программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА – НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ!»
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Программа адресована ученикам начальной школы, их родителям и классным руководителям. Представляет собой теоретическое воплощение идеи сотрудничества родителей и школы, связи семьи и образовательного учреждения, а также просвящения родителей в области воспитания и развития их детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotrudnichestva_semi_i_shkoly.docx | 115.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
школы с родителями учащихся вторых классов
«СЕМЬЯ И ШКОЛА – НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ!»
Составитель: Иконникова Татьяна Сергеевна
Участники программы: обучающиеся, родители, лица их заменяющие, администрация школы, педагоги школы, педагог-организатор, психолог, социальный педагог, классные руководители.
Сроки и этапы реализации программы: 2020-2021 учебный год.
I. этап – организационный:
- анализ и диагностика взаимодействия педагогов и родителей (семей);
- формирование общественного мнения о значимости и необходимости работы с семьей;
- организация планирования работы с семьей.
II. этап – реализация программы:
- организация работы по реализации программы;
- отслеживание механизма работы школы с семьей;
III. этап – мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка……………………………………………………….3
- Цели и задачи программы………………...................……………………..…5
- Содержание программы………………………………………………………7
- План реализации программы организации сотрудничества с родителями.………………………………………………………………………....10
- Список литературы………………………………………………………….12
Приложение 1. Методика диагностика взаимоотношений учителей и родителей «Сотрудничество семьи и школы»
- Пояснительная записка
В настоящее время становится все более очевидным, что решение задач воспитания и обучения, решение проблем социальной жизни ребенка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Роль семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка очень высока, так как те качества, что были привиты в семье, сохраняются на всю жизнь. Как говорил В.А. Сухомлинский «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью». К сожалению, многие родители, не имея педагогического образования, не зная возрастных особенностей детей, в некоторых случаях не могут помочь своему ребенку преодолеть кризис определенного возраста, решить какую-то проблему, справится с трудной задачей, их учебно-воспитательная деятельность строится на основании интуиции. Здесь на помощь может прийти школа, как социальный институт.
Актуальность. Тесное сотрудничество между школой, в лице классного руководителя, и семьей, в частности родителями, взаимодействии этих социальных институтов способствует гармоничному развитию младших школьников на ступени начального образования. Сотрудничество – это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, это общая задача взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов.
Программа организации сотрудничества «Семья и школа – навстречу друг другу!» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025. – М.: Российская газета – Федеральный выпуск, 2015. – № 6693 (122).
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2014. – 134с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 2016. – 53с.
Права и обязанности родителей (законных представителей) определены в следующих документах:
4. Конституция РФ (ст. 37,43)
5. «Конвенция о правах ребенка» (параграф 1 ст. 23)
6. Семейный кодекс РФ (гл.12)
Программа является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и направлена на создание системы сотрудничества семьи и школы в интересах развития личности ребенка.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач воспитания младшего школьника.
Программа адресована ученикам первых классов и их родителям. Она представляет собой теоретическое воплощение идеи сотрудничества родителей и школьного коллектива, связи школы с социумом села, с общественными организациями и учреждениями; защита семьи, материнства, нравственного просвещения родителей и воспитания будущих родителей.
Философское основание программы составили взгляды Е.В. Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова, М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.
- Цели и задачи программы
Цель программы: создание целенаправленной работы по сотрудничеству с семьями обучающихся, направленной формированию эффективной системы взаимодействия педагога и родителей, способствующей достижению воспитательных эффектов.
Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.
Основные задачи программы:
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.
2. Организация родительского просвещения на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
3. Формирование основ здорового образа жизни в семьях.
4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей.
5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса школы.
6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
Основными направлениями работы с родителями:
- Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики (тематические классные часы и общешкольные родительские собрания, организация встреч со специалистами).
- Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (работа родительских активов классов, участие родителей в рейдах, в заседаниях Совета профилактики; активное вовлечение родителей в организацию классных и школьных мероприятий).
- Диагностика (обследование условий жизни и воспитания детей, изучение готовности родителей к сотрудничеству со школой, с классным руководителем).
- Коррекционная работа является продолжением диагностической.
Организация работы с родителями:
- со всеми родителями в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
- с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий, бесед по формированию навыков и умений, связанных с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.
Работа с коллективом родителей ведется в направлении повышения педагогической культуры и выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы.
Ожидаемые результаты:
- овладение родителями (законными представителями) новыми знаниями и практическими навыками в области воспитания, образования и психологии ребенка, способствующих формированию компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;
- овладение конструктивными способами общения с каждым участником педагогического взаимодействия;
- увеличение количества родителей-лидеров, которые умеют и с удовольствием участвуют в учебно-воспитательном процессе школы;
- психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
- возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
- утверждение здорового образа жизни;
- активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
- создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и системы дополнительного образования по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
- Содержание программы
Организация работы с воспитанниками, их родителями и педагогами предполагает использование следующих форм и видов деятельности сотрудничества с семьей:
- Традиционные формы работы:
- посещение на дому;
- индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
- концерты;
- творческие отчеты и др.
- Инновационные формы работы:
- совместные досуговые мероприятия учителей, родителей и учеников;
- организация семейных художественных студий;
- вовлечение родителей в проектную деятельность и т.д.
Табл. 1
Направления, содержание и формы реализации программы
| Направления | Содержание и формы |
1. | Организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьёй | А) изучение семей (социальный паспорт класса); Д) знакомство родителей с учебным планом, программами, вариантами обучения; Е) выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение родительского собрания; З) организация психолого-педагогического просвещения родителей; К) Составление программы развития ребенка. Л) Проведение педагогических консилиумов по координации воспитательных воздействий на ребенка, реализации программы его развития. |
2 | Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми
| А) создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям: - организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей); - создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?» «Чем помочь родителям?» «Чем порадуем, как порадуем родителей?»); - творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях; - организация выставок результатов труда родителей. в) организация совместной деятельности родителей и детей: - представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье; - выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты, описать наблюдения, провести опыты); д) создание совместных объединений по интересам, клубного типа. |
3 | Организация работы коллектива родителей | а) развитие самоуправления в классном родительском коллективе: |
4 | Психолого-педагогическое просвещение родителей | а) Организационная работа в классных коллективах: - использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъектную позицию родителей (вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия); - организация групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей «мозговую атаку» в процессе коллективного поиска способов решения проблемы, разработки рекомендаций по обсужденному вопросу, составлении памяток, проектов, предложений; - расширение групповых форм просвещения родителей, связанных с особенностями пола детей, типичными проблемами в воспитании отдельных групп детей; - организация индивидуального просвещения родителей (совместные беседы-поиски по проблемам ребенка, подбор литературы, организация консультаций со специалистами, составление памяток, совместное планирование действий по решению конкретной проблемы ребенка); - информация о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей; - подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу, список публикаций. |
4. План реализации программы организации сотрудничества с родителями
Виды деят-ти | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1.Диагностика уровня сотрудничества семьи и школы | 1. Выявление положительных ожиданий родителей от сотрудничества со школой | Октябрь | Классный руководитель, Психолог. |
2. просвещение родителей в области психолого-педагогических знаний | 1. Тематические классные родительские собрания 2. Общешкольные родительские собрания. 3. Деловые игры. 6. Психолого-педагогический лекторий. (Для разных категорий семей с обязательным приглашение специалистов). 7. Консультации для родителей (Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению и воспитанию школьников). 8. Тематические мастер классы с участием родителей. 9. Модули тем в образовательных областях и дисциплинах: Литературное чтение: семейная тема на страницах художественных произведений русских писателей. 10. Беседа на тему «Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка» | 1 раз в четв. 4 раза в год 2 раза в год Октябрь В течение года 2 раза в год По плану январь | Классные руководители Адм., зам. дир. по ВР, педагог-организатор Классный рук. Зам.дир. по УВР, соц. Педагог, учителя нач. классов. Класс.руковод. Клас.руковод., род комитет. Педагог Классный руководитель |
3. Работа с родительским активом | 1. Организация акций: «Здоровый образ жизни – это стильно» 2. Организация недели: «Семья и школа». 3. Организация праздников: «День Знаний», «День матери», «Масленица», «Новый год», «Последний звонок», «Выпускной вечер». 4. Дежурство во время общешкольных праздников. 5. Рейды. Посещение семей. 6. Подготовка и проведение родительских собраний. 7. Помощь в организации ремонта классов и школы. 8. Оказание помощи родителям из многодетных и малообеспеченных семей через центр Социальной защиты. | октябрь ноябрь По плану По плану По необходимости Июнь – август По необходимости | Зам. директора по УВР, педагог-организатор соц. педагог. клас.руковод., род.комитет. |
4. Работа с семьями «Группы риска» | 1. Посещение семей. 2. Проведение консультаций для родителей. 3. Приглашение на Совет профилактики. 5. Заседания совета профилактики (совместно с родителями) 6. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания. 7. Оказание содействия родителям в вовлечение детей в кружки и секции 8. Проведение рейдов по соблюдению распорядка дня учащимися из категории риска. 9. Клуб общения родителей (для проблемных и неблагополучных детей). | По плану, По необход-ти в течение года | Зам. дир. по ВР, педагог-организатор, соц. педагог и классные руководители педагогический коллектив |
5.Школьные традиции | 1. День открытых дверей. 2. «Папа, мама, я – спортивная семья». 3. Предновогодняя ярмарка. 4. Неделя «Семья и школа». 5. День здоровья. 6. День матери. 7. Семейные вечера: Дети + родители. 8. Конкурсы фотографий, рисунков, сочинений, и т.д. - конкурс рисунков: «Родители – первые педагоги ребенка!». 9. Творческие выставки детских работ. | В течение года декабрь | Зам. директора по ВР, Педагог-организатор, Клас.руководитель |
6. Взаимосвязь: с социумом, с общественными организациями и учреждениями. | 1. Приглашение с беседами специалистов из учреждений дополнительного образования, ГАИ, милиции, больницы и т.д. 2. Организация и проведение медосмотра. 3. Совместные мероприятия с ДК, библиотекой, больницей, спорткомитетом, детским садом. | В течение года | Админ. школы, Зам. директора по УВР, педагог-организатор, соц. педагог. Клас.руководитель |
Одна из самых эффективных групповых форм работы с родителями – это родительские собрания. Могут быть представлены следующие темы:
1 четверть: «Как помочь ребенку учиться? Роль семьи в учебно-воспитательном процессе».
2 четверть: «О дружбе детей и родителей».
3 четверть: «Типы семей и стили семейного воспитания».
4 четверть: «Семья и школы партнеры в воспитании ребенка!».
Список литературы:
- Аудмайкер К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе / К. Аудмайкер. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 152с.
- Джексон Н. Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие / Н. Джексон. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 286с.
- Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учебное пособие / Т.К. Ким. – М.: Прометей, 2013. – 166с.
- Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей – 6-е изд. перераб. и доп. / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. – М.: Дашков и К°, 2014. – 260с.
- Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов / под ред. О.А. Щекиной. – Спб.: Спб АППО, 2014. – 90с.
- Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / под ред. В.А. Кольцова. – М. Институт психологии РАН, 2013. – 956с.
- Темплар Р. Правила родителей пер. с англ. – 7-е изд. перераб. и доп. / Р. Темплар. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 271с.
- Андреева С.И. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе / С.И. Андреева, А.А. Фоменко // Современное образование Витебщины, 2017. – № 2(6). – с. 22-25.
- Бессонова В.Г. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс / В.Г. Бессонова // Начальная школа, 2016. – № 8. – с. 6-8.
- Волокитина Ю.Н. Взаимодействие семьи школы в решении психологических, социально-педагогических и физиологических проблем адаптации первоклассников к школе / Ю.Н. Волокитина, О.И. Баранова // Концепт, 2017. – Т.24. – с. 37-41.
- Губанихина Е.В. Подготовка учителя начальных классов к продуктивному взаимодействию с семьей / Е.В. Губанихина // Начальная школа, 2016. – № 12. – с. 3-7.
- Гурьянова Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями / Т.А. Гурьянова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. – с. 38-40.
- Лапагина Н.В. Современные формы взаимодействия с родителями / Н.В. Лапагина // Социальная сеть работников образования nsportal, 2017. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://nsportal.ru/2017/03/14/sovremennye-formy-vzaimodeystviya-s-roditelyami/
- Майер А.А. «Общественный договор» о сотрудничестве педагогов и родителей в игровой форме / А.А. Майер // Педагогика и образование, 2015. – №4. – с. 89-91.
- Минина Н.Н. Сопровождение детей из семей мигрантов / Н.Н. Минина // Начальная школа, 2014. – № 9. – с. 18-19.
- Нимаева Е.Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие / Е.Г. Нимаева // Образование и воспитание, 2016. – № 3. – с. 53-54.
- Петровичева А.А. Взаимодействие семьи, школы и социума / А.А. Петровичева // Молодой ученый, 2016. – № 5. – с. 723-727.
- Пистун Ю.В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС / Ю.В. Пистун, Г.П. Ковачева // Инновационные технологии в образовании и науке: материала международной науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС Интерактив Плюс, 2017. – В 2т. Т1. – с. 160-162.
- Пишина Е.В. Как организовать работу с родителями / Е.В. Пишина // Начальная школа, 2015. – № 4. – с. 65-66.
- Прокопьева Ю.П. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка / Ю.П. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Концепт, 2017. – Т26. – с. 255-256.
- Слезкова Т.И. Извечная проблема: семья и школа / Т.И. Слезкова, О.И. Домащенко, Е.И. Щукина // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции. – Спб.: Реноме, 2016. – с. 210-212.
- Швецова Н.И. Методика взаимодействия с семьей / Н.И. Швецова // Молодой ученый, 2015. – №5. – с. 554-556.
- Шевченко О.С. Взаимодействие школы и родителей младших школьников / О.С. Шевченко // Теория и практика современной науки, 2016. – №6. – с.67-69.
- Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». – М.: Российская газета – Федеральный выпуск, 2015. – № 6693 (122).
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2014. – 134с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 2016. – 53с.
Приложение1
Методика диагностики взаимоотношений учителей и родителей «Сотрудничество семьи и школы»
Цель методики: выявить положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой.
Инструмент методики: анкета.
Инструкция: родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, высказав свое согласие или несогласие по каждому утверждению, отметив соответствующими знаками «+» или «–».
Оценка производится по следующим параметрам:
- подтвердились ли ожидания родителей от работы классного руководителя (пункты анкеты 1,2,3,4,5,7,8,9);
- заинтересованность в дальнейшем взаимодействии со школой (пункты 3,4,7,9);
- активность родителей (пункты 5,8,10,11);
- нежелание родителей сотрудничать со школой (пункты 6,12,13).
Анкета
Уважаемые родители по каждому из пунктов выскажите свое мнение «да» или «нет», проставив напротив каждого пункта знак «+» или «–»
Спасибо за участие!
Фамилия, имя, отчество_____________________________________
1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.
2. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.
3. Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.
4. Я всегда могу без приглашения обратиться к учителю.
5. Я регулярно посещаю родительские собрания.
6. Родительские собрания – этовынужденная необходимость.
7. Родительские собрания – этовстреча единомышленников.
8. Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.
9. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.
10. На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.
11. Готов материально помочь классу в разумных пределах.
12. Ремонт класса – этодело школы.
13. В ремонте готов помочь только материально.
Ключ: При подсчете учитывается только количество положительных ответов. Положительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя. О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал тревоги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означают, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную психолого-педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Семья и школа»
Младший школьный возраст благоприятен для развития у детей духовно-нравственной культуры, так как в этот период в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. В ...
Конспект классного часа на сплочение коллектива в начальной школе «Учимся понимать друг друга»
Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков...
Программа "Семья и школа"
Эта программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию....
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Наш друг Мойдодыр»
Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»...
Раздел программы "Семья плюс школа"
В последнее время все чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. Взаимоотношения с родителя...
Программа по работе с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся с интеллектуальными нарушениями "СЕМЬЯ м школа: навстречу друг другу"
Программа по работе с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся с интеллектуальными нарушениями "СЕМЬЯ м школа: навстречу друг другу"...
"Законы школы соблюдаем, мы друг другу уважаем!"
В данной презентации воспитанники закрепляют правила поведения в школе, правила уважительного отношения друг к другу и к взрослым....