Программа "Семья и школа"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Эта программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17076_programma_kluba_semya_i_shkola.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Аркуль Нолинского района
Кировской области
«Утверждено»
Педагогическим советом
МОУ СОШ п. Аркуль
Протокол №__от______2011
Директор________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
(на 4 года обучения,
возраст обучающихся: 7 – 10 лет)
Учитель начальных классов
Перович Елена Петровна
п. Аркуль
2011
Пояснительная записка.
«Все мы родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы всем. Сегодня школа и учреждения дополнительного образования могут сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – взрослый. Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьёй имеет дополнительное образование детей, особенностью которого является создание условий для свободного творческого развития личности ребёнка. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Данная программа направлена на решение данных проблем. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института.
.Данная программа составлена на основе предмета «Семьеведение»,
Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю.
Направление: духовно – нравственное.
Актуальность: Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса, как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся социальные трудности, неблагоприятный психологический климат в семье, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка. Нарушены нравственные представления о семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства. Следствием кризисного состояния является проблема здоровья детей. Аудио - видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации – «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.
Педагогическая целесообразность: Семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности
Очень важно уже с первого года обучения детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Единые согласованные семьи и школы - одно из условий правильного воспитания и обучения.
Цель программы:
Максимальное сближение интересов семьи и школы по формированию
развитой личности. Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания.
Задачи программы:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии образовательных учреждений и их родителей.
- Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
- Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной деятельности детей.
- Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно– воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Возраст обучающихся: 7- 10 лет.
Срок реализации программы: 4 года.
Режим занятий: занятия с детьми проходят 1 раз в неделю
Форма проведения занятий:
- выставки;
- ярмарки;
- фестивали;
- смотры – конкурсы;
- соревнования;
- тестирование;
- походы,
- рассказ;
Ожидаемые результаты:
- Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
- Улучшение микроклимата в семье.
- Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком.
- Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
- В совместной деятельности устанавливаются дружеские отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности
- От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности.
- Нормализуются семейные отношения детей и родителей за счёт совместного позитивного переживания.
- Формируется отношение к материальным и духовным ценностям.
- Родители лучше узнают своих детей, а педагоги – родителей.
- Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах.
- Достигается большой охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Программа может корректироваться до 25 % в зависимости от интересов и уровня учащихся, а также в соответствии с общешкольным планом работы.
Планирование работы осуществляется на основе анкетирования и диагностики детей и родителей. учитывая их интересы, пожелания, индивидуальные особенности. Предлагаем наиболее актуальные темы.
Направление: духовно – нравственное.
Учебно-тематический план
Год обучения | № | Названия тем | Форма проведения |
1 год обучения | 1. | Детские страхи и их преодоление. | Семинар. |
2. | Первый раз – в первый класс. | Торжественное собрание. | |
3. | Что такое семья. | Круглый стол. | |
4. | Телевизор в жизни семьи и первоклассника. | Обмен мнениями. | |
5. | Бабушки и внуки. | КВН | |
6. | Члены семьи: папа, мама, бабушка, братья и сёстры. | Лекция. | |
7. | Послушный сын, послушная дочь. | Деловая игра. | |
8. | Режим дня в жизни школьника. | Семинар – практикум. | |
9. | Рождение семьи. | Лекция. | |
10. | Игра и игрушка в жизни младшего школьника. | Игровой тренинг. | |
11. | Неразлучные друзья – взрослые и дети. | Форум. | |
12. | Родственники близкие и далёкие. | Деловая игра. | |
13. | Если родители в разводе. | Беседа. | |
14. | Перелистывая страницы учебного года. | Устный журнал. | |
15. | Традиции и обычаи школы, в которой учатся дети. | Лекция. | |
16. | Права и обязанности младших школьников. | Лекция. | |
17. | Отношения с родителями. Что значит быть послушным ребёнком. | Беседа. | |
18. | Семейному кораблю – счастливое плавание. | Семейный праздник. | |
19. | Можно ли обижаться на своих родителей. | Семинар – практикум. | |
20. | Папа и я – защитники Родины. | КВН. | |
21. | С днём защитника Отечесива. | Концерт. | |
22. | Учебник первоклассника. Как помочь ребёнку в трудной ситуации. | Семинар – практикум. | |
23. | Положительные традиции и обычаи семейного воспитания. | Обмен мнениями. | |
24. | Папа, мама, я – спортивная семья. | Спортивная эстафета. | |
25. | Моя мама самая лучшая. | Концерт. | |
26. | Недетские увлечения маленьких детей. | Круглый стол. | |
27. | Семейные ссоры, можно ли их избежать. | Беседа. | |
30. | Роль семьи в жизни каждого человека. | Обмен мнениями. | |
31. | Война в моей семье. | Встреча с ветеранами В.О.в. | |
32. | Если ребёнок неуверен в себе. | Круглый стол. | |
33. | День защиты детей. | Праздник. | |
2 год обучения | 1. | Снова вместе. | Собрание – праздник |
2. | Законы жизни семьи, законы жизни класса. | Праздник. | |
3. | Первые уроки школьной отметки. Критерии оценивания учащихся. | Родительский педагогический тренинг. | |
4. | День пожилого человека. | Семейный праздник. | |
5. | Детская агрессия. | Круглый стол. | |
6. | Поощрение и наказание детей в семье. | Обмен мнениями. | |
7. | Праздники и будни в нашей жизни. | Родительско – ученический капустник. | |
8. | Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка. | Круглый стол. | |
9. | Причины детской агрессии. | Дискуссионный клуб. | |
10. | Моя семья – семь я. | Ролевая игра. | |
11. | Семейный Новый год. | Праздничный вечер. | |
12. | Главные отличительные черты учебников для второклассников. | Дискуссионный клуб. | |
13. | Когда в семье всё хорошо. | Семинар. | |
14. | «Хочу», «могу», «надо» в воспитании второклассников. | Круглый стол. | |
15. | Трудовые традиции в воспитании детей в семье. | Обмен мнениями. | |
16. | Когда в семье всё хорошо. | Диалог – размышление. | |
17. | О речевой культуре учащихся. | Дискуссионный клуб. | |
18. | Ребёнок вышел из дома…. | Семинар – практикум. | |
18. | Семейные роли, поручения, обязанности. | Семинар – практикум. | |
19. | Ответственность за свои поступки. | Обмен мнениями. | |
20. | Зимние забавы. | Спортивная игра. | |
21. | Наши папы самые сильные, ловкие, умелые. | Концерт к Дню защитника Отечества. | |
22. | Гигиена школьника. Проблемы и последствия. | Лекция. | |
23. | Мамин день. | Праздник. | |
24. | О воспитании мужественности и женственности. | Круглый стол. | |
25. | Здоровье в порядке. Спасибо зарядке. | Праздник. | |
26. | Детская фантазия и её значение в развитии учебных умений и личностных качеств ребёнка. | Тренинг. | |
27. | Как уберечь ребёнка от хронического вранья ? | Обмен мнениями. | |
28. | Роль семьи в формировании волевых качеств ребёнка. | Круглый стол. | |
29. | Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. | Консультация. | |
30. | Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу. | Родительский вечер. | |
31. | День Победы, его значение в каждой семье. | Круглый стол | |
32. | Друзья моего ребёнка. | Родительский вечер. | |
33. | Наказания и поощрения в семье. | Лекция. | |
34. | День защиты детей. | Праздник. | |
3 год обучения | 1. | Семейные традиции и способность ребёнка трудиться. | Беседа. |
2. | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | Обучающий тренинг. | |
3. | Эмоциональное общение. | Ролевая игра. | |
4. | Эффективное общение – залог успеха. | Тренинг. | |
5. | Бабушка и дедушка - основа семьи. | Праздник. | |
6. | Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека. | Час общения родителей и детей. | |
7. | Роль самооценки в формировании личности. | Лекция. | |
8. | Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии детей. | Учебное занятие | |
9. | Семейные будни. | Вечер вопросов и ответов. | |
10. | Мужчины вашего дома. | Мужской разговор отцов. | |
11. | Поощрение и наказание как методы воспитания. | Обмен мнениями. | |
12. | Родительский дом – начало начал. | Праздник. | |
13. | О взаимоотношениях поколений в семье. | Круглый стол. | |
14. | О честности и чести. Анализ ситуаций повседневной жизни. | Вечер вопросов и ответов. | |
15. | Праздник страны – праздник семьи. | Праздник. | |
16. | Новый год. | Семейный вечер. | |
17. | Рождественские встречи. | Семейный вечер. | |
18. | Речевая культура школьника. От чего она зависит ? | Обмен мнениями. | |
19. | Внеучебная деятельность учащихся: «за» и «против» . | Час общения. | |
20. | Рыцарский турнир. | КВН. | |
21. | Парад военных войск. | Праздничный концерт. | |
22. | О культуре питания ребёнка в школе и после школы. | Дискуссионный клуб. | |
23. | Сочинение « Моя мама» | Конкурс. | |
24. | Международный женский день. | Концерт. | |
25. | Что может рассказать школьный дневник ? | Час общения. | |
26. | Информационная культура семьи. В чём она заключается ? | Обмен мнениями. | |
27. | Кем быть? Каким быть ? | Праздник. | |
28. | Внешняя культура школьника. | Круглый стол. | |
29. | Рациональное распределение занятий и отдыха. | Беседа. | |
30. | Доброта начинается с детства. | Праздник. | |
31. | Праздники нашей семьи. | Родительский вечер. | |
32. | Домашние животные – члены семьи? | Круглый стол. | |
33. | Встреча с ветеранами. | Круглый стол. | |
34. | День защиты детей. | Праздник. | |
4 год обучения | 1. | Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. | Интеллектуальный марафон. |
2. | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | Учебное занятие. | |
3. | Развитие творческих способностей детей. | Обучающий тренинг. | |
4. | О родных и близких людях с любовью. | Час общения, родители и дети. | |
5. | День пожилого человека | Концерт. | |
6. | Поговорим о дружбе. | Костёр дружбы. | |
7. | Грубость и непонимание в семье. | Дискуссионный клуб. | |
8. | Семейные традиции. | Семинар – тренинг. | |
9. | Откуда мы родом. | Праздник. | |
10. | Моя родословная. | Семейный вечер. | |
11. | Школе мы не говорим : «Прощай!», Мы говорим : «До новой встречи!» | Праздник. | |
12. | День матери. | Праздник. | |
13. | Вот и стали мы на год взрослей. | Устный журнал. | |
14. | Новый год. | Семейный вечер. | |
15. | Рождественские встречи. | Семейный вечер. | |
16. | О родительском авторитете. | Круглый стол. | |
17. | Особенности учебников в четвёртом классе. | Беседа. | |
18. | Семейные традиции. | Круглый стол. | |
19. | Как развить творческие способности? | Конференция. | |
20. | Родители и я спортивная семья. | Спортивная эстафета. | |
21. | А ну-ка, парни. | КВН. | |
22. | Парад военных войск. | Праздничный концерт. | |
23. | Широкая масленица. | Посиделки. | |
24. | Сочинения и стихи о маме. | Конкурс. | |
25. | Женский день. | Праздник. | |
26. | Мама, папа, я – талантливая семья. | Консультация. | |
27. | День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? | Родительский вечер. | |
28. | Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня. | Праздник. | |
29. | Песни, которые пели мы и поют наши дети. | Родительский вечер. | |
30. | Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. | Консультация. | |
31. | Можно и нельзя в моей семье. | Диспут. | |
32. | Семья – эрудит. | Конкурс. | |
33. | Далёкие сороковые. | Круглый стол. | |
34. | День защиты детей. | Туристический поход. |
Ряд мероприятий проводятся традиционно каждый год:
№ | Названия мероприятий | 1год | 2год | 3год | 4год |
1. | День Знаний. Праздник «Здравствуй, школа»! | + | + | + | + |
2. | Осенние посиделки. Праздники осени. | + | + | + | + |
3. | Конкурс «Дары осени». | + | + | + | + |
4. | День матери и детей. | + | + | + | + |
5. | Неразлучные друзья взрослые и дети. | + | + | + | + |
6. | День именинника (осень, зима, весна, лето). | + | + | + | + |
7. | День открытых дверей (открытые уроки для родителей). | + | + | + | + |
8. | Праздник «Наша дружная семья»! | + | + | + | + |
9. | Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка». | + | + | + | + |
10. | Новогодний праздник «Сказка в гости к нам пришла»! | + | + | + | + |
11. | «Папа, мама, я спортивная семья»! | + | + | + | + |
12. | Экскурсии на место работы родителей. | + | + | + | + |
13. | «Весна пришла мамин праздник принесла»! (8 марта) | + | + | + | + |
14. | Рыцарский турнир (23 февраля). | + | + | + | + |
15. | Недаром помнит вся Россия (9 мая). | + | + | + | + |
16. | Посещение театров, музеев, выставок. | + | + | + | + |
17. | Походы в лес, на луга, в поле. | + | + | + | + |
18. | КВН, конкурсы, викторины. | + | + | + | + |
19. | Фотовыставки. | + | + | + | + |
20. | Праздник «Масленица». Проводы зимы. | + | + | + | + |
Источники и литература:
- Агеева И.Д. 500 новых детских частушек. «Творческий Центр Сфера» Москва, 2002.
- Акутина С.П. Воспитание = Семья + Школа. Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002.
- Аралова М.А. Классный час играючи. «Творческий Центр Сфера» Москва, 2002.
- Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград Издательство «Учитель».2006.
- Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. . «Академия развития» Ярославль, 2000.
- Глизерина Л.И. Нетрадиционные родительские собрания в начальной школе. Йошкар-Ола Редакция журнала»Марий Эл учитель»2002.
- Давыдова М.М. 30 детских утренников. Москва «Аквариум» 2001.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1- 4 классы. Москва «Вако» 2006.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. Москва «Вако» 2005.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. «Вербум – М» Москва, 2001.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. «ВАКО» Москва ,2003.
- Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. Москва «Аквариум», 2000.
- Загребина Г.В. Давай устроим праздник ! (Игры, конкурсы, забавы). . «Академия развития» Ярославль, 2003.
- Калашникова О.В. Праздники круглый год : в учебное время и летом. Издательство «Учитель» 2001.
- Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Издательство «Учитель» 2003.
- Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Москва «Аквариум», 2000.
- Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. . «Академия развития» Ярославль, 2002.
- Леонтьева В.Б. Праздники для детей младшего школьного возраста. ООО «Юнипресс» 2002.
- Лизинский Е.В. Сценарии школьных праздников. Центр «Педагогический поиск» Москва, 2000.
- Линго Т.И. Игры детей мира. . «Академия развития» Ярославль, 1998.
- Липатникова Т.Н. Праздник начинается. . «Академия развития» Ярославль 2003.
- Осипенко И. «Классные» праздники или как научить школьников жить весело. . «Академия развития» Ярославль, 2001.
- Персидская И.В. Классные часы 1-4 классы (Внеклассная работа в начальной школе). Волгоград Издательство «Учитель» 2006.
- Романова Л.В. В школу всей семьёй. Иваново 2002.
- Ромашкова Е.И. Нескучный досуг. «Творческий Центр Сфера» Москва, 2002.
- Рябцева И.Ю. Приходите к нам на праздник. «Академия развития» Ярославль 2000.
- Савинова С.В. Праздники в начальной школе. Издательство «Учитель», 2001.
- Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. «Творческий Центр Сфера» Москва, 2001.
- Титков Е.П. Патриотическое воспитание в сельских образовательных учреждениях и семье. Арзамас 2004.
- Узорова О.В. Сценки-минутки на школьном уроке. АСТ « Астрель Москва» 2002.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. Москва «Просвещение» 1986.
- Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. Москва ООО»5 за знания» 2005.
Максимальное сближение интересов семьи и школы по формированию развитой личности. Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания.
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии образовательных учреждений и их родителей.
- Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
- Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной деятельности детей.
- Оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно–воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
- Физическое воспитание ( укреплять и сохранять здоровье ребёнка, развивать его силу и выносливость, физические способности, повышать сопротивляемость его организма болезням.)
- Умственное воспитание ( развивать у каждого ребёнка познавательные интересы и способности, память, мышление, смекалку, внимание, творческое воображение, пространственные представления, наблюдательность, самоконтроль.)
- Нравственное воспитание : ( воспитывать коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера.)
- Трудовое воспитание: ( привитие любви к труду и уважения к людям труда, ознакомление учащихся с основами современного промышленного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, формирование у них в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессии.)
- Эстетическое воспитание: ( воспитывать способность воспринимать прекрасное, возвышенное в действительности и искусстве, в поведении окружающих, стремления активно участвовать в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека и природой. Умение жить и общаться с окружающими по законам красоты.)
- Патриотическое воспитание: ( воспитывать любовь к Родине, семье, друзьям, родному дому, родной природе, родному селу.
- Досуг : ( создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной работе.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...