Внеурочная деятельность "Азбука добра"
рабочая программа
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_dobra.docx | 87.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
« Азбука добра»
Составитель : учительначальных классов
Судницына Евгения Анатольевна.
Содержание Стр.
1. Пояснительная записка 2
2. Организация учебного процесса 3 - 5
3. Требования к освоению курса 5 - 6
4. Учебно – тематический план 7 - 9
5. Календарно –тематическое планирование 10 - 28
6. Учебно - методическая литература 29
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука добра» составлена на основе нормативной базы:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Устава школы;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
- Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.
Актуальность выбора определена следующими факторами
Курс «Азбука нравственности» реализует духовно-нравственное направление во внеклассной деятельности в 1-4 классах.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме «Этика: азбука добра».
Особенности организации учебного процесса
Реализация программы рассчитана на 4года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10лет.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
-личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
-развивающие нравственное сознание; -активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Формы внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его пере- живаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах, игра, наблюдение. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»,), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Азбука нравственности».Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Формы организации внеурочной деятельности:
- Ролевые игры;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Тренинги общения;
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций и
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Ожидаемые результаты
- Первый уровень результатов – приобретение школьником духовно-нравственных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания духовно-нравственной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обучающиеся будут сформированы:
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (8часов)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10часов)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 часов)
«Ученье - Свет, а не ученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Правила опрятности и аккуратности (5 часов) Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.
Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)
Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (3 часов)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (2 часа)
Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
2-й класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
.Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
Заповеди. Дал слово - держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого(10 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3-й класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (6 часов)
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики
4 -й класс (34ч)
Раздел 1: Культура общения (6 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Учебно-тематическое планирование
1класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата провед. по плану | Дата провед. по факту | |
теор. | практ. | |||||
Раздел №1 «Правила поведения в школе» (8ч) | ||||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры. | |||
2 | Правила поведения на уроке | 1 | Зачем нужны правила поведения? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные7 | |||
3 | Правила поведения на перемене | 1 | Понятия «урок» и «перемена». Правила поведения на уроке и на перемене. | |||
4 | Правила поведения в общественных местах | 1 | Как вести себя в актовом зале школы? | |||
5 | Правила поведения в гардеробе (раздевалке) | 1 | Как правильно вести себя в гардеробе? Часто ли ученики ходят по упавшей одежде? Кто и почему был обижен в раздевалке? | |||
6 | Правила поведения в столовой | 1 | Как правильно вести себя в столовой? Зачем нужны правила поведения за столом? Главное правило поведения за столом. Правила пользования столовым прибором, | |||
7 | Правила поведения в библиотеке. Урок-экскурсия | 1 | Как правильно вести себя в библиотеке? Что такое библиотека? Для чего она предназначена? | |||
8 | Правила поведения в школьном двореУрок – экскурсия (игры во дворе) | 1 | Знакомство с понятием «школьный двор»? Для чего он предназначен? | |||
Раздел № 2. «О добром отношении к людям» (10ч) | ||||||
9. | Что такое «добро» | 1 | Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»). | |||
10. | Чтение рассказов В.Осеевой, Н.Носова, Е.Пермяка | 1 | Диспут «Чей герой лучше»? Роль смеха. | |||
11. | Каким бывает зло? | 1 | Чтение и обсуждение рассказов детских писателей, сказок о добре и зле. | |||
12. | «Волшебные» (добрые) слова | 1 | Правила вежливости, их происхождение.и изменение в связи с развитием общества. Объяснить, что мы понимаем под формой общения. Составить словарь наиболее употребляемых слов. | |||
13. | Человек и его поступки. Хорошие и плохие черты характера, | 1 | Объяснить детям, какие черты характера хорошие и плохие; побудить к обсуждению вопроса, почему надо исправлять плохие качества. | |||
14. | Жадность и жадины | 1 | Чтение и анализ басен Л. Н. Толстого, народных пословиц о жадности. | |||
15. | Добрые и недобрые дела Урок – беседа с элементами диспута и игры | 1 | Разбор конкретных ситуаций из жизни. Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице(мордашке) игрушек. | |||
16. | Помни о других - ты не один на свете. | 1 | Раскрытие смысла понятия «помнить о других» Как твоё действие отразиться на других? Почему надо беречь своих родителей? Готовить детей к восприятию чужой точки зрения. | |||
17. | Ты и твои друзья Урок-беседа о литературных героях | 1 | Раскрытие на примерах, доступных детскому воображению, сущность нравственных отношений между людьми. Что означает быть хорошим товарищем? Только ли сверстник может быть другом? | |||
18. | Учимся дружить | 1 | Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе. Обсудить, чем дружба отличается от товарищества. Научить различать привязанность и настоящую дружбу. | |||
Раздел №3 «Как стать трудолюбивым» (7 ч) | ||||||
19. | «Ученье -свет, а не ученье –тьма» (О добросовестном отношении к учёбе) | 1 | Какую роль играет образование в жизни людей? «Век живи – век учись» | |||
20. | «Играй, играй.а дело знай» | 1 | Пословицы и поговорки о грамоте, учении. | |||
21. | Как быть прилежным и старательным | 1 | Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»? Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека? Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным? | |||
22. | Наш труд в классе | 1 | Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех. Нужен ли труд? Нравится ли труд детям? На каких литературных героев вы хотите быть похожими? | |||
23. | О лени и лентяях | 1 | Обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить рассуждать | |||
24. | Кем быть? | 1 | Дать первоначальные знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности | |||
25. | Профессия моих родителей | 1 | Расширение представления детей о труде родителей | |||
Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч) | ||||||
26. | Культура внешнего вида | 1 | Что означает культура внешнего вида? Почему внешний вид не только твоё личное дело? Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены. | |||
27. | Гигиена тела. «Не только платье красит человека» | 1 | Правила личной гигиены; способы ухода за своим телом; привычка соблюдать правила личной гигиены ежедневно. | |||
28 | Каждой вещи – своё место Урок – беседа с элементами инсценировки | 1 | Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша» Правила организованного собранного ученика. Аккуратность – это нравственное качество. | |||
Раздел № 5 «Правила поведения на улице и дома» (2 часа) | ||||||
29. | Как вести себя дома и на улице? (Обобщающее занятие) | 1 | Правила поведения на улице. Правила поведения дома. Твой подъезд, твой двор. Ты идёшь гулять. | |||
30. | Безопасное общение с незнакомцами. Практикум | 1 | Правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми. | |||
Раздел №6 «Школьный этикет» (3часа) | ||||||
31. | «Школа вежливых наук» | 1 | Этикет – что это такое? Зачем он нужен младшему школьнику? | |||
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Язык, мимика и жесты | 1 | Внешние правила знакомства и приветствия. Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус) Формы знакомства и приветствия за столом. Навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия | |||
33. | Игра-путешествие в страну Этикета | 1 | Разыгрывание житейских ситуаций. |
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Дата провед. по плану | Дата провед. по факту | ||
теор. | практ. | ||||||
Раздел 1.Культура общения (9 часов) | |||||||
1. | Введение | 1 | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры. | ||||
2. | Что такое дисциплина в школе? | 1 | Правила поведения для учащихся | ||||
3. | Правила поведения в библиотеке | 1 | Как правильно вести себя в библиотеке? | ||||
4. | Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь) | 1 | Выработка правил заботливого отношения к людям. | ||||
5. | Правило обязательности: дал слово -держи его | 1 | Игра «Цветик-семицветик» | ||||
6. | Доброжелательность в общении | 1 | Составление правил доброжелательного человека. Коллективное задание | ||||
7. | Ты и поступки окружающих | 1 | Инсценирование, обыгрывание ситуаций | ||||
8. | Правдивость | 1 | Командное проигрывание ситуаций, инсценировка | ||||
9. | Поведение в гостях | 1 | |||||
Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа) | |||||||
10. | Заповеди | ||||||
11. | Земля – наш общий дом. Бережное отношение к природе | Игра – судебный процесс | |||||
12. | Дал слово - держи | 1 | Беседа (осознание себя как личности, видение положительных и отрицательных черт характера), тренинг «Какой я человек?» | ||||
13. | Нравственные устои русского народа | 1 | Знакомство с баснями, былинами | ||||
Раздел 3. Дружеские отношения (11 часов) | |||||||
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | Чтение и обсуждение произведений о дружбе | ||||
15. | Преданный друг | 1 | Практическая работа «Составление правил дружбы» | ||||
16. | О доброте и бессердечии | 1 | Беседа о добром отношении к людям, природе, животным | ||||
17. | Об уважительном отношении к старшим | 1 | Рассуждения овзаимоотношениях между членами семьи, уважении к старшим | ||||
18. | О зависти и скромности | 1 | Чтение и анализ басен И. Крылова, народных сказок. | ||||
19. | О доброте и жестокосердии | 1 | На примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «доброта» и «жестокосердие». | ||||
20. | Хочешь иметь друга – будь им. | 1 | Расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе.Обсудить, чем дружба отличается от товариществаНаучить различать привязанность и настоящую дружбу. | ||||
21 - 22 | Чтение произведений Н.Носова, В.Осеевой | 2 | |||||
23. | «Пословица недаром молвится». Пословицы и поговорки о дружбе | 1 | Игра «Слабое звено» | ||||
24. | В мире мудрых мыслей | 1 | Поговорки, пословицы разных народов, высказывания о нравственных качествах людей | ||||
Раздел 4. Понять другого (10 часов) | |||||||
25. | Золотые правила | 1 | |||||
26. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | Обыгрывание жизненных ситуаций. | ||||
27. | О тактичности и бестактном поведении | 1 | Составление правил тактичного поведения | ||||
28. | Учимся находить хорошее в человеке | 1 | Игровой тренинг | ||||
29. | О чём говорят выразительные движения | 1 | Познакомить детей с выразительными движениями как вербальными средствами общения. Дать возможность потренироваться в невербальном общении. | ||||
30. | На чём основано взаимопонимание | 1 | Развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; усвоение стандартных приемов эстетических форм общения; учить умению видеть причины отсутствия взаимопонимания. | ||||
31 - 32 | Чтение художественных произведений о детях и для детей. | 2 | Чтение и обсуждение рассказов детских писателей о дружбе | ||||
33. | «Да здравствует вежливость!» | 1 | Составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов. | ||||
34. | Итоговое занятие. | 1 | Конкурсная программа |
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Дата провед. по плану | Дата провед. по факту | |
теор. | практ. | |||||
Раздел 1. Культура общения(9 часов) | ||||||
1 | Этикет разговора | 1 | На примере рассказов Е.Пермяка научить детей придерживаться нравственных правил общения. | |||
2 | Обращение к разным людям | 1 | Учить вежливому обращению к людям. | |||
3 | Вежливый отказ. Несогласие | 1 | Учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении | |||
4 | Этикетные ситуации. | 1 | Инсценирование, обыгрывание жизненных ситуаций | |||
5 | Афоризмы | 1 | Чтение, осмысление пословиц о воспитании, нравственных качествах человека | |||
6 | Разговор по телефону | 1 | Прививать детям навыки культурного поведения при общении по телефону. | |||
7 | Играем роль воспитанного человека | 1 | Отрабатывание формулы речевого этикета, привитие умения пользоваться ими в своем речевом поведении. | |||
8 | Почему письмо – зеркало души? | 1 | Развивать навык письменной речи, умение высказывать свои мысли письменно. | |||
9 | Чтение книг о детях | |||||
Раздел 2. Самовоспитание (7 часов) | ||||||
10. | Что значит быть вежливым? | 1 | Учить детей придерживаться нравственных правил общения. | |||
11 | Мои достоинства и недостатки | Развивать навык самоконтроля, умение критично оценивать себя. | ||||
12 | Большое значение маленьких радостей | 1 | В какие игры и как мы играем (на перемене, во дворе школы). Книжкина мастерская. | |||
13 | О хороших и дурных привычках | 1 | Школьные традиции нашего народа (гимназия, крестьянская школа). | |||
14 | Афоризмы о самовоспитании | 1 | Чтение, осмысление афоризмов, высказываний о самовоспитании. | |||
15 | Точность: береги свое время и время других. | 1 | Практическая работа в группах по составлению личного плана на день, неделю. | |||
16 | Твои друзья и ты | 1 | Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия. | |||
Раздел 3. Обобщение представлений о нравственных качествах(10 часов) | ||||||
17 | Заповеди: как мы их выполняем | 1 | Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. | |||
18 | О сострадании и жестокосердии | 1 | Ознакомление с нравственными качествами как результатом поведения по нравственным нормам. | |||
19. | Лгать нельзя, но если...? | 1 | Учить детей честности, справедливости | |||
20 | Всегда ли богатство счастье? | 1 | Размышления о значении слова «счастье» | |||
21 | Спешите делать добро | 1 | Путем обыгрывания житейских ситуаций формировать у детей нормы нравственного этикета. | |||
22 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | 1 | Беседа о значении труда для развития и совершенствования людей | |||
23. | Т руд кормит, а лень портит | 1 | Чтение стихов, пословиц о труде, работе | |||
24. | Организованность в труде. Кем хочу быть? Почему? | 1 | Любой труд почетен. Уважение к труду нашего народа. Трудолюбие в культуре. | |||
25 | Чьим трудом славен наш город? | 1 | Коллективная работа «Наши славные земляки» | |||
26 | Герои русских былин | 1 | Чтение былин, иллюстрирование. | |||
Раздел 4. Как сердцу высказать себя? Другому, как понять тебя?(8 часов) | ||||||
27. | Как сердцу высказать себя? | 1 | Учить детей умению делиться своими переживаниями. | |||
28. | Пытаемся разобраться в трудной ситуации | 1 | 1 | Формирование у учащихся ценностных ориентаций, умений формулировать нравственные суждения | ||
29. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать» | 1 | Воспитание патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны и труда; Воспитание толерантности; развитие монологической и диалогической речи | |||
30. | Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. | 1 | Расширить представление о человеческих отношениях в обществе, о нормах нравственности, правилах культуры; развивать память, речь. | |||
31. | Слово лечит, слово ранит. | 1 | Учить детей сопереживанию, умению в трудную минуту поддержать друзей, близких. | |||
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 | Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах; продолжать формировать положительные моральные качества; учить давать оценку поступкам других людей, высказывать свое мнение по теме; развивать творческие способности детей. | |||
33 | Афоризмы | 1 | ||||
34. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 | Игры, конкурсы |
Учебно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятий | Количество часов | Описание примерного содержания занятий | Дата провед. по плану | Дата провед. по факту | |
теор. | практ. | |||||
Раздел 1.Культура общения (6 часов) | ||||||
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? | |||
2. | Этикет разговора. | 1 | Обращение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. | |||
3. | Обращение к разным людям. | 2 | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе | |||
4. | Этикетные ситуации | 1 | Понятия «тон голоса», «речь», «общение».Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. | |||
5. | О терпимости к ближним | 2 | Понятия «я», «мы», «они». Формирование осознания связи человека и окружающей среды. | |||
6. | Культура спора | 1 | Инсценирование, обыгрывание ситуаций по теме занятия | |||
Раздел 2. Самовоспитание (8 часов) | ||||||
7. | Что значит быть вежливым? | 1 | Конкурс «Лучшее дерево вежливости» | |||
8. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. | |||
9. | О хороших и дурных привычках. | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. | |||
10. | «Познай самого себя» | 1 | Диагностика нравственной самооценки уч-ся | |||
11. | Самовоспитание | 1 | Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого | |||
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 | Практическое занятие по составлению плана на день. | |||
13. | Как я работаю над собой | 1 | Составление уч-ся рассказов о самовоспитании | |||
14. | О терпении | 1 | Беседа-диалог «Умеем ли мы себя сдерживать?» | |||
Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (12часов) | ||||||
15. | Заповеди: как мы их исполняем | 1 | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. | |||
16. | О сострадании и жестокосердии | 1 | Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | |||
17. | Лгать нельзя, но если,..? | 1 | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. | |||
18. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | Чтение и обсуждение художественных произведений о жадности и жадинах. | |||
19. | Спешите делать добро | 1 | Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. | |||
20. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | 1 | Труд умственный и физический имеют много общего, так как человек своими действиями преображает действительность. Труд всегда считался делом чести, за доблестный труд награждали орденами и медалями. Понятие «трудолюбие» тесно связано с понятием «патриотизм». | |||
21. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 1 | Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. | |||
22. | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 | Чтение и обсуждение рассказов В Осеевой | |||
23. | Россияне о любви к Родине | 1 | Пословицы, поговорки, высказывания великих людей о любви к Родине | |||
24 | Твоя малая родина | 1 | Сочинения, презентации о малой родине | |||
25. | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 | Рассказы детей о друзьях, составление правил дружбы. | |||
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 | Рассуждение на тему «Слово лечит, слово ранит». Отношения между друзьями основаны на вежливости, заботе, чуткости. Те требования, которые каждый предъявляет к другим, необходимо предъявлять и себе. | |||
Раздел 4. Искусство и нравственность (8часов) | ||||||
27. | Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 2 | Чтение и осмысливание содержания древних мифов. Рассуждение о представлениях людей о добре и зле. | |||
28. | Положительные герои в былинах и сказках | 1 | 1 | Чтение, устное составление характеристики героев, иллюстрирование произведений | ||
29. | Отрицательные герои в литературных произведениях | 1 | 1 | Чтение и обсуждение рассказов Б.Житкова, В. Осеевой, Е.Пермяка. | ||
30. | Искусство и нравственность | 1 | 1 | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. | ||
31. | «Вот человек. Что скажешь ты о нем?» | 1 | Обсуждение пословицы «Встречают по одежке, провожают по уму». Аккуратность и вкус в одежде свидетельствуют о стремлении человека к опрятности, красоте. | |||
32. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. | |||
33. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 | Викторина «Спешите делать добро!» | |||
34. | Обобщающий урок | 1 | Игра «Я на необитаемом острове» |
Перечень информационно-методического обеспечения
Литература для учителя:
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1–2.-М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство «АСТ», 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
Для обучающихся:
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред.шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Внеклассное занятие внеурочной деятельности. "Добро творящий Жизнь творит"
На данном занятие у детей формируется представление о доброте, хороших и добрых поступках, расширяются знания о рли доброты в жизни каждого человека. В урок включен показ видеофильма "Притча о с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...
Программа по внеурочной деятельности "Добрый мир"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Конспект внеурочного занятия «Добро пожаловать в Бразилию!»
«Добро пожаловать в Бразилию!»...
Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия...