Рабочая программа по факультативному курсу " Знатоки математики " 4класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по факультативному курсу " Знатоки математики " 4класс. Программа факультатива «Знатоки математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
«Рассмотрено на ШМО» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № Заместитель директора Директор МБОУ
от « »______2015г. поУВР______Костенкова Е.В. Стодолищенская СШ
Руководитель ШМО _________ 2015г. ________(Данченкова С.В.)
_______Юрченкова В. А. Приказ № __________2015г.
от ________2015г.
Рабочая программа
по факультативу
«Знатоки математики»
для 4 класса
Составитель
Лубова Г.А.
учитель 1 категории
2015-2016 учебный год
Программа факультатива «Знатоки математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий факультатива представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний
по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы факультатива желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
Обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС). Цель и задачи программы:
Цель: -развивать математический образ мышления
Задачи:-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Знатоки математики» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Содержание программы
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» |
2 | Как люди научились считать. |
3 | Интересные приемы устного счёта. |
4-7 | Игры со спичками (задачи на перекладывание спичек) |
8-9 | Решение занимательных задач в стихах. |
10 | Учимся составлять ребусы |
11 | Решение ребусов и логических задач |
12 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
13-14 | Загадки- смекалки. |
15 | Практикум «Подумай и реши». |
16-20 | Танграм. |
21 | Решение олимпиадных задач. |
22 | Решение задач международной игры «Кенгуру» |
23-25 | задачи на переливания |
26 | Наглядная алгебра. |
27-29 | .Решение логических задач. |
30 | Знакомьтесь: Архимед! |
31 | .Знакомьтесь: Пифагор! |
32 | .Математический КВН |
33 | Защита проектов по математике |
34 | Круглый стол «Подведем итоги» |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Срок проведения | Основные виды деятельности обучающихся | Материально-техническое обеспечение урока | |
Планир | Фактич | |||||
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | Презентация.Компьютер. | |||
2 | Как люди научились считать. | 1 | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | Презентация.Компьютер. | ||
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | Устный счёт | Дидактический материал. | ||
4-7 | Игры со спичками (задачи на перекладывание спичек) | 4 | Работа в группах. | Тест .Карточки. Рабочие тетради. | ||
8-9 | Решение занимательных задач в стихах. | 2 | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | Тест .Карточки. | ||
10 | Учимся составлять ребусы | 1 | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | Математический ребус. Карточки | ||
11 | Решение ребусов и логических задач | 1 | самостоятельная работа | Тест .Карточки. | ||
12 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | составление схем, диаграмм | тестирование | ||
13-14 | Загадки- смекалки. | 2 | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | ||
15 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | Карточки. Рабочие тетради. | ||
16-20 | Танграм. | 5 | решение задач на составление фигур из танов | Карточки. Рабочие тетради. | ||
21 | Решение олимпиадных задач. | 1 | решение заданий повышенной трудности | Тексты математических задач. | ||
22 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | решение заданий повышенной трудности | Тексты математических задач. | ||
23-25 | Задачи на переливания | 3 | работа над нестандартными заданиями | Тексты математических задач. Карточки. Рабочие тетрад | ||
26 | Наглядная алгебра. | 1 | работа в группах: инсценирование | Карточки. Рабочие тетради. | ||
27-29 | Решение логических задач. | 3 | схематическое изображение задач | Материалы международной игры «Кенгуру» | ||
30 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | Справочная литература. | ||
31 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | Справочная литература. | ||
32 | Математический КВН | 1 | работа в группах | Карточки. | ||
33 | Защита проектов по математике | 1 | проекты | |||
34-35 | Круглый стол «Подведем итоги» | 2 | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 20025
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
9. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс
Данный материал разработан на основе авторской программы по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике" составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»
В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для учащихся 4-х классов....

Учебная программа по факультативному курсу по математике в 1 классе "Математика для любознательных"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы...

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика для любознательных»
Рабочая программа по факультативному курсу «Математика для любознательных» Класс 3 Всего часов на учебный год_34 Количество часов в...

Рабочая программа по факультативному курсу "Путешествие по стране Математика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...