Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры»,для общеобразовательных школ, начальная школа. Автор А.В. Бородина. Издательство «Экзамен»,Москва,2010г.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.
Задачи программы:
__ изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем
2) комментированное чтение;
3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
4) сократический урок;
5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;
6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.
2.Место курса в учебном плане
Полный курс рассчитан на 3года обучения по 1 часу в неделю. Однако в виду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов.
Согласно плану школы всего на изучение курса «Основы православной культуры России» в начальной школе выделяется 101 час, из них в 1-м классе-33часа (1час в неделю, 33 уч. недели) по 34 часа во 2-х, 3-х классах (1час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.
Таблица распределения часов по годам обучения.
№ п\п | Разделы,темы | Примерная программа | Рабочая программа | ||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | ||
Мы и наша культура | |||||||
1 | Красота в нашем мире | 3 | 3 | ||||
2 | Хранилища культуры | 5 | 5 | ||||
3 | Всегда живое | 6 | 8 | ||||
4 | Наша Родина | 10 | 10 | ||||
5 | Спаситель | 3 | 3 | ||||
6 | Семья | 3 | 3 | ||||
7. | Заключительный урок | 1 | |||||
Мир вокруг и внутри нас. | |||||||
1 | Вводный урок | 1 | 1 | ||||
2 | Духовное в реальном мире | 3 | 4 | ||||
3 | Жизнь Иисуса Христа и православные праздники | 28 | 28 | ||||
4 | Заключительный урок | 1 | 1 | ||||
О чем рассказывает Библия. | |||||||
1 | Что мы знаем о Евангелии | 2 | 2 | ||||
2 | Образ Вселенной в православной культуре | 7 | 7 | ||||
3 | По праздничным иконам вспоминаем Евангелие. | 6 | 7 | ||||
4 | Библия рассказывает о событиях до спасителя | 18 | 18 | ||||
Итого | 30 | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 |
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Аудиторные занятия.
- Беседа
- Сообщения
- Встречи со священнослужителями
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов
Внеаудиторные занятия
-Посещение храма
- -Выставки декоративно-прикладного искусства
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеауди торные | ||||
I год обучения. Мы и наша культура. | |||||
Красота в нашем мире | 3 | 3 | Работать в парах обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. | ||
2 | Хранилища культуры | 5 | 3 | 2 | Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы. |
3 | Всегда живое | 8 | 3 | 5 | Знать содержание основных событий Евангелия отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий |
4 | Наша Родина | 10 | 3 | 7 | Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры. |
5 | Спаситель | 3 | 1 | 2 | Изучать историю христианства правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма |
6 | Семья | 3 | 1 | 2 | проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). |
7 | Заключительный урок | 1 | 1 | ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края | |
Итого: | 33 | 11 | 21 |
3. Содержание программы.
Часть I (начальная школа)
«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 часа
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» -Зч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Формы внеурочной деятельности: посещение храма, экскурсия в музей, конкурсы поделок из природного материала
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -5 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.
Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Формы внеурочной деятельности: заочные путешествия в Оружейную палату, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, просмотр и обсуждение видеоматериала,экскурсия в Армавирский краеведческий музей, библиотеку, встреча со священнослужителем, посещение храма.
Тема 3- «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -8 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Формы внеурочной деятельности: посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видео материалов, конкурс рисунков «Нестор –летописец-отец истории русской», фотовыставка, акция «Библиотеке наша помощь», изготовление пальмовой ветви.
Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч.
Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский
Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России — о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории Рос-сии, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.
Формы внеурочной деятельности: экскурсии в библиотеку, заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами,художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), конкурс рисунков, посещение храма, беседа со священнослужителем.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» — Зч.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Формы внеурочной деятельности: посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков.
Тема 6. «СЕМЬЯ » — 3 ч.
Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
Заключительный урок —1ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).
Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
Формы внеурочной деятельности: фотовыставка, посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков,интеллектуально-познавательные игры
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека
Первый уровень результатов -приобретение школьниками знанийо истории Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей , истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Личностные результаты
_Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.
-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих задач.
-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
5.Формы и виды контроля.
1.Выставки работ.
2.Конкурсы.
6.Методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
— основное усвоение материала достигается на занятиях под контролем учителя;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного обучения;
•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Основная сумма знаний полностью соответствует уровню знаний начальной общеобразовательной школы для младших школьников по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.
Проведение занятий предполагает не столько кратковременность времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания, и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие.
Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории христианства. Рекомендует привлекать священников, православных верующих, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях изучения истории христианства, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; посещение храмов, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах ( акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. 2. | Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008 | Д Д |
2. Печатные пособия | ||
3 4 5. 6. | Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа М., Экзамен, 2010 г.. Книги о художниках и художественных музеях. Словарь искусствоведческих терминов. Портреты русских и зарубежных художников. | Д Д Д Д |
3Технические средства обучения | ||
7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Музыкальный центр. CD\DVDпроигрыватель. Телевизор. Мультимедийный компьютер Мультимедиа-проектор. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. Экран (на штативе или навесной). Фотоаппарат. | 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1 шт. 1шт. 1шт. 1 шт. |
4. Экранно-звуковые пособия . | ||
15 16 17 18 19 | Мультимедийные обучающие программы. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения. DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи; DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы; DVD-фильмы-творчество художников | Д Д Д Д Д |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/_____________________/ «______» ______________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО (РМО) протокол № ___ от «___» ________ 20___ г. Руководитель ШМО (РМО) _____________ /__________________/ подпись расшифровка подписи |
Учебно-тематический план по внеурочной деятельности
«Основы православной культуры». Духовно-нравственное направление, 1 класс,
2014-2015 уч.год.
№ п\п | Тема занятия | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | Основные виды деятельности обучающихся | |
Красота в нашем мире-3ч. | |||||
1. | Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Экскурсия. | 01.09-05.09 | Работать в парах , обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. | ||
2. | Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Экскурсия в музей. | 08.09-12.09 | Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. | ||
3 | Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Посещение храма. | 15.09-19.09 | уметь: рассказать о Сергии Радонежском | ||
Хранилища культуры-5ч. | |||||
4 | Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Экскурсия в музей | 22.09-26.09 | Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы. | ||
5. | Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. | 29.09-03.10 | С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы. | ||
6. | Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». | 06.10-10.10 | С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы. | ||
7 | Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России Экскурсия в библиотеку. | 13.10-17.10 | Работать с терминологоическим словариком, совершить экскурсию в библиотеку, | ||
8 | Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. | 20.10-24.10 | формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа | ||
Всегда живое-8ч. | |||||
9 | Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. | 27.10-31.10 | Знать: содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета. | ||
10 | Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. | 10.11-14.11 | отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий | ||
11 | Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Посещение храма. | 10.11-14.11 | уметь: рассказать о семье Богородицы понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников; | ||
12 | Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Посещение храма | 10.11-14.11 | понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников; | ||
13 | Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. | 01.12-05.12 | :правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма, | ||
14 | Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Посещение храма | 08.12-12.12 | узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых. | ||
15 | Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. .Посещение храма | 15.12-19.12 | правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма | ||
16 | Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.Посещение храма | 22.12-26.12 | правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма. | ||
Наша Родина-10ч. | |||||
17 | Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Экскурсия. | 12.01-16.01 | Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры. | ||
18 | Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. |
12.01-16.01 | Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. | ||
19 | Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. | 12.01-16.01 | Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. | ||
20 | Поэты и художники России — о Москве | 02.02-06.02 | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины. | ||
21 | Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Экскурсия в музей. | 16.02-20.02 | Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России. | ||
22 | Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Экскурсия в библиотеку. | 23.02-27.02 | Оценивать богатство внутреннего мира человека ,формулировать выводы из изученного материала. | ||
23 | Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Посещение храма | 02.03-06.03 | Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов. | ||
24 | Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Экскурсия в музей воинской части. | 09.03-13.03 | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. | ||
25 | Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля. Экскурсия в библиотеку | 16.03-20.03 | Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля | ||
26 | Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель. Посещение храма | 16.03-20.03 | Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество. | ||
Спаситель-3ч. | |||||
27 | Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. | 06.04-10.04 | Изучать историю христианства | ||
28 | Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Посещение храма | 13.04-17.04 | Изучать историю христианства | ||
29 | Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Посещение храма | 20.04-24.04 | Изучать историю христианства | ||
Семья-3ч. | |||||
30 | Представление о семейных православных традициях в русской культуре | 27.04-30.04 | происхождение, значение и традиции православных праздников, термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие» | ||
31 | Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Посещение храма | 04.05-08.05 | проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). | ||
32 | Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. Посещение храма | 04.05-08.05 | отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий | ||
33 | Заключительный урок Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). | 18.05-25.05 | ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края | ||
Итого по программе | 33ч | ||||
Выполнено |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/_____________________/ «______» ______________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО (РМО) протокол № ___ от «___» ________ 20___ г. Руководитель ШМО (РМО) _____________ /__________________/ подпись расшифровка подписи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...