Программа внеурочной деятельности "Клуб юных знатоков"
рабочая программа (2 класс)
Программа внеурочной деятельности для 2 класса. Основным направлением программы является проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_yunyh_znatokov.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Школа №29"
Программа внеурочной деятельности
"Клуб юных знатоков"
Программу составила Бардина Н.Н.
Рязань, 2020
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Программа составлена в соответствии Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов», Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Уставом МБОУ «Школа №29» на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ)
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования; 07.2013 № 203-ФЗ);
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 04.02.2011г. №19707);
Программа соответствует учебному плану МБОУ «Школа №29» на 2020-2021 учебный год.
Форма организации
В соответствии с письмами Роспотребнадзора №02/16587-2020-24, Минпросвещения России № ГД- 1192/03 от 12.08.2020 "Об организации работы общеобразовательных организаций изучение программы целесообразно организовать в каникулярное время, а также, по возможности, в нерабочее время (выходные дни)
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» (8 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» (10 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
«Исследовательская практика» (12ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (4 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Планируемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- что такое информационный проект и практико – ориентирован-
ный проект;
- методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
- правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
- правила осуществления самоконтроля;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования ;
- классифицировать предметы, явления и события;
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставки творческих работ учащихся;
- мини – конференции по защите исследовательских проектов;
В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
Проектиро вочные | Исследова тельские | Информацион ные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
Коммуника тивные | Эксперимен тальные | Рефлексивные | Презентацион ные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
2 класс
34 часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследователь ская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
8 ч | 10 ч | 12 ч | 4 ч | |
«Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) 1 ч | Учимся определять направления темы. 1 ч | «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) 2 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. | |
Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1 ч | Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) 1 ч | «Дорога и мы» (групп. и инд. проекты) 2 ч | ||
Как сотрудничать со взрослыми. 1 ч | Учимся анализировать и обобщать. 1 ч | « Праздники моей семьи» ( инд. проекты) 1 ч | ||
« Самый – самый!» Психологическая игротека. 1 ч | Виды оформления проектов. 1 ч | «Разговор о правильном питании» (групповой проект) 1 ч | ||
Искусство выдумывания историй. (речевой тренинг) 1 ч | Что такое эксперимент? 1 ч | «Математика вокруг» (инд. и групповые проекты) 2 ч | ||
Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) 1 ч | Секреты знакомых предметов. ( практикум проведения опытов и экспериментов) 2 ч | «Комнатные растения в нашем классе» (групп. проект) 1ч | ||
Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления). 1 ч | Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут) 1 ч | « Новогодняя красавица» ( инд. и групповые проекты) 2 ч | ||
«Занимательная игротека» ( цель – формирование навыка самоконтроля) 1 ч | Игра. «Мы - журналисты» ( знакомство с методом интервьюирования) 1 ч | «Инопланетяне» ( инд. проект.) 1 ч | ||
Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус») 1 ч |
В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено как портфолио младшего школьника, так и анализ работы учителя за отчетный период .
Банк информационно-коммуникационных ресурсов
для проведения занятий:
- Белобородова О.Г., Шалашова Ж.А., Кулакова И.Н. Программа внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению в 1 – 4 классах «Школа исследования г. Черемхово, Иркутская обл., интернет – ресурс.
- М.В. Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников.
Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс»,
2011 г.
- Горячев А. В. «Организация проектной деятельности»
gor2@procenter.net.ru
- Занятия с первоклассниками «Логика». http://adalin.mospsy.ru/sklad.shtml
- Сборники познавательных опытов и экспериментов. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
- Сборники игр и упражнений для проведения тренингов сети Интернет.
- Рекомендации для оформления исследовательских работ.
- Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
Используемая литература.
- Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
- Дергачова С.В., Иванцова Е.А. Программа проектной деятельности младших школьников.
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь ников.Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
gor2@procenter.net.ru
7. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности
младших школьников. pedsovet.org8.
8. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс)
http://festival.1september.ru/articles/517978/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков ТИМ"
Программа для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению...
Программа курса внеурочной деятельности "Юные знатоки"
Образовательный марафон (Юные знатоки)...
Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка"
Программа по внеурочной деятельности "Юный знаток русского языка " составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для работы с младшими школьниками с 1 по 4 классы и направлена на воз...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные знатоки"
laquo;Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходим...
Рабочая программа по курсу "Юные знатоки ПДД"
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по курсу "Юные знатоки ПДД"...
Программа внеурочной деятельности « Юные знатоки»
Программа внеурочной деятельности « Юные знатоки» для 1 класса...