Он волею Божьей возник...
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мероприятия к Дню славянской письменности и культуры | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Автор-составитель:
Журавлёва Наталия Игоревна
1 часть
Литературно-музыкальная композиция
( На сцене стоят дети-чтецы, звучит колокольный звон, постепенно звук колоколов затихает)
1 Чтец: Славяне! Братья! Он придёт, тот час,
Когда вдохнём мы воздух полной грудью,
Ведь мы и есть – и знамя, и орудье,
Вся вера в нас, и сила тоже в нас!
И потому заклятые враги,
Собрав пороки, в Боге изуверясь,
Во всех веках на нас поднимут ересь.
Храни язык и веру береги!
Враги тебя попробуют убить,
А не убив, попробуют обманом
Помочь тебе забыть о самом главном –
О том, что нужно Родину любить!
Начнут учить: где сытно, там и рай,
Начнут юлить: мы все с одной планеты…
Вы будете и сыты, и одеты
В другом краю… Зачем нам чей-то рай?
(Исполняется песня «С чего начинается Родина», известный мотив на слова прот.Артемия Владимирова)
С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А может она начинается
С молитвы прабабки моей,
С нательного детского крестика,
С причастья у Царских Дверей…
С чего начинается Родина?
С часовни у Красных Ворот,
С Заступницы Матушки Иверской,
К которой стремится народ.
С чего же она начинается?
С признания в детских грехах;
Отчизна моя отражается
В священника добрых глазах.
С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А где же она завершается?
В бездонной небес синеве,
Где время и вечность сливаются
В молитве о Русской Земле.
1 Чтец: Аз…Буки…Веди… - это лишь азы
Того, что есть ты, из чего ты создан.
Ты – славянин! Учти, пока не поздно:
Твоя свобода – Вера и Язык!
(И.Козлов «Монолог Мефодия»)
2 Чтец: Нас от него пытались отучить,
Чтобы от памяти народной отлучить,
Чтобы забыли мы историю и храм,
Чтоб каждый человек стал в сердце Хам…
Но он звучит, как и звучал в веках
В Богослужении, в Писанье и… в стихах!
3 Чтец: Aëëèëu¿a: äèâíî ñëîâî
NÍa #çûöh >êw ìgäú.
Ñëàâà Áãu! Ìû ãîòîâè
Ïhòè Áãu ìíîãw ëhòú.
Aëëèëu¿a, aëëèëu¿a aëëèëu¿a:
Êëàäu êðgcòú.
Ígãëàãîëgìîg âcug
Wæèâë#gòú âc# wêðgcòú
Àçú ³êwíu ïîöhëuþ.
Cú Áãîìú Áãu âñ# ähëà
Aëëèëu¿a, aëëèëu¿a
Áãu ñëàâà è õâàëà!
4 Чтец: Èñïîâhìñ# Ògáh â ãuñëgõ.
Muçûêà ìîëèòâà åñòü
È ãëàãîëû ñuòü ìîëèòâû,
È ³êwíû ñuòü ìîëèòâû,
È ïîêëîíû ñuòü ìîëèòâû,
Áëàãîñòûíè ñuòü ìîëèòâû,
Äàæg áèòâû ñuòü ìîëèòâû,
"æg çà Õðòîâu ÷gñòü.
5 Чтец: Áög ìî#, ïðîñè w ìíh Áãà,
Äà ïðîñòèòú Âñgâûøí³é ì#
È íg ñuäèòú ñòðîãw.
À äðuãwâú, ìîëþ, ïîøëè
Ägcíûõú, íg wøuþþ,
Êëàí#þñ# äî çgìëè
Âú íîçh è öhëuþ.
6 Чтец: Yuотворgцъ можетъ быти,
Кто готовъ врагwвъ любити.
Чuдотворgцъ можетъ стати,
Кто готовъ врагwмъ проmати.
Чuдотворцgмъ дано стати
Точ¿ю по блгодати:
Бгъ пр¿gмлgтъ вс# св#ты#,
Ихъ молитвы пролиты#,
^вgрзаgтъ qшеса,
Самъ твор#й Бгъ чuдgса!
7 Чтец: Нет, он от века не отстал,
Здесь что ни слово, то кристалл.
Да что там слово! Буквы в нём
Горят божественным огнём!
Сравни слова «уста» и «рот»,
Постой у «врат» и у «ворот»,
Нет, не язык отстал от века,
А век с паденьем человека!
8 Чтец: Братья! Двоицу святую
В сей день радостно почтим!
Просветителей честную память светло совершим!
Песнью хвальною, велегласною да восхвалим их:
Радуйся, Кирилле, радуйся, Мефодие,
Радуйтесь, славянских стран апостолы!
(Исполняется гимн свв. равноапостольным Кириллу и Мефодию)
Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви славянской святые отцы!
Слава вам, правды Христовой учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил
2 часть
9 чтец: Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь!
(И.А. Бунин, 1915 г.)
Вед.: Поэт призывает нас, ребята, беречь нашу речь. Сейчас мы проведём несколько конкурсов, которые не будут сложными для тех, кто знает и любит родной язык. Мудрость нашего народа неисчерпаема. Наиболее ярко ум, история, быт, мировоззрение народа проявляются в пословицах и поговорках. Вам, ребята, конечно, многие из них знакомы. И наш первый конкурс называется «Закончи пословицу»:
- Ученье свет, …(а неученье – тьма);
- Без Бога - … (не до порога);
- Кому Церковь не мать, … (тому Бог – не Отец);
- Без труда … (не вытащить и рыбку из пруда);
- Азбуку учат … (на всю избу кричат);
- Кончил дело … (гуляй смело);
- Кто рано встаёт, … (тому Бог даёт);
- Сначала аз да буки, … (а потом все науки);
- Скучен день до вечера, … (коли делать нечего);
- По одежде встречают, …(по уму провожают);
- Корень ученья горек, … (а плод его сладок);
- Человек от лени болеет, … (а от труда здоровеет);
- Старый друг …(лучше новых двух);
- За чужим погонишься …(своё потеряешь).
Вед.: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с первым заданием. Следующее задание заинтересует самых разговорчивых наших участников – это «Конкурс скороговорок».
( Для этого конкурса лучше всего скороговорки написать на отдельных листочках, свернуть листочки в трубочки и положить всё в какую-либо ёмкость, чтобы удобно было всё перемешать. Участники, каждый для себя, достанут из ёмкости скороговорку).
- Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – и зарапортовался;
- Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет;
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларю да про Ларину жену;
- Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
- Враль клал в ларь, а Вралья брала из ларя;
- Зачем ты к нам пришёл – за пересмешкой или за выпересмешкой?
- Шёл Шура по шоссе к Саше в шашки играть.
- Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь.
Вед.: Да, ребята, вас не перескороговоришь. А теперь, проверив скороговорение, мы проверим скорость вашей мысли, потому что теперь наступило время «Конкурса загадок» .
- Горшочек умён, семь дырочек в нём. (Голова)
- За белыми берёзами та-ла-лай живёт. (Зубы и язык)
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
- Кулик не велик сотне ребят велит:
То сядь да учись, то встань – разойдись. (Школьный звонок)
- Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. (Компас)
- Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка)
- Сидит Пахом на коне верхом
Сам неграмотный, а читать помогает. (Очки)
- Чёрные чернизины как они нанизаны,
Засмотрелся Фома – понабрался ума. (Книга)
- Эта птичка не кричит, нет на ней ни пуха, ни пера
Птица может много рассказать, если голова её остра. (Карандаш)
- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (Часы)
- С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит. (Стол)
Вед.: А теперь трудно вам придётся, потому что конкурс очень сложный. Называется он «Анаграммы». Для того чтобы победить в этом конкурсе, надо уметь переставлять слоги и буквы в словах. Например, ЛЬТОПА – пальто. Итак, начинаем!
(Слова для конкурса написаны на табличках крупным шрифтом)
НИГАК (книга), РАТЕТДЬ (тетрадь), ВАБУКРЬ (букварь), КОУР (урок), ЗНОКВО (звонок), ТОНКОЛБ (блокнот), АТПАР (парта), ВНИКЕНД (дневник), НИЛЫКУКА (каникулы), ФЕТПОРЛЬ (портфель), НИКБЕЧУ (учебник), МЕРЕНАПЕ (перемена).
( Как вариант, можно использовать в этом конкурсе названия букв церковнославянского языка: ЛОВОС (слово), ЛЯМЕЗ (земля), ДОТРЕВ (твердо), ЛЬГОГЛА (глаголь), ЙКООП (покой), ИЦАЖИ (ижица), РОБОД (добро), ТЕЛЕМЫС (мыслете) ).
Вед.: Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились! Радостно сознавать, что труд славянских просветителей – святых равноапостольных Мефодия и Кирилла не был напрасным.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается
Это братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянами,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей!
(Выдавать поощрительные призы можно после каждого правильного ответа в конкурсных вопросах. Это могут быть карандаши, конфеты, ластики, тетради и т.п. Или можно использовать накопительную систему, и, используя какие-либо жетоны, вручать призы тем, у кого жетонов накопилось больше всего).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Шмаков С.А. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ В ШКОЛЕ. – М.: Новая школа, 1997;
2.Саблина Н.П. БУКВИЦА СЛАВЯНСКАЯ. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2005;
3. Дорофеева Лариса. АЗЪ БuКИ. Стихи. Книга для чтения на церковнославянском языке для детей среднего и старшего возраста. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2008;
4.ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА: сборник В.Даля. – М.: «Художественная литература», 1989;
5.ЗАГАДКИ: Составитель Т.Климова. – М.: «РОСМЭН», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудо - волы" А.Вахрушев
Разработка урока и презентация по теме "Чудо-волны" А.Вахрушев, УМК "Школа 2100"...
"Запомнить твёрдо нужно нам - пожар не возникает сам!"
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности...
Разработка открытого урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"
Методическая разработка урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"...
ЕСЛИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ «ШКОЛА — РОДИТЕЛИ»
ЕСЛИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ «ШКОЛА — РОДИТЕЛИ» ...
профилактическое занятие "Если возник пожар"
Внеклассное занятие для учащихся "Если возник пожар"...
Нарушение воли Божией
Учитель вместе с детьми совершает путешествие во времена Всемирного потопа. Рассуждают и приходят к выводу, что жить надо по совести; жить в ладу самим с собой и с окружающими людьми, соблюдая Заповед...
Игра "Волчок". Построение механизма для раскручивания волчка
РобототехникаПередаточное отношение. Ведущая и ведомая шестерня. Повышающая передача.Игра "Волчок". Построение механизма для раскручивания волчка....