Методические разработки. Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста.
методическая разработка (1 класс)

Иванова Юлия Сергеевна

Картотека подвижных игр

для  детей младшего школьного возраста.

Предлагаю игры для детей во время перемен, после уроков в группе продлённого дня. Так же возможно использыване на уроках, особенно в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_srednyaya_gr.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр

для  детей младшего школьного возраста.

                                        Учитель по физической   :

культуре Иванова Ю.С.

                                               

Пилоты

Содержание: дети разделены на 3—4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена.  Звенья расположены в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками, — это аэродромы. По сигналу воспитателя «пилоты, готовьте самолеты к полету» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются), заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводят руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находятся в воздухе до сигнала воспитателя «на посадку». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится.
Указания:  в игре целесообразно использовать различные  атрибуты. Воспитатель может незаметно для пилотов переменять флажки, которыми обозначены аэродромы. Командиры должны правильно посадить звенья на свои аэродромы.

Повторить  4—5 раз.

Цветные автомобили

Содержание:  дети стоят вдоль стен комнаты. Это автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках флажок (кольцо, картонный диск синего, желтого или зеленого цвета). Воспитатель/инструктор стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него З флажка соответствующих цветов. Он поднимает 1 из флажков (а можно 2 или все 3), дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке, подражают езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи.  
Указания:  у  воспитателя может быть и красный флажок. Неожиданно он поднимает его - все автомобили по этому сигналу должны остановиться.

Повторить  4—6 раз.

Птички и кошка

Содержание: на земле обозначается круг (диаметром 5—б м). В центр становится - выбранный воспитателем ребенок — это кошка. Остальные дети находятся за кругом — они птички. Кошка засыпает. Птички влетают в круг, клюют зернышки. Кошка просыпается, видит птичек и начинает ловить их. Птички спешат вылететь из круга. Тот, кого коснулась кошка в кругу, считается пойманным и идет на середину круга. Когда кошка поймает 2—З птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные птички присоединяются ко всем играющим.  
Указания:   кошка осторожно ловит птичек (не хватает их, а лишь слегка прикасается). Если кошка долго не может никого поймать, воспитатель выбирает ей в помощь еще 1 кошку

Повторить  4—5 раз.

У медведя в бору

Содержание: на одной стороне площадки очерчивается берлога медведя. На другой — обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя, который должен сидеть в берлоге. Когда воспитатель скажет: «Идите, дети, гулять» — дети выходят из дома и идут а лес, собирают грибы, ловят бабочек и т. п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:
                                                   У медведя во бору
                                                   Грибы, ягоды беру,
                                                   А медведь сидит,
                                                   И на нас рычит.
После слова «рычит», медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей нельзя ловить.
После того как медведь поймает нескольких играющих, на эту роль назначается другой ребенок.  
Указания: может быть другой вариант игры — с двумя медведями.

Повторить  3—4 раза.

Найди себе пару

Содержание: воспитатель раздает играющим по одному флажку, какого- либо из основных цветов. По сигналу — удару в бубен, хлопку — дети разбегаются по площадке, помахивают над головой флажками. По следующему сигналу — нескольким ударам в бубен, хлопкам, словам «Найди себе пару» — дети, имеющие флажки одного цвета, находят себе пару. Каждая пара произвольно делает какую-либо фигуру. К, оставшемуся без пары, все играющие обращаются со словами:
                                       Петя, Петя, не зевай,
                                       Быстро пару выбирай.
Затем по сигналу все снова разбегаются по площадке.
Указания: в игре может участвовать нечетное количество играющих; тогда в нее включается воспитатель. У педагога должны быть флажки всех цветов; при повторении игры он меняет их у нескольких детей. Играющие должны выбирать себе по сигналу разные пары.

Повторить  4—6 раз.

Лошадки

Содержание: дети делятся в 2 равные группы. Одни изображают лошадок, другие — конюхов. (У конюхов в руках вожжи.) На одной стороне площадки (это луг) очерчивается конюшня, где находятся лошадки, на другой — место для конюхов. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!»                                                                                По этому сигналу конюхи бегут к конюшне н выпрягают  лошадей. (Каждый выбирает себе лошадь по собственному желанию или по указанию педагога.)
Запряженные лошадки выстраиваются друг за другом и по сигналу едут тихо, бегут рысью или вскачь. На слова воспитателя «Приехали, распрягайте лошадей»,  конюхи останавливают лошадок, распрягают и отпускают пастись ла луг, а сами возвращаются на свои места. Лошади спокойно пасутся на лугу, щиплют траву. По сигналу «конюхи, запрягайте лошадей», каждый конюх ловит свою лошадку, которая убегает, увертывается от него. Когда все лошадки будут пойманы и запряжены, пары выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется. В завершении воспитатель  говорит: «отведите лошадей в конюшню, пусть они отдохнут» Конюхи отводят лошадей, а конюшню, распрягают их.
Указания: в игре следует чередовать бег с ходьбой и разными видами подскоков. Игру можно разнообразить, предлагая разные сюжеты поездок: скачки, поездку в лес за дровами и т. п. Если какую-нибудь из лошадок конюх долго не может поймать, воспитатель и другие конюхи помогают ему.

Погреми погремушкой

Содержание: 5—б детей становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне, на скамейке (бревне), разложены на равном расстоянии друг от друга погремушки (по числу детей). По сигналу педагога «раз, два, три... беги», дети бегут к погремушкам, поднимают их над головами и потряхивают. Отмечается тот игрок, который сделал, это первым. Затем дети возвращаются на места и выходят следующие                                                                                       Указания: можно усложнить игру: включить задание на преодоление препятствий — перешагнуть через веревку или подлезть под нее, пролезть в обруч, обежать расставленные на пути кегли н т. п.

Повторить  3—4 раза.

Ловишки

Содержание: дети находятся на площадке. Выбранный ловишкой становится на середине. По сигналу «раз, два, три... лови», все играющие разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать кого-нибудь из детей и коснуться его рукой, запятнать. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 играющих, выбирают другого водящего.
Указания: можно использовать другие варианты игры: «Ловишки – перебежки», «Ноги от земли», «Ловишки в кругу» и т.д.

Повторить  3—4 раза

Зайцы и волк 

Содержание:   играющие изображают зайцев, кто-то из детей — волка. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики. Волк прячется на противоположной стороне — в овраге.
Воспитатель произносит:  Зайки скачут скок, скок, скок
                                            На зеленый на лужок,
                                            Травку щиплют, слушают,
                                            Не идет ли волк.                                                                                      В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произнесет слово «волк.. волк» выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зверюшек волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2—3 зайцев, на роль волка выбирается другой ребенок.  
Указания: каждый заяц занимает только свой домик. У зайцев может быть и общий дом. Вначале волка может изображать воспитатель.

Повторить  3—4 раза

Лиса в курятнике

Содержание:   в курятнике на насесте располагаются куры (дети стоят на скамейках, расставленных по одну сторону площадки). На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Остальная часть площадки — двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «лиса», куры убегают, прячутся в курятники, взлётают на насест, а лиса старается схватить и утащить (осторожно, слегка касаясь) замешкавшуюся курицу. Пойманную добычу она уводит в свою нору. Игра заканчивается, когда лиса поймает условленное число кур.  
Указания:. насестом могут служить различные предметы: стулья, кубы и т. д.

Повторить  4—5 раз.

Зайка серый умывается

Содержание:  все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается.
Видно, в гости собирается.                                                                               Вымыл носик,                                                                                                                Вымыл ротик,                                                                                                              Вымыл ухо, Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга.                                                                                                                                      Указания: в кругу могут находиться и несколько заек - 4-5. они одновременно выполняют игровое задание

Повторить  5—6 раз.

Пастух и стадо

Содержание:   дети изображают стадо (коров, телят…). Выбирают пастуха. Ему вручают пастушью шапку, хлыст и рожок. Стадо собирается на скотном дворе. Пастух стоит в отдалении. Воспитатель произносит:  

Ранним - рано поутру                                                                                                   Пастушок: «Ту – ру – ру - у!»                                                                                                            А коровки в лад ему                                                                                                                 Затянули: «Му – му - му!»    

На слова «ту-ру-ру-у» пастушок играет в рожок, после слов «му-му-му» коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки, и стадо идет на зов пастуха. Он гонит их в поле (на другую сторону площадки). Там стадо пасется некоторое время, затем пастух гонит его обратно в хлев. Выбирают нового пастуха.  
Указания:  для игры нужна достаточно просторная площадка. Дети не должны сбиваться в одно место.

Повторить 2-3 раза.

Перелет птиц

Содержание:  стая птиц собирается на одном краю площадки (дети стоят врассыпную), напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу воспитателя «полетели», птицы разлетаются по площадке, расправив крылья и помахивая ими. По сигналу «буря» - птицы летят к деревьям (влезают на стенку) Когда воспитатель говорит: «Буря прошла!» — птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать.  
Указания: при спуске с гимнастической стенки нельзя спрыгивать. Если стенка имеет мало пролетов, надо включать в игру не всех детей сразу. Вместо стенки можно использовать скамейки, стулья и другие предметы.

Повторить 5-6 раз.

Котята и ребята

Содержание:  часть играющих изображает котят, сидящих на заборе — на второй-третьей перекладине лесники. Остальные дети — хозяева котят (у каждого по 1—2 котенка). Они сидят на корточках за чертой, расположенной вдоль одной из сторон площадки. «Молока, кому молока?»— говорит воспитатель. Он подходит к ребятам и делает вид, что наливает каждому молоко в кружку. Котята тоже просят молока — мяукают. Ребята поднимаются, выходят за черту на площадку и зовут котят: «Кис-кис-кис!». Котята слезают с забора и бегут пить молоко, дети в это время приговаривают: «Мохнатенький, усатенький, как есть начнет, сразу песенки поет!» На последнее слово котята убегают и снова влезают на забор. Ребята их ловят. Тот, кто поймает котенка до того, как он влезет на забор, меняется с ним ролью.
Указания: перед забором, в 2 шагах от него, обозначается черта — ловить можно только до нее. Действовать нужно только по сигналу.
                                                                                                   
Повторить 4-6 раз.

Подбрось – поймай

Содержание:   дети свободно располагаются в помещении или на площадке,
каждый держат в руках мяч. По сигналу воспитателя «начинай», дети подбрасывают мяч, вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его.
Указания:  детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и ловят мячи, а другие считают, или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят на середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания. Можно ввести и элемент соревнования: кто подбросит и поймает мяч большее число раз? Можно включить и такие усложнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать его.

Сбей булаву

Содержание:   играющие становятся за линию, в 2—3 м от которой напротив каждого поставлены булавы. В руках у детей мячи. По сигналу играющие прокатывают мячи по направлению к булавам, стараясь сбить их. По следующему сигналу дети идут за мячами и поднимают упавшие булавы. Игра повторяется. Каждый играющий запоминает, сколько раз булава была им сбита.
Указания: надо разнообразить игровое задание: прокатить мячи правой, левой и двумя руками, ногой.

Мяч через сетку

Содержание:    небольшая группа играющих (2—8) становится по обе стороны сетка (натянута на высоте поднятых вверх рук ребенка), на расстоянии не менее 1—1,5 м. Затем дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Так, если играющих четверо или более, то 1 ребенок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший перебрасывает его одному из соседей, а тот возвращает мяч за сетку.
Указания: играющие бросают мяч через сетку по условиям игры определенным способом (двумя руками снизу или из-за головы). Команды соревнуются между собой: воспитатель или один из детей подсчитывает, на какой стороне мяч больше падал ма землю.

Школа мяча

Содержание:                                                                                                                        Играющие выполняют ряд заданий:  

- подбросить мяч вверх и поймать двумя руками;                                                                                - ударить мячом о землю и поймать его двумя руками;                                                                  - ударить мячом о землю, сделать хлопок и поймать его двумя руками;                                        - ударить мячом о стену и поймать его двумя руками;                                                                     - ударить мячом о стену, дать ему отскочить от пола и поймать двумя руками;                                                                                                                                                - ударить мячом о стену, сделать хлопок и поймать его двумя руками.                                        -  один ударяет мячом о стену так, чтобы он отскочил в сторону товарища, тот после падения мяча на пол и отскока ловит  его.

Кегли

Содержание:    кегли ставят за линией в определенном порядке:

- в один ряд вплотную друг к другу, высокая кегля в середине;                                                       - в одни ряд одна от другой на небольшом  (5——10 см) расстоянии;                                                - в небольшой кружок, большая кегля в центре;                                                                                  - в 2 ряда, большая кегля между рядами;                                                                                            - в З ряда, большая кегля во втором ряду;                                                                                               - квадратом, большая кегля в центре и т. п.                                      

На расстоянии 2—З м от линии, на которой расположены кегли, чертят 2—З линия, с которых играющие сбивают кегли. Дети, - соблюдая очередность, начинают прокатывать шары с самой ближней линии. Выигрывает в первом туре тот, кто больше всех собьет кеглей на ближней линии. Он и начинает прокатывать шары со второй линии и т. д.
Указания: в одной игре рекомендуется использовать не больше 1—2 построений кеглей. Можно подсчитывать очки, тогда большая кегля должна быть самой ценной.

Кольцеброс

Содержание:  игра состоит в набрасывании колец (диаметром 15—20 см) правой и левой рукой на палочки 30—40 см длиной, укрепленные вертикально на подставке в виде квадрата, треугольника и др. Задача состоит в том, чтобы с заданного расстояния (1,5—2 м) набросить, возможно, большее количество колец (из 3—5). В игре одновременно участвуют 2—З ребенка. Они по очереди набрасывают одинаковое количество колец, подсчитывая, кто сколько набросил.                                              Указания: желательно иметь кольца разного цвета. Каждый ребенок действует с кольцами одного цвета, и оба игрока могут бросать кольца одновременно.

Найди, где спрятано

Содержание:  дети стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель/инструктор  показывает флажок, говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет флажок и говорит: «Пора», дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто первым найдет флажок, прячет его при повторении игры.                                                                                  Указания: если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь.

Повторить 3-4 раза.

Найди и промолчи

Содержание:  дети стоят вдоль одной стороны - площадки лицом к воспитателю. По сигналу педагога они поворачиваются лицом к стене. Воспитатель в это время прячет платок. Затем дети открывают глаза, поворачиваются и начинают искать платок. Нашедший, не показывая вида, что он уже нашел, подходит к педагогу и тихо говорит ему на ухо, где он обнаружил платок, и становится на свое место в - шеренге (или садится - на скамейку, стул). Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут платок.
Указания: надо пояснить детям, что тот, кто найдет платок, не только не должен брать его, но и показывать вид, что заметил спрятанное.

Повторить 3-4 раза.

Кто ушел?

Содержание:  дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5—6 человек), а затем выйти из комнаты/ спортивного зала или отвернуться и закрыть глаза: один из детей прячется. Воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.  
Указания:  дети не должны подсказывать. Можно никому не прятаться, тогда отгадывающий должен заметить, что все остались на местах.

Повторить 4-5 раз.

Прятки

Содержание: воспитатель назначает водящего. Тот становится около педагога или в другом обозначенном месте и закрывает глаза, а играющие прячутся. Водящий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!». Обнаружив ребенка, он называет его по имени. Ребенок выходит из своего укрытия и подходит к воспитателю. Когда водящий найдет пятерых детей, педагог собирает всю группу и назначает на эту роль другого ребенка.
Указания: водящему не разрешается подсматривать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).

Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...

Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста

Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста.Игры направлены на развитие эмоционально-личностной сферы, на сплочение детей группы, на развитие коммуникативных навыков, на развитие инт...

Методическая разработка "Методика работы с детьми младшего школьного возраста в хореографическом коллективе"

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей и поэтому обучение в хореографических коллективах должно бы...

Электронно-методическое пособие "Словарная работа" для детей младшего школьного возраста

Данное дидактическое пособие предназначено для детей младшего школьного возраста и может быть применено учителями начальных классов в рамках непосредственно образовательной программы по русскому языку...

Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста, обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2).

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на уроках физической культуры, а также при составлении сценариев спортивных праздников и во внеурочной деятельности спортивно-оздор...

Методическая разработка" «Весёлые старты» 2 среди воспитанников школьного возраста летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ГБОДОРМ«РЦДОД»

Положениео спортивных соревнованиях «Весёлые старты»среди воспитанников школьного возрасталетнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ГБОДОРМ «РЦДОД»I. Общие пол...