Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе.
статья (4 класс) на тему
Опыт работы. Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью, трудится. А для того чтобы поддерживать энергию ему необходимо вести здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе. | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе
Учитель: Гончарова О.И.
МКОУ СОШ №13
а. Новкус – Артезиан
Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью, трудится. А для того чтобы поддерживать энергию ему необходимо вести здоровый образ жизни.
Народная мудрость гласит:
Деньги потерял - ничего не потерял. Время потерял - много потерял. ЗДОРОВЬЕ ПОТЕРЯЛ - всё потерял».
Школа, ребёнок, семья... звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека.
1) К факторам образовательной среды, значимым для сохранения здоровья, относятся:
- методы и формы обучения;
- психологический фон урока;
- санитарно-гигиенические условия;
- двигательный режим дня;
- рациональное питание; (основные правила правильного питания).
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня.
2) Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучения развития учащихся
осуществляется с первых дней поступления ученика в школу в соответствии с
требованиями действующего Государственного стандарта начального образования.
3) Анализ урока с позиций здоровьесбережения.
4) Исходя, из современных требований к уроку большое внимание уделяю созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды. Для этого использую следующие рекомендации по внедрению оздоровительной технологии в учебный процесс:
1. Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных
пространств:
- проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, в библиотеке, у окна.
Например, на уроках изобразительного искусства, технологии, природоведения. - привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых,
осязательных, обонятельных; - работа в режиме дальнего и ближнего расстояния;
- специальные зрительные тренажеры.
2. Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:
- использование методов релаксации; (Я использую различные методы релаксации и с
одним из них я вас познакомлю. - Представьте, что наступила ночь.
- Закройте глаза и загадайте своё самое заветное желание.
- Откройте глаза и посмотрите на небо.
- Сколько там звёзд!
- Поднимитесь на носочки и попытайтесь дотянуться до звезды.
- Осторожно возьмите её в руки и положите в корзинку.
- Ещё загадайте желание поднимитесь на носочки и дотянитесь до звезды.
- Вот и ещё одна ваша мечта исполнится.
- щадящий режим подачи информации;
- проведение психологических тренингов;
-использование элементов музыкальной терапии;
- проведение социально-психологических тренингов.
3) Преодоление комплекса моторно-закрепощенной и статистической позы:
- работа в режиме использования динамических поз: сидя, стоя.
- проведение динамических физкультминуток. ( физминутка)
4) Использование рекомендаций В.Ф. Базарного о создании коррекционной среды.
Это зрительные траектории в виде цветных линий-стрел в форме восьмёрки на тренажёре, тренажёр со зрительными метками. (восьмерка)
5) Комплексный подбор диагностических методик, которые помогают выстраивать работ в инновационном режиме, средства и приёмы педагогического воздействия.
5) На мой взгляд, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны. Физическая культура-это естественно-биологический метод. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствуют повышению общего тонуса.
Цели уроков физической культуры следующие: содействие всестороннему развитию личности; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены на:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культуры и
здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений
состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей; - приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными
играми, использование их в свободное время; - формирование интересов к определённым видам двигательной активности;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных навыков.
Урок «Подвижные игры» в режиме школьного дня способствует снятию у учащихся статического напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровы активному отдыху, приобретению необходимых знаний в области гигиены и медицине. Формы занятий: игровая, соревновательная, в виде эстафет, прогулок.
6) Внеклассная работа.
Исследователи. В нашем классе на сегодняшний день у ребят есть заболевания желудочно-кишечного тракта, и мы подумали, не может ли это быть причиной употребления жвачек. Ребята нашего класса и их родителями была предложена анкета. Результаты анкетирования предоставлены в таблицах
Наши исследования
Количество человек участвующих в анкетировании | 53 |
Любят жвачки | 44 |
Не любят жвачки | 9 |
Употреблять в день не менее 3 пластинок | 14 |
Употреблять в день от 4 до 10 пластинок | 37 |
Употреблять в день более 10 пластинок | 2 |
Когда употребляют жвачки?
После еды | 13 |
В момент голода | 11 |
Когда хочется | 29 |
Как долго жуют одну пластинку?
5-10 минут | 12 чел. |
10-15 минут | 15 чел. |
Пока не надоест | 26 чел. |
Проанализировав анкеты и изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, очень вредно жевать жвачку натощак, тем более постоянно. Выделяющийся при этом желудочный сок остаётся без работы. И желудок начинает переваривать свою собственную слизистую оболочку. В результате развивается гастрит, а следом и язва.
Жевать жвачку или нет, решать вам, но помните, что ее жевание относится к вредным
привычкам совершенно не напрасно.
Врачи рекомендуют исключить жвачку из рациона ребёнка полностью. Чтобы свести её
вред к нулю.
Также мы на классных часах ведём разговор о правильном питании. Я хочу вас познакомить с основными правилами правильного питания, (картинка)
Основные правила правильного питания:
1. Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть полезные
продукты.
- Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу,
хлеб и крупы, растительное и сливочное масло. - Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывай вымыть ягоды, фрукты и овощи
перед тем, как их съесть. - Перерыв между едой не должен быть больше 3 часов, а значит, лучше есть
понемногу 5 раз в день. - Полезно есть на завтрак каши.
- Самое большое количество пищи за день человек съедает во время обеда. Обед
должен состоять из 4 блюд: закуски или салата, первого, второго блюда и десерта.
Поэтому после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия. - Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть только лёгкую пищу:
запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу. - Весной очень полезно есть, салаты из свежей зелени.
- Полезно есть продукты с разным вкусом.
Работу по воспитанию ЗОЖ продолжаю на родительских собраниях.
Проводила лекцию с элементами практикума « Психологический комфорт в семье», «
Здоровье сгубишь - новое не купишь», круглый стол « Быстрого и ловкого болезнь не
догонит».
На этом моя работа над проблемой создания психолого-педагогических условий для
сохранения и укрепления здоровья младших школьников в процессе обучения и
воспитания не заканчиваются. Дальнейшее развитие работы по данной проблеме я вижу в
расщирении форм проведения оздоровительных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе....
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Данная статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды школы, формированию культуры здоровья школьников....
"Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе в условиях использования ИКТ"
Данный документ содержит материал для выступления на педагогическом совете по работе городской экспериментальной площадки. Раскрыты направления работы площадки и представлены результаты....
Формирование здоровьесберегающей среды в школе
Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе...
Доклад «Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы»
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных Образовательных стандартов. Фо...
Культура здоровья, как фактор развития здоровьесберегающей среды школьников начальных классов.
Здоровье людей – главное богатство любого государства. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так...
«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...