Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobroe_delo_4_kl.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Арбаж Кировской области

«Рассмотрено»

Руководитель РМО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по учебной работе

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочная деятельность

кружок «Доброе дело»
         (социальное направление)

4 класс

        Учитель начальных классов Багина Ирина Ивановна        

пгт Арбаж

2014 год

Социальное направление.

Программа кружка “Доброе дело ” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Доброе дело ”  является основой к программе социального развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы  Социальное творчество - это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно - новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество - это инициативное участие школьников в социально- значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: социальное проектирование, коллективная творческая деятельность и волонтерская деятельность.

 Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно  воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим , целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (Д.И.Фельдштейн).

Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.  

   Особое значение  для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность . Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

    Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

   В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом  возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

        При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.    Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку  раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе»,  а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе  «Познай себя».

    При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.)  идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера.  Учитывались возрастные  интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой,

Цели:

  • приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
  • воспитание трудолюбия, творческого нравственного отношения к труду;
  • реализация общественно – значимых инициатив.

   Задачи:  

  • привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
  • учить детей навыкам общественной работы;
  • воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
  • развивать организационные и коммуникативные компетенции;
  • создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
  • сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха;
  • развивать трудовые навыки младшего школьника  и потребность их совершенствовать.

Виды и содержания общественно полезной деятельности

    1.Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

   2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений.  Охрана зеленых насаждений.

   3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

   4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.  

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (4 класс)

Формы и режим занятия:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. 34 занятия в год (34 учебные недели).  Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная  формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

     Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в районе, крае, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

Ожидаемый результат

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;

-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

- развитие познавательного интереса и любви к труду;

-обучение умению планировать свою работу;

- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда; выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

-формирование активной жизненной позиции.

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы;

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие  и социальные проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества

Учебно- тематический план

 п/п

Содержание работы.  Тематика и форма мероприятий

Теоретические часы

Практические часы

Дата проведения

1

Дежурство в классе. Беседа «Что такое поручение?» Сюжетно-ролевая игра «Это дело мне по душе»

(распределение поручений).  Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.   Правила ухода за комнатными растениями в классе.

0,5 ч.

0,5 ч.

2.

  Музейное занятие «И снова за парты спешит детвора» (из истории образования в России)

1ч.

3.

Прогулка в лес, парк, сквер: наблюдение за трудовой деятельностью людей; сбор опавших листьев для гербариев. Совместные туристические походы

1ч.

4.

Акция «Зелёная скорая помощь». Экскурсия на природу.

5.

Акция «Не забудь поздравить бабушку и дедушку с Днём пожилого человека» Открытки своими руками.

1ч.

6.

Музейное занятие «Деревянных дел мастера»

1ч.

7

Классный час  «Здоровые привычки»

Конкурс осенних букетов, чудо-овощей и поделок из природных материалов (в течение недели)

1ч.

8

Уборка территории  школьного двора (сгребание листьев). Трудовой десант «Уют» (приборка школьной территории)

1 ч.

9

Творческий проект  «Мир твоих увлечений».

Музейное занятие «Народный костюм»

1 ч.

10

Операция «Уют в классной комнате»

Беседа «Уроки этикета».

0,5 ч.

0,5 ч.

11

Изготовление кормушек для птиц.

Участие в акции «Покормите птиц зимой»

12

Беседа «Как не заболеть, когда другие болеют»

1 ч.

13

Акция «Мы творим чудеса» (Учимся делать сюрпризы для родных и близких людей).

1 ч.

14

Мастерская Деда Мороза «Самая сказочная снежинка»

1 ч.

15

Беседа «Как мы помогаем дома?» Мелкий ремонт одежды. Пришивание вешалки. Разучивание разных видов швов.

1ч.

16

Поход «За здоровьем к природе» Экскурсия в зимний лес. Подкормка зимующих птиц.        

1 ч.

17

Снежные фигуры у школы.

1 ч.

18

Беседа «Всякая вещь трудом создана». Как жили наши предки..

1 ч.

19

Музейное занятие «Наука археология»

1 ч.

20

Мастера Вятского края. Посещение выставки в музее.

1 ч.

21

Изготовление подарков к Дню защитника Отечества»

1ч.

22

Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, сестер). Изготовление открыток и подарков к 8 Марта

1 ч.

23

КВН  «Кто работы не боится, у того она и спорится».

1ч.

24

Музейное занятие «Памятники природы Кировской области»

1 ч

25

Беседа «Правила хорошего тона»

Игры на сплочение коллектива.

0,5 ч.

0,5 ч.

26

Весенние работы на пришкольном участке. Правила безопасности труда во время работы на школьном участке. Посев рассады цветов.

0,5 ч.

0,5 ч.

27

Операции  «Послушная метелка» (уборка школьного участка).

Акция «Сделай скворечник»

1 ч.

28

Трудовой десант «Уют» (приборка школьной территории)

1 ч.

29

Игра на сплочение коллектива «Вместе нам хорошо»

1 ч.

30

Музейное занятие «Сыны голубой планеты»

1 ч.

31

Музейное занятие «Эхо памяти и боль сердца» (к Дню Победы)

1 ч.

32

Уход за растениями. Полив, прополка. Уход за цветниками.

33

Праздник «Выпускной в начальной школе»

1 ч.

34

        «Чему мы научились?». Выставка рисунков, поделок, макетов, вышивок. Подведение итогов. Задания на лето.

0,5 ч.

0,5 ч.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

        Литература

  • Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
  •  Абрамова Т. Н. Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
  • Кобзарь Б.С.  Учебно - воспитательный процесс в школах. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
  • И.А.Каиров, О.С.Богданова. Азбука нравственного воспитания.    М., «Просвещение», 1975
  •  В.А.Георгиевский. Проведение праздников в начальных классах. М., Просвещение 1983г    
  • С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина Воспитательная работа в начальной школе. М.-Ростов н/Д, 2000.    
  •  Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:
    konf //
    www.ipkps.bsu.edu.ru 
  • Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

        Материадьно – техническое обеспечение.

              Интерактивная доска,   проектор, компьютер        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс

Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах:  для занятий с детьми младшего школьного возраста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый день - доброе дело". 4 класс.

            Рабочая программа  курса внеурочной деятельности  «Каждый день-доброе дело» для обучающихся 4 класса общеобразовательной организа...

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.

Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...