Дополнительная общеразвивающая программа Художественной направленности «Весёлые краски»
рабочая программа (2 класс)

Солгалова Ольга Александровна

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_kraski.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Весёлые краски»

Возраст учащихся: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель: Солгалова Ольга Александровна

2020-2021 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и новизна.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Цели кружковой работы

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и  умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Задачи

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

Педагогические принципы:

• принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

• принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

• принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

• принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде:

Основные компоненты

Принципы обучения

Задачи обучения

Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого.

Содержание обучения

Принцип научности, систематичности и последовательности обучения.

Методы обучения и соответствующие им средства

Принцип наглядности обучения, сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения.

Формы организации обучения

Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения.

Условия для обучения

Принцип создания необходимых условий для обучения.

Результаты обучения

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической  деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Методы и формы, реализуемые в программе:

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

1.Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

2.Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

3.В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

4.Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

 5.Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса    деятельности.

6.Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

 7.Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной    формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

8.Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

9.Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

10.Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

11.В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Педагогические технологии:

          1.Развитие творческой и активной личности;

     2.Личностно-ориентированный подход;

3.Дифференцированность обучения;

Учебно-тематический план

1

Введение в программу. Техника безопасности.

 Знакомство с тематикой разделов программы. Обсуждение плана работы на год.

2

Организация рабочего места.

Изобразительные свойства акварели, технические навыки. Основные цвета.

Смешивание красок.

3-4

Приемы рисования деревьев, листьев, фруктов, грибов.

5-6

Приемы рисования птиц, животных, насекомых

7-8

Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению)

Оригами «Жар Птица»

9

Способы изображения бабочек. «Теплые» и «холодные» тона.

10

Приемы рисования моря, рыб.

11

«Волшебный мир аквариума» (работа по памяти)

12-13

Изображение морского пейзажа, линия горизонта, составление оттенков, владение цветом.«Осьминожки». Рисование ладошками.

14-15

«Сказочное дерево» (работа по представлению)

16

«Моя любимая игрушка» (работы с натуры)

17

Маски из папье-маше

18

Маски из папье-маше

19-20

Маски из папье-маше

21

«Этюд фантастический мир» (работа по воображению)

22-23

Разноцветные бабочки (по памяти)

24-26

Изображение узора в полосе, по мотивам хохломской росписи.

27-28

Дымковская игрушка.

29

Иллюстрация сказок.

30-32

Изображение природы, состояния природы.

33-34

Роспись по мотивам Гжели.

35

Рисование хвойных деревьев разной породы, изготовление новогодних игрушек.

36

Контраст теплых и холодных тонов. Рисование белой гуашью по черному фону и наоборот.

37

Беседы по картинам художников. Коллективное творчество. Орнаментация одежды.

39

 «Узоры снежинок»

40-41

Экскурсия в зимний парк, школьный сад.

42

Новогодняя открытка

43

Конкурс «Рождественская сказка»

44

Рождественский сувенир.

45

«В гостях у Деда Мороза»

46-47

«Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки»

48

Кто спешит на елку.

49

Узор на стекле

50

«Сказочный дворец (работа по представлению)

60

Транспорт (графическая работа)

61

Транспорт (графическая работа)

62-63

Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»

64-65

Натюрморт «Овощи и фрукты»

66

Мы рисуем домашних животных (графическая работа)

67-68

Узор на стекле

69

«Сказочный дворец (работа по представлению)

70

Матрешки

70-72

Композиция «Цирк»

73-75

Композиция «Масленица»

76-77

Русский народный костюм

78-79

Знакомство с элементами народных орнаментов.

80-81

«Ты живешь на свете не один». Изображение фигуры человека, внешний вид, одежда.

82-83

Портрет друга (графическая работа)

84

Групповой портрет.

85

Портрет (аппликация)

86

        «Веселый человек» (графическая работа)

87-88

Рис  Портрет человека, характер, внешность, настроение, основные пропорции.

89-90

Аппликация из комков бумаги, композиционное мышление, технические навыки. Композиция из бумаги разной фактуры

91

«Сказка»

«Жили были» (работа по представлению)

92

«День защитников отечества»

93

Мозаика из цветной бумаги

94

Проект «Богатыри земли русской»

95

Готовим подарки своим мамам

96

Готовим подарки своим мамам

«В царстве нежности»

97

«В царстве нежности»

98

Композиция на экологическую тему. Плакат

99

Проект «Здоровье нашей планеты в наших руках».

100-101

 Композиция «Окно»

102

Натюрморт из предметов быта

103

«Волшебное яблоко»  

104

Рисование на противопожарную тему.

105

Рисование на противопожарную тему.

106

Безопасность дорожного движения

107-108

«Я за здоровый образ жизни»

109-110

Архитектура

111

Изображение улиц, построек, поселка

112-113

«Весенняя палитра». Изображение весеннего неба, весеннего пейзажа, составление оттенков, владение цветом.

114-115

Изображение весны в женском облике, составление оттенков, владение цветом.

116-117

Изображение майского букета.

118-119

«9 мая – день Победы»

120

Образ весны в искусстве. Декоративная роспись, орнаментация. Навыки выполнения росписи концом кисти.

121

Проект «Путешествие в страну «Акварелию»

122

Подведение итогов года. Выставка работ.

Методическое обеспечение

1.Алексеева В.В. Что такое искусство?

2.Бушкова Л.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс».

3.Журналы "Искусство в школе".

4.Журналы "Эскиз".

5.Журналы "Юный художник".

6.Левин С.Д. Ваш ребенок рисует.

7.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.

8.Мосин И. "Рисование" в 2-х частях.

9.Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд.

10.Полунина В.Н. "Искусство и дети".

11.Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе.

12.Серия "Я познаю мир" книга "Искусство".

13.Сокольникова Н. "Основы живописи".

14.Сокольникова Н. "Основы композиции".

15.Сокольникова Н. "Основы рисунка".

16.Сокольникова Н."Изобразительное искусство" (методика преподавания).

17.Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир.

18.Энциклопедический словарь юного художника.

Список  литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»

Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ»

В данной программе используется техника мокрого и сухого валяния, в процессе которой из шерсти создаётся  рисунок, объёмные игрушки, панно, картины, декоративные элементы предметов  одежды, ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «МЯГКАЯ ИГРУШКА»

Обучающиеся научатся шить плоских игрушки, в виде шариков, увеличенные объёмные игрушки, предметы быта и интерьера....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СЕМИЦВЕТИК»

Программа построена на  коррекционной работе взаимодействия с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. На занятиях обучающиеся осваивают различные техники (поделки из бумаги, сув...