Программа "Семья и школа"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Перович Елена Петровна

Эта программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17076_programma_kluba_semya_i_shkola.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

         

               Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Аркуль Нолинского района

Кировской области

                                            «Утверждено»

Педагогическим советом

МОУ СОШ п. Аркуль

Протокол №__от______2011

Директор________________

  Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению

(на 4 года  обучения,

возраст обучающихся: 7 – 10 лет)

                                                   Учитель начальных классов

                                     Перович Елена Петровна

п. Аркуль

2011

                       Пояснительная записка.

     «Все мы родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы всем.       Сегодня школа и учреждения дополнительного образования могут сыграть существенную  роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – взрослый. Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьёй имеет  дополнительное образование детей, особенностью  которого является создание условий для свободного творческого развития личности ребёнка.  Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Данная программа направлена на решение данных проблем. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института.

 

   .Данная программа  составлена на основе   предмета «Семьеведение»,

  Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю.

Направление: духовно – нравственное.

Актуальность:  Система семейного  воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса, как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся социальные трудности, неблагоприятный психологический климат в семье, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка. Нарушены нравственные представления о семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства. Следствием кризисного состояния является проблема здоровья детей. Аудио - видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации – «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.

Педагогическая целесообразность:   Семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности

Очень важно уже с первого года обучения детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Единые согласованные семьи и школы - одно из условий правильного воспитания и обучения.

Цель программы:

 Максимальное сближение интересов семьи и школы по формированию  

 развитой личности. Способствовать формированию в семье условий для  личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания.

Задачи программы:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  • Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии образовательных учреждений и их родителей.
  • Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
  • Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной деятельности детей.
  • Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно– воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.
  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Возраст обучающихся: 7- 10 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Режим занятий: занятия с детьми проходят 1 раз в неделю

Форма проведения занятий:

  • выставки;
  • ярмарки;
  • фестивали;
  • смотры – конкурсы;
  • соревнования;
  • тестирование;
  • походы,
  • рассказ;

                 

                                          Ожидаемые результаты:

  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  • Улучшение микроклимата в семье.
  • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком.
  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению  психоактивными веществами в подростковой среде.
  • В совместной деятельности устанавливаются дружеские отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности
  • От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности.
  • Нормализуются семейные отношения детей и родителей за счёт совместного позитивного переживания.
  • Формируется отношение к материальным и духовным ценностям.
  • Родители лучше узнают своих детей, а педагоги – родителей.
  • Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах.
  • Достигается большой охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.

Программа может корректироваться до 25 % в зависимости от интересов и уровня учащихся, а также в соответствии с общешкольным планом работы.

   Планирование работы осуществляется на основе анкетирования  и диагностики детей и родителей. учитывая их интересы, пожелания, индивидуальные особенности. Предлагаем наиболее актуальные темы.

Направление: духовно – нравственное.

                               

                                        Учебно-тематический план

Год

обучения

Названия тем

Форма проведения

1

год

обучения

1.

Детские страхи и их преодоление.

Семинар.

2.

Первый раз – в первый класс.

Торжественное собрание.

3.

Что такое семья.

Круглый стол.

4.

Телевизор в жизни семьи и первоклассника.

Обмен мнениями.

5.

Бабушки и внуки.

КВН

6.

Члены семьи: папа, мама, бабушка, братья и сёстры.

Лекция.

7.

Послушный сын, послушная дочь.

Деловая игра.

8.

Режим дня в жизни школьника.

Семинар – практикум.

9.

Рождение семьи.

Лекция.

10.

Игра и игрушка в жизни младшего школьника.

Игровой тренинг.

11.

Неразлучные друзья – взрослые и дети.

Форум.

12.

Родственники близкие и далёкие.

Деловая игра.

13.

Если родители в разводе.

Беседа.

14.

Перелистывая страницы учебного года.

Устный журнал.

15.

Традиции и обычаи школы, в которой учатся дети.

Лекция.

16.

Права и обязанности младших школьников.

Лекция.

17.

Отношения с родителями. Что значит быть послушным ребёнком.

Беседа.

18.

Семейному кораблю – счастливое плавание.

Семейный праздник.

19.

Можно ли обижаться на своих родителей.

Семинар – практикум.

20.

Папа и я – защитники Родины.

КВН.

21.

С днём защитника Отечесива.

Концерт.

22.

Учебник первоклассника. Как помочь ребёнку в трудной ситуации.

Семинар – практикум.

23.

Положительные традиции и обычаи семейного воспитания.

Обмен мнениями.

24.

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивная эстафета.

25.

Моя мама  самая лучшая.

Концерт.

26.

Недетские увлечения маленьких детей.

Круглый стол.

27.

Семейные ссоры, можно ли их избежать.

Беседа.

30.

Роль семьи в жизни каждого человека.

Обмен мнениями.

31.

Война в моей семье.

Встреча с ветеранами В.О.в.

32.

Если ребёнок неуверен в себе.

Круглый стол.

33.

День защиты детей.

Праздник.

2

год

обучения

1.

Снова вместе.

Собрание – праздник

2.

Законы жизни семьи, законы жизни класса.

Праздник.

3.

Первые уроки школьной отметки.

Критерии оценивания учащихся.

Родительский педагогический тренинг.

4.

День пожилого человека.

Семейный праздник.

5.

Детская агрессия.

Круглый стол.

6.

Поощрение и наказание детей в семье.

Обмен мнениями.

7.

Праздники и будни в нашей жизни.

Родительско – ученический капустник.

8.

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

Круглый стол.

9.

Причины детской агрессии.

Дискуссионный клуб.

10.

Моя семья – семь я.

Ролевая игра.

11.

Семейный Новый год.

Праздничный вечер.

12.

Главные отличительные черты учебников для второклассников.

Дискуссионный клуб.

13.

Когда в семье всё хорошо.

Семинар.

14.

«Хочу», «могу», «надо» в воспитании второклассников.

Круглый стол.

15.

Трудовые традиции в воспитании детей в семье.

Обмен мнениями.

16.

Когда в семье всё хорошо.

Диалог – размышление.

17.

О речевой культуре учащихся.

Дискуссионный клуб.

18.

Ребёнок вышел из дома….

Семинар – практикум.

18.

Семейные роли, поручения, обязанности.

Семинар – практикум.

19.

 Ответственность за свои поступки.

Обмен мнениями.

20.

Зимние забавы.

Спортивная игра.

21.

Наши папы самые сильные, ловкие, умелые.

Концерт к Дню защитника Отечества.

22.

Гигиена школьника. Проблемы и последствия.

Лекция.

23.

Мамин день.

Праздник.

24.

О воспитании мужественности и женственности.

Круглый стол.

25.

Здоровье в порядке. Спасибо зарядке.

Праздник.

26.

Детская фантазия и её значение в развитии учебных умений и личностных качеств ребёнка.

Тренинг.

27.

Как уберечь ребёнка от хронического вранья ?

Обмен мнениями.

28.

Роль семьи в формировании волевых качеств ребёнка.

Круглый стол.

29.

Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Консультация.

30.

Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу.

Родительский вечер.

31.

День Победы, его значение в каждой семье.

Круглый стол

32.

Друзья моего ребёнка.

Родительский вечер.

33.

Наказания и поощрения в семье.

Лекция.

 34.

День защиты детей.

Праздник.

3

год

обучения

1.

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.

Беседа.

2.

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

Обучающий тренинг.

3.

Эмоциональное общение.

Ролевая игра.

4.

Эффективное общение – залог успеха.

Тренинг.

5.

Бабушка и дедушка -  основа семьи.

Праздник.

6.

Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека.

Час общения родителей и детей.

7.

Роль самооценки в формировании личности.

Лекция.

8.

Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии детей.

Учебное занятие

9.

Семейные будни.

Вечер вопросов и ответов.

10.

Мужчины вашего дома.

Мужской разговор отцов.

11.

Поощрение и наказание как методы воспитания.

Обмен мнениями.

12.

Родительский дом – начало начал.

Праздник.

13.

О взаимоотношениях поколений в семье.

Круглый стол.

14.

О честности и чести. Анализ ситуаций повседневной жизни.

Вечер вопросов и ответов.

15.

Праздник страны – праздник семьи.

Праздник.

16.

Новый год.

Семейный вечер.

17.

Рождественские встречи.

Семейный вечер.

18.

Речевая культура школьника. От чего она зависит ?

Обмен мнениями.

19.

Внеучебная деятельность учащихся: «за» и «против» .

Час общения.

20.

Рыцарский турнир.

КВН.

21.

Парад военных войск.

Праздничный концерт.

22.

О культуре питания ребёнка в школе и после школы.

Дискуссионный клуб.

23.

Сочинение « Моя мама»

Конкурс.

24.

Международный женский день.

Концерт.

25.

Что может рассказать школьный дневник ?

Час общения.

26.

Информационная культура семьи. В чём она заключается ?

Обмен мнениями.

27.

Кем быть? Каким быть ?

Праздник.

28.

Внешняя культура школьника.

Круглый стол.

29.

Рациональное распределение занятий и отдыха.

Беседа.

30.

Доброта начинается с детства.

Праздник.

31.

Праздники нашей семьи.

Родительский вечер.

32.

Домашние животные – члены семьи?

Круглый стол.

33.

Встреча с ветеранами.

Круглый стол.

34.

День защиты детей.

Праздник.

4

год

обучения

1.

Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

Интеллектуальный марафон.

2.

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

Учебное занятие.

3.

Развитие творческих способностей детей.

Обучающий тренинг.

4.

О родных и близких людях с любовью.

Час общения, родители и дети.

5.

День пожилого человека

Концерт.

6.

Поговорим о дружбе.

Костёр дружбы.

7.

Грубость и непонимание в семье.

Дискуссионный клуб.

8.

Семейные традиции.

Семинар – тренинг.

9.

Откуда мы родом.

Праздник.

10.

Моя родословная.

Семейный вечер.

11.

Школе мы не говорим : «Прощай!»,

Мы говорим : «До новой встречи!»

Праздник.

12.

День матери.

Праздник.

13.

Вот и стали мы на год взрослей.

Устный журнал.

14.

Новый год.

Семейный вечер.

15.

Рождественские встречи.

Семейный вечер.

16.

О родительском авторитете.

Круглый стол.

17.

Особенности учебников в четвёртом классе.

Беседа.

18.

Семейные традиции.

Круглый стол.

19.

Как развить творческие способности?

Конференция.

20.

Родители и я спортивная семья.

Спортивная эстафета.

21.

А ну-ка, парни.

КВН.

22.

Парад военных войск.

Праздничный концерт.

23.

Широкая масленица.

Посиделки.

24.

Сочинения и стихи о маме.

Конкурс.

25.

Женский день.

Праздник.

26.

Мама, папа, я – талантливая семья.

Консультация.

27.

День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

Родительский вечер.

28.

Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня.

Праздник.

29.

Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Родительский вечер.

30.

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Консультация.

31.

Можно и нельзя в моей семье.

Диспут.

32.

Семья – эрудит.

Конкурс.

33.

Далёкие сороковые.

Круглый стол.

34.

День защиты детей.

Туристический поход.

                  Ряд мероприятий проводятся традиционно каждый год:

Названия мероприятий

1год

2год

3год

4год

1.

День Знаний. Праздник «Здравствуй, школа»!

+

+

+

+

2.

Осенние посиделки. Праздники осени.

+

+

+

+

3.

Конкурс «Дары осени».

+

+

+

+

4.

День матери и детей.

+

+

+

+

5.

Неразлучные друзья взрослые и дети.

+

+

+

+

6.

День именинника (осень, зима, весна, лето).

+

+

+

+

7.

День открытых дверей (открытые уроки для родителей).

+

+

+

+

8.

Праздник «Наша дружная семья»!

+

+

+

+

9.

Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка».

+

+

+

+

10.

Новогодний праздник «Сказка в гости к нам пришла»!

+

+

+

+

11.

«Папа, мама, я спортивная семья»!

+

+

+

+

12.

Экскурсии на место работы родителей.

+

+

+

+

13.

«Весна пришла мамин праздник принесла»!

(8 марта)

+

+

+

+

14.

Рыцарский турнир (23 февраля).

+

+

+

+

15.

Недаром помнит вся Россия (9 мая).

+

+

+

+

16.

Посещение театров, музеев, выставок.

+

+

+

+

17.

Походы в лес, на луга, в поле.

+

+

+

+

18.

КВН, конкурсы, викторины.

+

+

+

+

19.

Фотовыставки.

+

+

+

+

20.

Праздник «Масленица». Проводы зимы.

+

+

+

+

                  Источники и литература:

  1. Агеева И.Д. 500 новых детских частушек. «Творческий Центр  Сфера» Москва, 2002.
  2. Акутина С.П. Воспитание = Семья + Школа. Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002.
  3. Аралова М.А. Классный час играючи. «Творческий Центр  Сфера» Москва, 2002.
  4. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград  Издательство «Учитель».2006.
  5. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. . «Академия развития» Ярославль, 2000.
  6. Глизерина Л.И. Нетрадиционные родительские собрания в начальной школе. Йошкар-Ола Редакция журнала»Марий Эл учитель»2002.
  7. Давыдова М.М. 30 детских утренников. Москва «Аквариум» 2001.
  8. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1- 4 классы. Москва «Вако» 2006.
  9. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. Москва «Вако» 2005.
  10. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. «Вербум – М» Москва, 2001.
  11. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. «ВАКО» Москва ,2003.
  12. Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. Москва «Аквариум», 2000.
  13. Загребина Г.В. Давай устроим праздник ! (Игры, конкурсы, забавы). . «Академия развития» Ярославль, 2003.
  14. Калашникова О.В. Праздники круглый год : в учебное время и летом.  Издательство «Учитель» 2001.
  15. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Издательство «Учитель» 2003.
  16. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Москва «Аквариум», 2000.
  17. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. . «Академия развития» Ярославль, 2002.
  18. Леонтьева В.Б. Праздники для детей младшего школьного возраста. ООО «Юнипресс» 2002.
  19. Лизинский Е.В. Сценарии школьных праздников. Центр «Педагогический поиск» Москва, 2000.
  20. Линго Т.И. Игры детей мира. . «Академия развития» Ярославль, 1998.
  21. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. . «Академия развития» Ярославль 2003.
  22. Осипенко И. «Классные» праздники или как научить школьников жить весело. . «Академия развития» Ярославль, 2001.
  23. Персидская И.В. Классные часы 1-4 классы (Внеклассная работа в начальной школе). Волгоград Издательство «Учитель» 2006.
  24. Романова Л.В. В школу всей семьёй. Иваново 2002.
  25. Ромашкова Е.И. Нескучный досуг. «Творческий Центр  Сфера» Москва, 2002.
  26. Рябцева И.Ю. Приходите к нам на праздник. «Академия развития» Ярославль 2000.
  27. Савинова С.В. Праздники в начальной школе. Издательство «Учитель», 2001.
  28. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. «Творческий Центр  Сфера» Москва, 2001.
  29. Титков Е.П. Патриотическое воспитание в сельских образовательных учреждениях и семье. Арзамас 2004.
  30. Узорова О.В. Сценки-минутки на школьном уроке. АСТ « Астрель Москва» 2002.
  31. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. Москва «Просвещение» 1986.
  32. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва ООО»5 за знания» 2005.

 

Максимальное сближение интересов семьи и школы по  формированию  развитой личности. Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания.

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  • Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии образовательных учреждений и их родителей.
  • Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
  • Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной деятельности детей.
  • Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно–воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.
  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

  • Физическое воспитание ( укреплять и сохранять  здоровье ребёнка, развивать его силу и выносливость, физические способности, повышать сопротивляемость его организма  болезням.)
  • Умственное воспитание ( развивать у каждого ребёнка познавательные интересы и способности, память, мышление, смекалку, внимание, творческое воображение, пространственные представления, наблюдательность,  самоконтроль.)
  • Нравственное воспитание :  ( воспитывать коллективизм, требовательность к себе  и друг  к другу, честность и правдивость,  доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера.)
  • Трудовое воспитание:  ( привитие любви к труду и уважения к людям труда, ознакомление учащихся с основами современного промышленного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, формирование у них в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессии.)
  • Эстетическое воспитание: ( воспитывать способность воспринимать прекрасное, возвышенное в действительности и искусстве,  в поведении окружающих, стремления активно участвовать в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека и природой. Умение жить и общаться с окружающими по законам красоты.)
  • Патриотическое воспитание:  ( воспитывать любовь к Родине, семье, друзьям, родному дому, родной природе, родному селу.
  • Досуг : ( создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной работе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...