Программа внеурочной деятельности "Клуб юных знатоков"
рабочая программа (2 класс)

Бардина Надежда Николаевна

Программа внеурочной деятельности  для 2 класса. Основным направлением программы является проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_yunyh_znatokov.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Школа №29"

Программа внеурочной деятельности

"Клуб юных знатоков"

   

Программу составила Бардина Н.Н.

Рязань, 2020

 Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Программа составлена в соответствии Федерального  закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»,  Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Уставом МБОУ «Школа №29» на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ)
  2. Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
  3.  Примерная основная образовательная программа начального общего образования; 07.2013 № 203-ФЗ);
  4. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993)
  5. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 04.02.2011г. №19707);

     Программа соответствует учебному плану МБОУ «Школа №29» на 2020-2021 учебный год.

Форма организации

В соответствии с письмами Роспотребнадзора №02/16587-2020-24, Минпросвещения России № ГД- 1192/03 от 12.08.2020 "Об организации работы общеобразовательных организаций изучение программы целесообразно организовать в каникулярное время, а также, по возможности, в нерабочее время (выходные дни)

Содержание программы представлено следующими модулями:

«Развитие познавательной сферы»  (8 ч)

         Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Формирование исследовательских умений» (10 ч)

     Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

 «Исследовательская практика» (12ч)

      Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

 «Защита проектов исследовательской работы» (4 ч)

      Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт

научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

Планируемые  результаты освоения программы 2 класса.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследовательской работы;
  • что такое информационный проект и практико – ориентирован-

          ный проект;

  • методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
  • правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления

      проектов;

  • правила осуществления самоконтроля;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • выбирать пути решения задачи исследования ;
  • классифицировать предметы, явления и события;
  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

 

Проектиро

вочные

Исследова

тельские

Информацион

ные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуника

тивные

Эксперимен

тальные

Рефлексивные

Презентацион

ные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

2 класс

34 часа

N|N

МОДУЛИ

«Развитие

познавательной сферы»

«Формирование исследовательских умений»

«Исследователь

ская практика»

«Защита проектов исследовательской работы»

8  ч

10 ч

12 ч

4 ч

«Миллион изменений».

(Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)

1 ч

Учимся определять направления темы.

1 ч

«Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты)

2 ч

В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1 ч

Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой)

1 ч

«Дорога и мы»

(групп. и инд. проекты)

2 ч

Как сотрудничать со взрослыми.

1 ч

Учимся анализировать и обобщать.

1 ч

« Праздники моей семьи» ( инд. проекты)

1 ч

« Самый – самый!» Психологическая игротека.

1 ч

Виды оформления проектов.

1 ч

«Разговор о правильном питании»

(групповой проект)

1 ч

Искусство выдумывания историй.

(речевой тренинг)

1 ч

Что такое эксперимент?

1 ч

«Математика вокруг» (инд. и групповые проекты)

2 ч

Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой)

1 ч

Секреты знакомых предметов.

( практикум проведения опытов и экспериментов)

2 ч

«Комнатные растения в нашем классе»

(групп. проект)

Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления).

1 ч

Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут)

1 ч

« Новогодняя красавица» ( инд. и групповые проекты)

2 ч

«Занимательная игротека» ( цель – формирование навыка самоконтроля)

1 ч

Игра. «Мы - журналисты»

( знакомство с методом интервьюирования)

1 ч

«Инопланетяне»

 ( инд. проект.)

1 ч

Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус»)

1 ч

  В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено как  портфолио младшего школьника, так и анализ работы учителя  за отчетный период .

Банк информационно-коммуникационных ресурсов

для проведения занятий:

  1. Белобородова О.Г., Шалашова Ж.А., Кулакова И.Н. Программа внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению в 1 – 4 классах «Школа исследования г. Черемхово, Иркутская обл., интернет – ресурс.
  2. М.В. Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников.

     Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс»,

     2011 г.

  1. Горячев А. В. «Организация проектной деятельности»

     gor2@procenter.net.ru

  1. Занятия с первоклассниками «Логика». http://adalin.mospsy.ru/sklad.shtml
  2. Сборники познавательных опытов и экспериментов. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
  3. Сборники  игр и упражнений для проведения тренингов сети Интернет.
  4. Рекомендации для оформления исследовательских работ.
  5. Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

Используемая литература.

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
  2. Дергачова С.В., Иванцова Е.А. Программа проектной деятельности младших школьников.
  3. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2010 г.

4.  Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

     М., Просвещение, 2010 г.

5.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь     ников.Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»

    gor2@procenter.net.ru

7. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности

    младших школьников. pedsovet.org8.

8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)

    http://festival.1september.ru/articles/517978/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков ТИМ"

Программа  для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению...

Программа курса внеурочной деятельности "Юные знатоки"

Образовательный марафон (Юные знатоки)...

Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка"

Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка " составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для работы с младшими школьниками с 1 по 4 классы и направлена на воз...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные знатоки"

laquo;Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходим...

Рабочая программа по курсу "Юные знатоки ПДД"

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по курсу "Юные знатоки ПДД"...

Программа внеурочной деятельности « Юные знатоки»

Программа внеурочной деятельности « Юные знатоки» для 1 класса...