проведения занятий:
- лекции,
- беседы,
- встречи с краеведами, интересными людьми,
- экскурсии,
- работа в библиотеке, музее,
- подготовка сообщений.
Основные направления краеведческой работы:
- Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях народов Калининградской области; знакомство с культурой края; изучение истории нашего края.
- Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром области;
- Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Вводное занятие. Наш Калининград. (1 час)
2. Повторение изученного в 1 классе. Интеллектуальная игра «Знайки». (1 час)
3. Калининградский зоопарк. (1час)
4. Областной театр кукол. (1час)
5. Парки Калининграда (6 часов)
Центральный парк.
Парк «Юность».
Южный парк.
Ашманн парк.
Парк скульптур.
Ботанический сад.
6. Театры и кинотеатры Калининграда (7 часов)
Областная филармония.
Областной драматический театр.
Областной музыкальный театр.
Дом искусств.
Кафедральный собор.
Альтернативные театры Калининграда.
Кинотеатры Калининграда.
7. Музеи (8 часов)
Музей янтаря.
Королевские ворота.
Музей мирового океана.
Фридланские ворота.
Блиндаж.
Историко-художественный музей.
Музей истории Калининградской железной дороги.
Художественная галерея.
8. Спортивные комплексы (2 часа)
Стадионы.
Бассейны.
9. Памятники архитектуры (6 часов)
Ворота.
Форты.
Замки и кирхи.
Скульптуры.
10. Итоговое занятие. Викторина «Знатоки родного края». (1 час)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Знатоки родного края 2 класс» (34 ч)
Наименование разделов/ тем | Всего часов | Формы контроля | |||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие. Наш Калининград. | 1 | - | - | Викторины, интеллектуальные игры, сообщения. | |
Повторение изученного в 1 классе. Интеллектуальная игра «Знайки». | - | - | 1 | ||
Калининградский зоопарк. | 1 | 1 | - | ||
Областной театр кукол. | 1 | 1 | - | ||
Парки Калининграда. | 6 | 4 | 2 | ||
Театры и кинотеатры Калининграда | 7 | 5 | 2 | ||
Музеи | 8 | 6 | 2 | ||
Спортивные комплексы | 2 | 2 | - | ||
Памятники архитектуры | 6 | 4 | 2 | ||
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | ||
ИТОГО | 34 | 24 | 10 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Знатоки родного края, 2 КЛАСС»
2 класс, базовый уровень. 201_-201_ учебный год.
УМК Перспектива, 34 часов, 1 час в неделю.
Учитель Бугаева О.О.
№ | Дата | Темы программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Наш Калининград. | 1 | 1 | - | |
2 | Повторение изученного в 1 классе. Интеллектуальная игра «Знайки» | 1 | - | 1 | |
3 | Калининградский зоопарк. | 1 | 1 | - | |
4 | Областной театр кукол. | 1 | 1 | - | |
Парки Калининграда (6 часов) | |||||
5 | Центральный парк. | 1 | 1 | - | |
6 | Парк «Юность». | 1 | - | 1 | |
7 | Южный парк. | 1 | 1 | - | |
8 | Ашманн парк. | 1 | 1 | - | |
9 | Парк скульптур. | 1 | 1 | - | |
10 | Ботанический сад. | 1 | - | 1 | |
Театры и кинотеатры Калининграда (7 часов) | |||||
11 | Областная филармония. | 1 | 1 | 1 | |
12 | Областной драматический театр. | 1 | - | 1 | |
13 | Областной музыкальный театр. | 1 | 1 | - | |
14 | Дом искусств. | 1 | 1 | - | |
15 | Кафедральный собор. | 1 | 1 | - | |
16 | Альтернативные театры Калининграда. | 1 | 1 | - | |
17 | Кинотеатры Калининграда. | 1 | 1 | - | |
Музеи (8 часов) | |||||
18 | Музей янтаря. | 1 | 1 | - | |
19 | Королевские ворота. | 1 | - | 1 | |
20 | Музей мирового океана. | 1 | - | 1 | |
21 | Фридланские ворота. | 1 | 1 | - | |
22 | Блиндаж. | 1 | 1 | - | |
23 | Историко-художественный музей. | 1 | 1 | - | |
24 | Музей истории Калининградской железной дороги. | 1 | 1 | - | |
25 | Художественная галерея. | 1 | 1 | - | |
Спортивные комплексы (2 часа) | |||||
26 | Стадионы. | 1 | 1 | - | |
27 | Бассейны. | 1 | 1 | - | |
Памятники архитектуры (6 часов) | |||||
28-29 | Ворота. | 2 | 2 | - | |
30-31 | Форты. | 2 | 1 | 1 | |
32-33 | Замки и кирхи. | 2 | 2 | - | |
34 | Итоговое занятие. Интеллектуальная игра «Знатоки родного края» Скульптуры. | 1 | - | 1 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям. 3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник. | 1. Владеть конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития области, города 2. Использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края; 3. Владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества; 4. Отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами; 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в работе в паре. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- лучшие традиции школы, района, города ;
- некоторые памятные места, памятники истории и культуры родного края;
• некоторые музеи, библиотеки и театры города;
• основные улицы, водоемы, растения и животные города.
Учащиеся должны уметь:
• самостоятельно подбирать литературу по теме;
• работать в читальном зале библиотеки;
• готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;
• работать в семейных архивах;
• уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• сравнивать и обобщать факты;
• работать с атласом и контурной картой;
• бережно относиться к природе;
• испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия окружающего мира;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989.
2. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининград: «Янтарный сказ», 2006
3. Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970
4. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.
5. Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград: РГУ 2003
6. Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –
Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное издательство. 1985
7. П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989.
8. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области. Калининград: «Янтарный сказ», 2008
9. Фёдоров Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.
10. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.
11. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, которую нужно прививать с младшего возраста.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению прошлого и настоящего родного края, его истории, природы, литературы, культуры.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю, богатому своей историей, своими людьми.
Цель системы краеведческого образования - создать условия для духовно -ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире, помочь ему правильно построить мир взаимоотношений: я - мой город - мой край -мое Отечество - Мир.
Цель программы: воспитать калининградцев - патриотов своего края, умеющих действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящих свою семью, школу, город, Россию.
Задачи программы:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- сохранение лучших традиций школы, района, города;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
• посещение исторических мест города;
- привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
Воспитательные задачи программы:
- Пробуждение интереса школьников к прошлому и настоящему России, Калининградской области, нашей «малой Родины».
- Воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, шефство над историческими памятниками своего района, помощь ветеранам Великой отечественной войны и труженикам тыла
- Привить школьникам ответственности за будущее Калининградской области, своей «малой Родины», научить уважать прошлое и настоящее нашего края.
- Формирование навыков поисково – исследовательской работы в краеведческих отделах областной научной и областной детской библиотеках, историко – краеведческом музее, использование компьютерных технологий не только для поиска готового материала, но и для создания нового знания – виртуального музея «Прошлое и настоящее земли Калининградской»
Формы проведения занятий:
- лекции,
- беседы,
- встречи с краеведами, интересными людьми,
- экскурсии,
- работа в библиотеке, музее,
- подготовка сообщений.
Основные направления краеведческой работы:
- Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях народов Калининградской области; знакомство с культурой края; изучение истории нашего края.
- Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром области;
- Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Вводное занятие. Наш Калининград (1 ч.)
2. Повторение изученного в 2 классе (1 ч.) Интеллектуальная игра «Знайки».
3. Что изучает история (1ч.)
Происхождение и смысл понятия «история». Как люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует изучать историю. Памятники истории вокруг нас.
4. Лента времени (1ч.)
Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра" и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время.
5. Моя родословная (1ч.)
У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом.
6. Я и мое имя (1ч.)
Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии.
7. История на карте (2ч.)
Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты. Чтение карты, определение местоположения исторических действий.
8. Названия городов Калининградской области(16ч.)
В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают географические названия.
Географические имена- свидетели прошлого. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций. Названия городов Калининградской области.
9. История в архитектурных памятниках (3ч.)
История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства. Памятники и скульптуры. Архитекторы и скульпторы Калининградской области.
10. История вещей (2ч.)
Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах. Связь вещей с потребностями эпохи. Родословная кувшина, сундука, вилки. Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы. Музеи Калининграда.
11. Одежда в разные времена (1ч.)
Роль одежды в жизни человека. История одежды. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы истории одежды. Народная традиционная одежда.
12. История в символах и знаках (2ч.)
Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. Рубль копейка- происхождение слов. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарский герб.
13. История письменности (2ч.)
Как люди писали в древности. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги. Калининградские писатели.
14. Итоговое занятие (1ч.) Викторина «Знатоки родного края».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов/ тем | Всего часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие. Наш Калининград | 1 | - | - | Викторины, интеллектуальные игры, сообщения. |
Повторение изученного в 2 классе. Интеллектуальная игра «Знайки». | 1 | - | 1 | |
Что изучает история | 1 | 1 | - | |
Лента времени | 1 | - | 1 | |
Моя родословная | 1 | - | 1 | |
Я и мое имя | 1 | - | 1 | |
История на карте | 2 | 1 | 1 | |
Названия городов Калининградской области | 16 | 16 | ||
История в архитектурных памятниках | 3 | 2 | 1 | |
История вещей | 2 | 1 | 1 | |
Одежда в разные времена | 1 | 1 | - | |
История в символах и знаках | 2 | 1 | 1 | |
История письменности | 2 | 2 | - | |
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
ИТОГО | 34 | 18 | 16 |
«Знатоки родного края 3 класс» (34 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Знатоки родного края, 3 КЛАСС»
3 класс, базовый уровень. 201_-201_учебный год.
УМК Перспектива, 34 часа, 1 час в неделю.
Учитель Бугаева О.О.
№ | Тема/Тема урока | К-во часов | Дата | Стандарт/содержание | Оснащение/ Форма проведения | |
1 | Вводное занятие. Наш Калининград. | 1ч | Беседа «Город, в котором я живу» | Беседа с показом презентации. Организация выставки фотографий. | ||
2 | Повторение изученного в 2 классе. Интеллектуальная игра «Знайки» | 1ч | Интеллектуальная игра «Знайки» | Викторина | ||
3 | Что изучает история | 1ч | Дать понятие об истории, как науке о прошлом. История, археология, исторические источники | Рассказ. Работа в группах. | ||
4 | Лента времени | 1ч | Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра" и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Практическая работа: «Моя лента времени» | ||
5 | Моя родословная | 1ч | У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Практическая работа: «Генеалогическое древо моей семьи» | ||
6 | Я и мое имя | 1ч | Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Кроссворд «ИМЕНА» | ||
7-8 | История на карте | 2ч | Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты. Чтение карты, определение местоположения исторических действий. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Практическая работа: работа с картой области | ||
Названия городов Калининградской области(16ч.) | ||||||
9 | Калининград | В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают географические названия. Географические имена - свидетели прошлого. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций. Названия городов Калининградской области. Знакомство с историческим прошлым городов области. Достопримечательности городов Калининградской области. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Практическая работа: работа с картой области | |||
10 | Советск | |||||
11 | Черняховск | |||||
12 | Гусев | |||||
13 | Полесск | |||||
14 | Нестеров | |||||
15 | Неман | |||||
16 | Краснознаменск | |||||
17 | Багратионовск | |||||
18 | Правдинск | |||||
19 | Озёрск | |||||
20 | Зеленоградск | |||||
21 | Балтийск | |||||
22 | Зеленоградск | |||||
23 | Светлогорск | |||||
24 | Пионерский | |||||
25,26,27 | История в архитектурных памятниках | 3ч | История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства. Памятники и скульптуры. Архитекторы и скульпторы Калининградской области. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Исследовательская работа: «Дом, в котором я живу» | ||
28, 29 | История вещей | 2ч | Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах. Связь вещей с потребностями эпохи. Родословная кувшина, сундука, вилки. Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы. Музеи Калининграда. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Исследовательская работа: «История семейной реликвии». Доклады учащихся. | ||
29 | Одежда в разные времена | 1ч | Роль одежды в жизни человека. История одежды. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы истории одежды. Народная традиционная одежда. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Практическая работа: конкурс рисунков | ||
30,31 | История в символах и знаках | 2ч | Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. Рубль копейка- происхождение слов. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарский герб. | Рассказ. Беседа с показом презентации. Практическая работа: «Герб моей семьи! | ||
32,33 | История письменности | 2ч | Как люди писали в древности. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги. Калининградские писатели. | Беседа с показом презентации. Выставка книг. Практическая работа: письмо другу. | ||
34 | Итоговое занятие. Интеллектуальная игра «Знатоки родного края» | 1ч | Интеллектуальная игра «Знайки» | Викторина |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям. 3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник. | 1. Владеть конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития области, города 2. Использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края; 3. Владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества; 4. Отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами; 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в работе в паре. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- лучшие традиции школы, района, города ;
- некоторые памятные места, памятники истории и культуры родного края;
- некоторые города Калининградской области;
• некоторые музеи, библиотеки и театры города;
• основные улицы, водоемы, растения и животные города.
Учащиеся должны уметь:
• самостоятельно подбирать литературу по теме;
• работать в читальном зале библиотеки;
• готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;
• работать в семейных архивах;
• уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• сравнивать и обобщать факты;
• работать с картой Калининградской области;
• бережно относиться к природе;
• испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия окружающего мира;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989.
2. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининград: «Янтарный сказ», 2006
3. Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970
4. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.
5. Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград: РГУ 2003
6. Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –
Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное издательство. 1985
7. П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989.
8. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области. Калининград: «Янтарный сказ», 2008
9. Фёдоров Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.
10. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.
11. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Развивайка" 1-4 классы (внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу "Развивайка" для 1-4 классов с полной пояснительной запиской , УУД и календарно- тематическим планированием....
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу"Краеведение"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего кур...
Рабочая программа по курсу " Развитие речи" 1 класс (внеурочная деятельность)
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися ...
рабочая программа по курсу Изучаем природу родного края 1-4 класс
разработка программы по курсу внеурочной деятельности " Изучаем природу родного края! 1-4 класс...
Рабочая программа по курсу "Юные знатоки ПДД"
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по курсу "Юные знатоки ПДД"...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.1)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.3)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...