Раздел программы "Семья плюс школа"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
В последнее время все чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. Взаимоотношения с родителями укрепляются с помощью различных форм взаимодействия: проектная деятельность, занятия, праздники, беседы, родительские собрания, спортивные мероприятия, конкурсы. Все эти мероприятия – не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей.
Цель: укрепление связи семьи и МБОУ «СШ № 21», профилактика безнадзорности и правонарушений, помощь семье и педагогам в разрешении конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_plyus_shkola.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел программы «Семья плюс школа»
В последнее время все чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. Взаимоотношения с родителями укрепляются с помощью различных форм взаимодействия: проектная деятельность, занятия, праздники, беседы, родительские собрания, спортивные мероприятия, конкурсы. Все эти мероприятия – не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей.
Цель: укрепление связи семьи и МБОУ «СШ № 21», профилактика безнадзорности и правонарушений, помощь семье и педагогам в разрешении конфликтных ситуаций.
Содержание деятельности
№ п/п | Название мероприятия | Участники | Сроки проведения |
1. | Беседы: - по профилактике безнадзорности и правонарушений; - по профилактике внутрисемейных конфликтов; | обучающиеся, родители | Октябрь Январь |
2. | «Моя родословная» - семейный вечер | обучающиеся, родители | Декабрь |
3. | «Я и моя мама» - конкурсно-игровая программа ко Дню матери | обучающиеся, родители | Ноябрь |
4. | Праздники: - «Как много бабушек хороших» - праздник, посвященный Дню пожилых людей; - «Мой папа – супермен» - «Загляните в семейный альбом…» | обучающиеся, родители | Октябрь Февраль Апрель |
5. | Родительские собрания | Родители, обучающиеся, | В течение года |
6. | Работа психолога | Родители, обучающиеся, | В течение года |
Ожидаемые результаты: укрепление взаимоотношений с семьей, взаимоотношений «родитель-ребенок», «родитель-педагог», установление доверительного отношения между всеми участниками воспитательного процесса.
Диагностика и анализ воспитательного процесса
Воспитание нравственности, целеустремленности, культуры общения, ценностных ориентаций личности – таким задачам, как правило, отдают приоритет педагоги на сегодняшний день.
Нацеленность современного образования на становление базиса личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая культура, приводит к необходимости разработки её диагностики.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.
В МБОУ «СШ № 21» педагогам предложены и используются ряд методик, выявляющих уровень воспитанности обучающихся, представление детей о чертах характера, личное отношение к ним, самооценку нравственно-волевых качеств и т.д. Диагностическая работа осуществляется педагогами творческих объединений под руководством педагога-психолога. Перед проведением диагностики педагог-психолог проводит обучающие семинары с целью ознакомления педагогов с целями и задачами диагностических исследований воспитанности обучающихся, собеседования с педагогами и руководителями структурных подразделений. По результатам диагностических исследований педагог-психолог разрабатывает рекомендации педагогам, проводит собеседования с ними и родителями обучающихся, доводит до заместителя по воспитательной работе, директора данные анализа в целом по учреждению и в частности по творческим объединениям.
По результатам исследований предлагается выделить четыре уровня воспитанности:
- Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
- Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
- Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
- Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
В качестве критериев воспитанности личности обучающегося и эффективности воспитательной системы в целом рассматриваются сформированность нравственного потенциала воспитанника, сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника, сформированность эстетического потенциала личности воспитанника, сформированность профессиональных навыков и готовность к самореализации.
Критерии эффективности воспитательной системы
№ | Критерии | Показатели | Диагностические средства |
1. | Сформированность нравственного потенциала воспитанника |
| - Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности; - Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся; - Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. - Опросник социально-психологической адаптированности учащихся. - Методика «Неоконченные предложения». - Наблюдение |
2. | Сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника |
| - Методика выявления коммуникативных склонностей Р.В. Овчаровой; - Наблюдение |
3. | Сформированность эстетического потенциала личности воспитанника | Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств | - Методика воспитывающих ситуаций; - Анкетирование; - Педнаблюдение; - Методы экспертной оценки и самооценки учащихся |
4. | Сформированность профессиональных навыков и готовность к самореализации |
| - Метод наблюдение; - Метод экспертной оценки и самооценки |
Некоторые диагностики, методики, используемые для анализа эффективности воспитательной системы и уровня воспитанности обучающихся приведены в приложении №1.
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, объединения, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, модель воспитательной системы МБОУ «СШ№21» актуальна, так как ориентирована на решение значимых проблем не только сегодняшнего дня, но будущего. Она гибкая и рациональная, так как позволяет заложить нравственные истоки в основу формирования личности, истоки профессиональной культуры, которые помогут выпускнику быстрее адаптироваться в сложной социально-экономической среде, избежать ее негативного влияния. Наряду с этим, талантливые дети раскрывают свои творческие возможности, доводя их до профессионального уровня.
Список литературы
- Административное управление воспитательным процессе / сост. Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2016.
- Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник. Журнал Департамента образования Ярославской области. – 2013.
- Селевко Г.К. Найди себя. – М., 2009.
- Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2010.
- Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. Изд. 2-е, дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 2013
- Щуркова Н.Е., Питюнов В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 2014 г.
Приложение 1
Диагностики, методики, используемые для анализа эффективности воспитательной системы и уровня воспитанности обучающихся.
Опросник «Моё объединение»
Цель: выявить степень удовлетворенности и взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.
Ход проведения: необходимо на вопросы отвечать «да», «нет», «не знаю».
- Ребятам нравится заниматься в объединении.
- Дети всегда дерутся друг с другом.
- В нашем коллективе каждый – мой друг.
- Некоторые ребята в нашем объединении несчастливы.
- Некоторые дети в нашем коллективе являются «середнячками».
- С некоторыми детьми в нашем коллективе я не дружу.
- Ребята с удовольствием ходят к нам на станцию.
- Многие дети в нашем коллективе любят драться.
- Все обучающиеся в нашем объединении – друзья.
- Некоторые ребята не любят свой коллектив.
- Отдельные ребята всегда стремятся настоять на своем.
- Все обучающиеся в нашем объединении хорошо относятся друг к другу.
- Наш коллектив веселый.
- Дети в нашем объединении много ссорятся.
- Дети в нашем объединении любят друг друга как друзья.
Обработка результатов
В каждом отдельном блоке из трех вопросов 1-й измеряет степень удовлетворенности жизнью коллектива (У), 2-й – степень конфликтности в коллективе (К), 3-й – степень сплоченности коллектива (С).
3 балла за ответ «да» в 1, 5, 8, 12, 15-м вопросах, «нет» в 6, 10-м вопросах.
2 балла за ответы «да» и «нет» в 9 и 13 вопросах.
1 балл – «нет» во 2, 3, 7, 11, 14-м и «да» в 4-м вопросах.
Далее подсчитываются суммы баллов по вопросам:
1, 4, 7, 10, 13 – степень удовлетворенности жизнью коллектива (У).
2, 5, 8, 11, 14 – степень конфликтности в коллективе (К).
3, 6, 9, 12, 15 – степень сплоченности коллектива (С).
Максимальные суммы баллов по параметрам: У – 10, К – 9, С – 12.
Тест «Незаконченный тезис»
(Методика свободный выбор)
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.
Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1 – 2 минут, по ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
- Хорошая жизнь – это…
- Быть человеком - значит…
- Самое главное в жизни - …
- Нельзя прожить жизнь…
- Чтобы иметь друзей, надо…
- В хорошей коллективе…
- Когда есть свободное время, я…
- Музыка нужна, так как…
- Я не согласен с тем, что говорят, будто я…
Методика «Референометрия»
Цель: выявить референтные группы личности (общности людей, в которых человек формирует свои взгляды, воззрения, идеалы, убеждения, с мнением которых он считается.
Ход поведения: обучащимся предлагаются список 1А из 10 вопросов (ситуаций) и список 1В, состоящий из людей, их окружающих. Вам нужно по каждому вопросу из списка 1А выбрать 1 человека из списка 1В. После этого вы должны по 5-бальной шкале оценить каждое из выбранных лиц.
1(а)
- С кем вы поедете на экскурсию в другой город?
- С Вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?
- Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
- Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
- Кто может указать вам ваши недостатки, к мнению кого вы больше прислушаетесь?
- Вы встретили человека, который вам понравился. Кто сможет вам помочь правильно оценить его?
- Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?
- Кто может быть для вас примером в жизни?
- Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
- С кем вы больше всего откровенны?
1(в)
- Родители.
- Родственники (тетя, дядя, бабушка, дедушка и т. д.).
- Брат, сестра.
- Взрослый знакомый.
- Знакомый родителей.
- Друзья.
- Лучший друг, подруга.
- Компания, приятели.
- Знакомый юноша, девушка.
- Товарищи по учебе.
- Историческая личность.
- Литературный персонаж.
- Учитель.
Обработка полученных данных
Все лица, упомянутые воспитанником, записываются в отдельный список без повторений. Затем оценки лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.
После сравнения 2 – 3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов, эти люди и составляют референтную группу данного воспитанника.
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
(3, 4 классы)
Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | |||
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа к разделу «Сказочные человечки». Школа 2100.
Контрольная работа к разделу «Сказочные человечки»...
Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)
Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...
Год. Век. Времена Древней Руси. Проверочная работа. Раздел 2. УМК "Школа 2100"
Данная проверочная работа может быть представлена учащимся как мини-проверочная работа с целью выявления умений соотносить на ленте времени год и век, а также знание исторических событий или при актуа...
Обобщающие проверочные работы по окружающему миру по основным разделам программы УМК "Школа России" 1 класс
Проверочные работы содержат задания по основным изучаемым разделам программы "Окружающий мир" 1 класс УМК "Школа России".Каждая работа позволит выявить и оценить как уровень ...
Подпрограмма "Семья плюс школа"
Комплексная программа воспитания и формирования здорового образа жизни «Береги себя - ты нужен обществу здоровый», подпрограмма "Семья плюс школа".Цель:...
Дорожная карта. Проект "Семья плюс школа"
Отчет о проделанной совместной работе детей и родителей за год....
Программа "Семья плюс школа"
Разработка программы по совместному воспитанию и обучению детей в начальной школе....