Дополнительная образовательная программа «Семья и школа»
рабочая программа (1 класс) по теме

Давыдова Елена  Николаевна

Младший школьный возраст благоприятен для развития у детей духовно-нравственной культуры, так как в этот период в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. В настоящее время система дополнительного образования направлена в основном на интеллектуальное, физическое и психологическое развитие школьника, а  вот духовно-нравственному воспитанию уделяется недостаточное внимания. Данная программа дополнительного образования «Семья и школа» делает акцент именно в этом направлении, чтобы через разнообразные формы кружковой деятельности развивать лучшие качества младшего школьника: доброту, трудолюбие, отзывчивость, взаимовыручку. Данная программа социально-педагогической направленности для обучающихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

г. Лысково, Нижегородская область

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Лысково

Название дополнительной образовательной программы

«Семья и школа»

Возраст детей: 6-9 лет

(1-3 класс)

Срок реализации: 3 года

Автор программы:

Давыдова Елена Николаевна,

учитель начальных классов


«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность»

(Д. Лессинг)

1.Пояснительная записка

Младший школьный возраст благоприятен для развития у детей духовно-нравственной культуры, так как в этот период в сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. В настоящее время система дополнительного образования направлена в основном на интеллектуальное, физическое и психологическое развитие школьника, а  вот духовно-нравственному воспитанию уделяется недостаточное внимания. Данная программа дополнительного образования «Семья и школа» делает акцент именно в этом направлении, чтобы через разнообразные формы кружковой деятельности развивать лучшие качества младшего школьника: доброту, трудолюбие, отзывчивость, взаимовыручку. Данная программа социально-педагогической направленности для обучающихся 1-4 классов. Программа предусматривает тесное сотрудничество школы и семьи, так как дети в возрасте 6-9 лет имеют слабо развитые навыки самостоятельной работы и нуждаются в помощи родителей. В ходе реализации программы между ребёнком и родителями установятся тёплые, дружеские и партнёрские отношения.

Цель программы:

Формирование у обучающихся позитивного отношения к окружающему миру и потребности делать добрые дела.

Эта  цель созвучна современному национальному воспитательному идеалу, зафиксированному в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, являющейся методологической основой ФГОС.

Задачи программы:

  • Формировать у детей устойчивый интерес к искусству с позиции духовно-нравственных норм.
  • Развивать самостоятельность мышления, умения сравнивать, анализировать.
  • Воспитывать способность выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру. Воспитывать в детях уважительное отношение к родителям.

Специфика программы заключается в том, что на занятиях будут использоваться разнообразные формы работы и предусматривается посещение детского объединения родителями.

  • Чтение и обсуждение мирового литературного наследия (рассказов, сказок, притч), связанных с календарными православными праздниками.
  • Знакомство с миром изобразительного искусства (беседы об изобразительном искусстве, о живописи, иконописи, иллюстрациях сказок).
  • Изготовление сувениров к календарным православным праздникам.
  • Исследовательская деятельность «Фольклор родного города. Костюм. Интерьер» (посещение музея, художественной школы).

Это, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для включения детей в различные социальные сферы деятельности, что ведёт к приобретению собственного опыта.

Организационные условия (формы и режим занятий).

Программа рассчитана на 3 года обучения. Периодичность занятий в классе – один раз в неделю – вторник с 13.00 по 13.35 (1 год обучения), с 13.00 по 13.45 (2,3 года обучения) Общее количество часов в год – 33-34часа. Для участия в кружке привлекаются дети с 6-7 лет, в объединении 26 человек. Состав объединения постоянный. Занятия проходят с учетом возрастных особенностей обучающихся.

С целью поддержания интереса к работе кружка и во избежание утомляемости обучающихся на занятиях используются разнообразные формы работы:

  • беседа,
  • исследовательская работа,
  • экскурсии,
  • групповая работа,
  • работа в парах,
  • творческие игры, конкурсы.

Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования:

1 год обучения:

  1. Познакомиться с рассказами, сказками, притчами, связанными с календарными православными праздниками.
  2. Познакомить с важными православными праздниками (Пасха, Рождество, Масленица).
  3. Познакомить с работами  русских художников (И.Шишкина, А. Саврасова и т.д.)
  4. Познакомить с известными  иллюстраторами  русских народных сказок.
  5. Познакомить с историей и достопримечательностями родного города.
  6. Познакомить с правилами работы с различными материалами (бумагой, пластилином, соломой, опилками).

2 год обучения:

  1. Знать рассказы, сказки, притчи, связанные с календарными православными праздниками.
  2. Знать важные православные праздники (Пасха, Рождество, Масленица).
  3. Знать работы русских художников (И.Шишкина, А. Саврасова и т.д.)
  4. Знать известных иллюстраторов русских народных сказок.
  5. Знать творчество А.Рублёва.
  6. Знать историю  и достопримечательности родного города.
  7. Знать правила работы с различными материалами (бумага, пластилин, солома, опилки).

3 год обучения:

  1. Уметь рассказывать сказки, притчи, связанные с календарными православными праздниками.
  2. Уметь рассказывать о важных православных праздниках (Пасха, Рождество, Масленица).
  3. Уметь различать  работы русских художников (И.Шишкина, А. Саврасова и т.д.)
  4. Уметь высказывать своё мнение о достопримечательностях родного города.
  5. Уметь работать с различными материалами (бумага, пластилин, солома, опилки).

Практические умения и навыки.

  1. Уметь работать с различными материалами (бумагой, пластилином, соломой, опилками).
  2. Уметь работать кистью и гуашью.
  3. Уметь легко вступать в межличностное общение.
  4. Уметь работать с различными источниками знаний.
  5. Уметь высказывать свое мнение об услышанном и прочитанном.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Первый уровень результатов:

  1. Приобретение учениками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений.
  2. Приобретение знаний о правилах конструктивной групповой работы.
  3. Приобретение знаний о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
  4. Приобретение знаний о работе кистью и красками.
  5. Приобретение знаний о работе с разными материалами (бумагой, пластилином).

Второй уровень результатов:

  1. Развитие ценностных отношений учеников к истории родного края.
  2. Развитие ценностных отношений учеников к природе и культуре родного края.
  3. Развитие ценностных отношений учеников к труду своих одноклассников и родителей.

Третий уровень результатов:

  1. Приобретение опыта самообслуживания.
  2. Приобретения опыта организации совместной деятельности с другими детьми и работа в команде.
  3. Умение применить полученные знания  и навыки .

По итогам реализации дополнительной образовательной программы будут достигнуты результаты:

Личностные:

  1. Сформирована способность к самооценке.
  2. Сформированы чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.
  3. Сформировано осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

Предметные:

  1. Умение давать анализ картинам русских художников.
  2. Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
  3. Научатся пересказывать тексты, отвечать на поставленные вопросы.
  4. Научатся высказывать своё мнение о литературном произведении.

Метапредметные:

  1. Научатся планировать свои действия.
  2. Научатся строить логические рассуждения.
  3. Научатся искать необходимую информацию, используя учебные пособия, фонды библиотек, Интернет.

С целью определения результативности ожидаемых результатов будет проводиться анкетирование, анализ творческих работ, беседы с детьми и их родителями, а также наблюдение за их деятельностью в ходе работы.

Итогом работы кружка будет:

1 год – выставка работ детей;

2 год – проведён фестиваль, который покажет, чему научились дети за второй год обучения;

3 год – создание собственного проекта «Мир добра». Дети во время защиты своего проекта расскажут о самых запоминающихся моментах работы детского объединения.

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы и его содержание

1 год обучения

Название тем

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Жизнь дана на добрые дела

4

1

3

3

Доброта без разума пуста

14

4

10

4

Страницы истории

12

4

8

5

Подведение итогов

2

-

2

 

ИТОГО:

33

10

23

1. Вводное занятие

Знакомство с кружковцами. Игры на знакомство («Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам письмо»). Вводный инструктаж по технике безопасности; правила поведения во время занятий. Ознакомление с программой кружка.

2. Жизнь дана на добрые дела

1. Беседа «Чем можно гордиться».

 Игра «Гордость профессии», Э. Фарджон «Гордая инфанта».

2. Законы гостеприимства. Чтение детской библии.

Игра «Гостеприимные хозяева», Н. Абрамцева «Сказка про старый дом», индийская сказка «Два дерева», творческое задание «Варежки».

3.Чтение отрывка из библии «Возвращение блудного сына».

Коллективное творческое задание «Справедливое решение», рисунок «Дом Справедливости».

4.Родина в сердце каждого. Работа в парах: «Поговорим о Родине», рисунок «Любимое место».

3. Доброта без разума пуста

1. Знакомство с техникой безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами. Знакомство с историей и техникой оригами. Изготовление панно «Дружные лисята».

2-3. Изготовление панно «Дружные лисята».

4-5. Знакомство с изобразительным искусством. Беседа о живописи.

Изображение русских народных сказок («Колобок»).

6-7. Беседа об иконописи. Великие художники.

Экскурсия по историческим местам города. Изображение храма.

8-9. Русский народный праздник «Масленица». Изготовление масленицы (разный материал).

10-11. Великий праздник Пасха. Изображение пасхального яйца (Бумага).

12-13.Викторина «Мир изобразительного искусства». Рисование любимых сказочных героев.

14. Подведение итогов, выбор поделок для выставки.

4.Страницы истории.

1.Исследовательская деятельность «Фольклор родного города» (посещение музея, художественной школы).

2-4. Изготовление оберегов.

5-7. Изучение русского народного костюма. Знакомство с техникой безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами. Составление старинных игрушек из цветной бумаги.

8-10.Изучение интерьера старой русской  избы. Знакомство с техникой безопасности при работе с пластилином. Лепка посуды. Лепка Неваляшки.

11-12. Викторина «Наш город». Конкурс рисунков «Наш город».

Подведение итогов, выбор поделок для выставки.

5.Подведение итогов

  1. Подготовка к выставке.
  2. Выставка.

2 год обучения

Название тем

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Как поживёшь, так и прослывёшь

4

1

3

3

По платью встречают, по уму провожают.

14

4

10

4

Малая Родина

13

4

9

5

Подведение итогов

2

-

2

 

ИТОГО:

34

10

24

1. Вводное занятие

Вводный инструктаж по технике безопасности; правила поведения во время занятий. Ознакомление с программой кружка на 2 год обучения. Психологическая игра «Снежный ком».

2. Как поживёшь, так и прослывёшь

1. Беседа «Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты».

Психологическая игра « Мы отправляемся в путешествие». Рисование пары варежек. ( Работа в паре).

2. Чтение притчей  «Притча о 3 друзьях», «притча о маме».

Рисунок на тему «Моему другу».

3. Занятие-тренинг «Дарим подарки и получаем подарки»

Рисунок на тему «Подарок мне».

4. Малая Родина рассказ учителя истории школы о создании родного города. Рисунок «Любимое место в городе».

3. По платью встречают, по уму провожают.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами. Продолжение знакомства с историей и техникой оригами.  Изготовление панно «Мой сказочный мир».

2-3. Изготовление панно «Мой сказочный мир».

4-5. Знакомство с изобразительным искусством. Беседа о живописи.

Изображение русских народных сказок. («Теремок»)

6-7. Беседа об иконописи. Великие художники.

Экскурсия по историческим местам города.  Изображение храма в старой части города.

8-9. Русский народный праздник «Масленица». Изготовление масленицы (разный материал).

10-11. Великий праздник Пасха. Изображение пасхального яйца (бисер).

12-13.Викторина «Мир изобразительного искусства». Рисование любимых сказочных героев.

14. Подведение итогов, выбор поделок для фестиваля.

4. Страницы истории.

1.Исследовательская деятельность «Костюм. Интерьер 18 века» (посещение музея, художественной школы).

2-4. Изготовление оберегов.

5-7. Изучение русского народного костюма. Знакомство с техникой безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами. Составление костюма из цветной бумаги.

8-10.Изучение интерьера дома купца. Знакомство с техникой безопасности при работе с пластилином. Лепка мебели.

11-13. Викторина «Наш город». Конкурс рисунков «Малая Родина».

Подведение итогов, выбор поделок для фестиваля.

5. Подведение итогов

1-2. Подготовка и проведение фестиваля.

3 год обучения

Название тем

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Мои добрые поступки

4

1

3

3

Много знаешь, много умеешь

14

4

10

4

Лысково – милый город

13

4

9

5

Подведение итогов

2

-

2

 

ИТОГО:

34

10

24

1. Вводное занятие

Вводный инструктаж по технике безопасности; правила поведения во время занятий. Ознакомление с программой кружка на 3 год обучения. Психологическая игра «Учимся улыбаться и правильно здороваться».

2. Мои добрые поступки

1. Беседа «Этикет и этика».

2. Чтение притчей  «Величайшее имя».

Рисунок на тему «Что означает моё имя»

3. Занятие «Учимся говорить НЕТ». Рисунок на тему «Как я помогаю маме».

4. Малая Родина рассказ учителя истории школы о родном городе. Рисунок «Волга-матушка».

3. Много знаешь, много умеешь.

1-7. Инструктаж по технике безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами. Знакомство с историей и техникой выполнения папье-маше. Изготовление сказочных героев к сказке «Репка».

 8-9. Постановка и показ сказки первоклассникам.

10-11. Великий праздник Пасха. Изображение пасхального яйца (яичная скорлупа).

12-14.Знакомство с техникой выполнения квиллинга (цветы).

4. Лысково – милый город.

1. Экскурсия в Макарьевский  монастырь

2-4. Изготовление оберегов.

5-10. Квиллинг панно «Лето в родном городе»

11-13. Конкурс поделок «Малая Родина». (Групповая работа)

5. Подведение итогов

1-2. Подготовка и защита проектов.

3. Методическое обеспечение программы «Семья и школы»

Тема

Форма

Приемы и методы

Дидактические материалы

Вводное занятие

беседа,   дидактическая игра

словесный, наглядный, продуктивный

Н. Абрамцева «Сказка про старый дом», Э. Фарджон «Гордая инфанта». Э. Фарджон «Гордая инфанта». Индийская сказка «Два дерева», Детская библия.

1год.Жизнь дана на добрые дела

2год. Как поживёшь, так и прослывёшь.

3год. Мои добрые поступки.


беседа,   дидактическая игра, практическая деятельность, работа в парах

словесный, наглядный, творческий, репродуктивный

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002 Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992.

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

Русские народные сказки

1год.Доброта без разума пуста.

2год.По платью встречают, по уму провожают.

3 год.Много знаешь, много умеешь.

беседа,   дидактическая игра, практическая деятельность

словесный, наглядный, творческий,

репродуктивный

А.Е.Архипов «Крестьянка с кувшином» Ф.А. Малявин «Вихрь» В.Васнецов «Иван- царевич на сером волке».

Репродукции А.Рублёва, И.Шишкина, А. Саврасова.

1год.Страницы истории

2год. Малая Родина.

3 год. Лысково – милый городок.

беседа,   дидактическая игра, практическая деятельность, исследовательская и экскурсионная деятельность


словесный, наглядный, репродуктивный

«Лепим сказку» Лыкова Ирина Александровна  

Пластилиновый остров. Серия «Лепим с мамой»

Подведение итогов

1год. Выставка

2год. Фестиваль

3год. Защита проектов.

практический, творческий, словесный, наглядный

компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор


4. Литература.

Литература для учителя.

  1. Абрамцева Н. «Сказка про старый дом», Э. Фарджон «Гордая инфанта». Э. Фарджон «Гордая инфанта». Индийская сказка «Два дерева», Детская библия.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002 Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  3. Лыкова И. А. «Лепим сказку» Пластилиновый остров. Серия «Лепим с мамой» - М., «Просвещение», 1992
  4. Лопатина А.А., Скребцова М.В.  «Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.
  5. Лопатина А.А., Скребцова М.В.  «600 творческих игр для больших и маленьких», М., 2004.
  6. Рогулева Л.А. Программа курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» для учащихся 1-4 классов \\ Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004.
  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова А.М. Кондакова - М.: Просвещение.- 2009.

Литература для детей.

  1. М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах», Мн.:, 2003
  2. А. Лопатина, М. Скребцова «Искусство видеть мир», М., 1997
  3. А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука мудрости», М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Дополнительная образовательная программа "Школа мастеров"(1-4кл.)

В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре ФГОС начального общего образования на основании проекта базисного учебного плана, в части внеуроч...

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"

Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...

Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника" с УУД....

Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника»

Цель  программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у  ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью е...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Я-исследователь «Родословная моей семьи» 2014-2015 учебный год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Прогимназия «Сообщество»     Календарно тематическое планированиедополнительной образовательной программы «Я-исследователь «...