Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_delo_4_kl.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Арбаж Кировской области
«Рассмотрено» Руководитель РМО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор школы _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность
кружок «Доброе дело»
(социальное направление)
4 класс
Учитель начальных классов Багина Ирина Ивановна
пгт Арбаж
2014 год
Социальное направление.
Программа кружка “Доброе дело ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Доброе дело ” является основой к программе социального развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы Социальное творчество - это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно - новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество - это инициативное участие школьников в социально- значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: социальное проектирование, коллективная творческая деятельность и волонтерская деятельность.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим , целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (Д.И.Фельдштейн).
Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность . Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Познай себя».
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой,
Цели:
- приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
- воспитание трудолюбия, творческого нравственного отношения к труду;
- реализация общественно – значимых инициатив.
Задачи:
- привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
- учить детей навыкам общественной работы;
- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
- развивать организационные и коммуникативные компетенции;
- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
- сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха;
- развивать трудовые навыки младшего школьника и потребность их совершенствовать.
Виды и содержания общественно полезной деятельности
1.Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (4 класс)
Формы и режим занятия:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. 34 занятия в год (34 учебные недели). Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в районе, крае, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
- развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы;
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие и социальные проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества
Учебно- тематический план
№ п/п | Содержание работы. Тематика и форма мероприятий | Теоретические часы | Практические часы | Дата проведения |
1 | Дежурство в классе. Беседа «Что такое поручение?» Сюжетно-ролевая игра «Это дело мне по душе» (распределение поручений). Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Правила ухода за комнатными растениями в классе. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | |
2. | Музейное занятие «И снова за парты спешит детвора» (из истории образования в России) | 1ч. | ||
3. | Прогулка в лес, парк, сквер: наблюдение за трудовой деятельностью людей; сбор опавших листьев для гербариев. Совместные туристические походы | 1ч. | ||
4. | Акция «Зелёная скорая помощь». Экскурсия на природу. | 1ч | ||
5. | Акция «Не забудь поздравить бабушку и дедушку с Днём пожилого человека» Открытки своими руками. | 1ч. | ||
6. | Музейное занятие «Деревянных дел мастера» | 1ч. | ||
7 | Классный час «Здоровые привычки» Конкурс осенних букетов, чудо-овощей и поделок из природных материалов (в течение недели) | 1ч. | ||
8 | Уборка территории школьного двора (сгребание листьев). Трудовой десант «Уют» (приборка школьной территории) | 1 ч. | ||
9 | Творческий проект «Мир твоих увлечений». Музейное занятие «Народный костюм» | 1 ч. | ||
10 | Операция «Уют в классной комнате» Беседа «Уроки этикета». | 0,5 ч. | 0,5 ч. | |
11 | Изготовление кормушек для птиц. Участие в акции «Покормите птиц зимой» | 1ч | ||
12 | Беседа «Как не заболеть, когда другие болеют» | 1 ч. | ||
13 | Акция «Мы творим чудеса» (Учимся делать сюрпризы для родных и близких людей). | 1 ч. | ||
14 | Мастерская Деда Мороза «Самая сказочная снежинка» | 1 ч. | ||
15 | Беседа «Как мы помогаем дома?» Мелкий ремонт одежды. Пришивание вешалки. Разучивание разных видов швов. | 1ч. | ||
16 | Поход «За здоровьем к природе» Экскурсия в зимний лес. Подкормка зимующих птиц. | 1 ч. | ||
17 | Снежные фигуры у школы. | 1 ч. | ||
18 | Беседа «Всякая вещь трудом создана». Как жили наши предки.. | 1 ч. | ||
19 | Музейное занятие «Наука археология» | 1 ч. | ||
20 | Мастера Вятского края. Посещение выставки в музее. | 1 ч. | ||
21 | Изготовление подарков к Дню защитника Отечества» | 1ч. | ||
22 | Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, сестер). Изготовление открыток и подарков к 8 Марта | 1 ч. | ||
23 | КВН «Кто работы не боится, у того она и спорится». | 1ч. | ||
24 | Музейное занятие «Памятники природы Кировской области» | 1 ч | ||
25 | Беседа «Правила хорошего тона» Игры на сплочение коллектива. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | |
26 | Весенние работы на пришкольном участке. Правила безопасности труда во время работы на школьном участке. Посев рассады цветов. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | |
27 | Операции «Послушная метелка» (уборка школьного участка). Акция «Сделай скворечник» | 1 ч. | ||
28 | Трудовой десант «Уют» (приборка школьной территории) | 1 ч. | ||
29 | Игра на сплочение коллектива «Вместе нам хорошо» | 1 ч. | ||
30 | Музейное занятие «Сыны голубой планеты» | 1 ч. | ||
31 | Музейное занятие «Эхо памяти и боль сердца» (к Дню Победы) | 1 ч. | ||
32 | Уход за растениями. Полив, прополка. Уход за цветниками. | 1ч | ||
33 | Праздник «Выпускной в начальной школе» | 1 ч. | ||
34 | «Чему мы научились?». Выставка рисунков, поделок, макетов, вышивок. Подведение итогов. Задания на лето. | 0,5 ч. | 0,5 ч. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Литература
- Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
- Абрамова Т. Н. Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
- Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
- И.А.Каиров, О.С.Богданова. Азбука нравственного воспитания. М., «Просвещение», 1975
- В.А.Георгиевский. Проведение праздников в начальных классах. М., Просвещение 1983г
- С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина Воспитательная работа в начальной школе. М.-Ростов н/Д, 2000.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:
konf // www.ipkps.bsu.edu.ru - Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
Материадьно – техническое обеспечение.
Интерактивная доска, проектор, компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс
Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый день - доброе дело". 4 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Каждый день-доброе дело» для обучающихся 4 класса общеобразовательной организа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Добрый дела моего класса" 1 класс
КТП...
Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"
Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.
Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...