Культура здоровья, как фактор развития здоровьесберегающей среды школьников начальных классов.
статья по физкультуре (1 класс) на тему
Здоровье людей – главное богатство любого государства. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. К сожалению, в силу недостаточного культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека. К проблеме здоровья сегодня необходим новый качественный подход, который бы заполнил брешь в системе знаний о здоровье человека. Необходимо формировать новую психологию, новый менталитет человека, и тут много зависит от пропаганды, от средств массовой информации, от школы и педагогов.
Как уже было сказано, здоровье -это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Одной из актуальных проблем коренного улучшения здоровья детей является внедрение в работу здоровьесберегающих технологий.
Большую роль именно в начальном звене.
Здоровьесберегающие образовательные технологиии – это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesberezhenie.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура здоровья, как фактор развития здоровьесберегающей среды школьников начальных классов.
Выполнил: Гулякин Сергей Александрович,
учитель Физической культуры.
Своё выступление я хочу начать со слов А.Шопенгауэр «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».
Здоровье людей – главное богатство любого государства. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. К сожалению, в силу недостаточного культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека. К проблеме здоровья сегодня необходим новый качественный подход, который бы заполнил брешь в системе знаний о здоровье человека. Необходимо формировать новую психологию, новый менталитет человека, и тут много зависит от пропаганды, от средств массовой информации, от школы и педагогов.
Как уже было сказано, здоровье -это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Одной из актуальных проблем коренного улучшения здоровья детей является внедрение в работу здоровьесберегающих технологий.
Большую роль именно в начальном звене.
Здоровьесберегающие образовательные технологиии – это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Следует отметить, что здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, мы делим на три основные группы:
- Организационно-педагогические технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности учителями и классными руководителями;
- Учебно-воспитательные технологии.
Как же реализуются здоровьесберегающие технологии в начальной школе?
Реализация организационно-педагогических технологий здоровьесбережения создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
- Использование при составлении расписания шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом оптимальной работоспособности у школьников, которая имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели;
- При построении структуры урока учитывается интенсивность умственной деятельности учащихся;
- Осуществление двигательного режима на уроках:
- Смена динамических поз. Учитель периодически переводит детей из положения сидя в положение стоя.
- Проведение физкультминуток.
Для физкультминуток выделяются небольшие перерывы в процессе учебного труда. Какие же виды физкультминуток практикуются в начальной школе?
- Упражнения для снятия общего или локального утомления
- Упражнения для кистей рук
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика для улучшения слуха
- Психогимнастика
- Упражнения, корректирующие осанку
- Дыхательная гимнастика
Все эти упражнения позволяют снять напряжение, усталость.
Они носят деятельностный характер, так как в ходе их проведения меняется характер работы, происходит переключение, способное предотвратить снижение или несколько повысить уровень оперативной работоспособности.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников.
- Комфортное начало и окончание урока способствует положительному эмоциональному настроению учащегося.
- Использование положительных установок на успех деятельности: «У меня все получится!», «Я справлюсь!».
- Приемы психологического настроя на урок.
- Учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся
- Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Это прием также может решить сразу несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
- Интеграция здоровьесберегающих компонентов в учебные предметы.
Интеграция - сущностная характеристика начального обучения. Ориентирование на этот принцип позволяет учесть возрастные особенности младших школьников, использовать возможности каждого предмета для развития и воспитания здорового образа жизни.
Например, при решении задач о спорте на уроках математики ученик не только осваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. На уроках русского языка – словарные диктанты на тему «Зеленая аптека», разнообразные творческие диктанты на тему «Здоровье».
Среди учебно-воспитательных технологий хотелось бы выделить следующие:
- Уроки здоровья
- Дни здоровья
- Спортивные праздники
- Экскурсии
- Сотрудничество с медицинскими работниками
- Работа с родителями
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности, учителя начальных классов. С 1-го класса должны способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.
Эта работа требует от педагогов нетрадиционных подходов.
Уроки здоровья – наиболее удачная технология оздоровления, которая применяется учителями начальной школы для того, чтобы обучить детей навыкам сохранения здоровья.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание уроков наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Играя, дети легко и с интересов овладевают навыками управления своим здоровьем. Используются другие специфические для младшего школьника виды деятельности (изобразительная, театральная и др.), в конце занятий производится рефлексия в разнообразных формах. Учащиеся активно вовлекаются в исследовательскую деятельность. При этом обеспечивается:
- Развитие потребностей быть здоровым.
- Формирование у школьников научного понимания сущности здорового образа жизни.
- Формирование практических умений и навыков здоровой жизнедеятельности.
К организации спортивных праздников, Дней Здоровья привлекаются родители, которые являются не только организаторами, но и непосредственными участниками.
Такие мероприятия не только формируют потребность в здоровом образе жизни, но и объединяют родителей и детей, формируют положительный климат в семье.
Таким образом, рассмотренные формы здоровьесберегающих технологий позволяет приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить здоровье детей и сформировать потребность в здоровом образе жизни.
В этом учебном году 1 классы перешли на работу по новым государственным образовательным стандартам. В части, касающейся портрета выпускника 4 класса, особое внимание обращается на то обстоятельство, что это человек «… выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образ жизни».
Принята «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью.
Обобщая все сказанное, хотелось бы отметить: наша задача вести просветительскую работу так, чтобы здоровье встало на первое место среди ценностных ориентиров ребенка, чтобы цитата, приведенная в начале, была не просто цитатой, а стала реальностью, хотя и произнесенной несколько веков назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методов работы по созданию здоровьесберегающей среды в начальных классах
Реализация здоровьесберегающих технологий обучения....
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Данная статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды школы, формированию культуры здоровья школьников....
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе.
Опыт работы. Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью,...
Концепция на тему:«Развитие здоровьесберегающей среды в начальных классах».
Статья о развитии здоровьесберегающей среды по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов (из опыта работы)....
Доклад на районном МО начальных классов на тему: «Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов»
Хочется кричать на всю страну: "Дорогие коллеги, бросьте принцип "Усади!", а пользуйтесь заповедью М.Ф.Базарного "Не усади!" Мой опыт работы по этой методике 3 года, но результат ОТЛИЧНЫЙ....
«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...
Инновационный образовательный продукт: «Патриотический клуб «Живая память поколений» как фактор развития инновационной среды сельской школы»
laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»: обновление содержания патриотического воспитания, инновационная методика проведения мер...